6. Абстрактное мышление

Ник Пичугин
Проект «Ребенок»

Дао, которое может быть выражено словами, не есть неизменное дао.
(Из записной книжки Ли Эра)

    Сторонники «общественного научения» обожают приводить в пример несчастного Маугли, воспитанного стаей. (Иногда кажется, что это их единственный аргумент.) Дескать, если он такой умный, что же он строем не ходит вместе со всеми? Вопреки Киплингу, реальные маугли (примеров множество) мыслить так и не научились – даже после того, как попадали в человеческое общество… Почему «социал-детерминистам» не приходит на ум пример обыкновенных домашних кошек? Многие котята ведь выросли в культурной среде, но разума тоже не обрели. И даже воспитанники очень интеллигентных семей так и не освоили интегральное исчисление и правила поведения за столом. Есть что-то в человеке (и человеческом дитеныше), чего нет и не может быть у животных. И мы знаем, что: разумная деятельность обусловлена владением абстрактными понятиями.
    Не уверен, что читатель хорошо меня расслышал, поэтому на всякий случай повторю. Я сказал: «абстрактными», а не «общими», разница здесь существенная. Видимо, придется ее объяснить. Более или менее общими понятиями владеют и высшие животные. Ассоциативное мышление – штатный режим работы Первой сигнальной – это, как мы говорили, процесс обобщения понятий. Вопрос в том, как далеко это обобщение может зайти. Существует естественный предел развития ассоциативного мышления в результате количественного накопления ассоциаций. Например. Вопреки распространенному заблуждению, к понятию (геометрической) точки нельзя прийти путем обобщения собственного опыта наблюдения пятен. Можно только прийти к слову «точка»; и только потому, что само понятие дано нам от рождения – на уровне чувства.
    «Абстракция» – понятие качественное; это условный, недостижимый предел обобщения, к нему можно приближаться – но и только. Абстрактное мышление «апперцепция» по Лейбницу)  – это встречный процесс конкретизации общих понятий, начиная с самых общих. И в результате получаются такие понятия, до которых ассоциативно мыслящие существа не додумаются никогда… Так уж и не додумаются? Теоретически – да, но только теоретически. Не тешьте себя иллюзиями, все попытки воспитать обезьянку в человеческой семье дали всё тот же предсказуемый результат – несмотря на все научно обоснованные методики, несмотря на профессиональную подготовку исполнителей.

    Вторая сигнальная система как раз и предназначена для того, чтобы оперировать абстрактами  в мышлении и практической деятельности. Ее структура и функции – те же, что и у Первой, они описаны в предыдущих публикациях. Отличие в том, что Первая сигнальная оперирует информацией о форме событий, а Вторая – об их сути. Как вам объяснить… Понимаете, что такое «суть события»? Конечно, понимаете, хотя и не сможете объяснить. Да и зачем – если все понимают этот абстракт одинаково. Кстати, что такое «понимать»? («Система понятна?») Суть нельзя объяснить, ее можно только «передать». Если можно дать какое-то определение абстрактам, то только через чувства другого человека. «Благодать – это то, что мы чувствуем после первой с устатку.» Argumentum ad humanum.
     «Добро и зло», «правда и ложь», «красота» и «гармония» – это ведь все общие понятия, а не абстрактные; просто потому, что выражены словами. Абстрактные понятия нельзя назвать, на то они и понятия: их или понимаешь, или нет. Хотя… что значит «нет»? Нет человека, который ими не владел бы, хочет он того или не хочет.
    Логически это означает наличие психического аппарата, ответственного за чувственное восприятие (понимание) абстрактных идей. Печальное состояние дел в персонологии (индивидуальной психологии) красноречиво характеризуется тем обстоятельством, что для такого психического аппарата даже не придумано специального названия (Юнг не в счет). Впрочем, философы древнего Китая дали ему имя Дао; этому приоритету мы и будем следовать.

    В заключение, я хотел бы, пока мы не погрязли в информационных схемах и не увлеклись педагогической тематикой… Я хотел бы простыми словами объяснить, как же, все-таки, проходит процесс воспитания ребенка. Как формируются базовые навыки и базовые установки личности в раннем детстве? Как видите, совсем уж без педагогической тематики мы не обойдемся – как и без информационных схем, впрочем.
    «Схема совпадений» – стандартная процедура в ординарной информатике; и универсальный метод организации психической деятельности. По этой схеме работают «управляющие инстанции» рефлекторных дуг, по ней происходит матрификация сигнала, организуются и разделяются между собой психические структуры. Рефлекторное кольцо образуется по схеме совпадений сигналов в контуре условного рефлекса и «рефлекса среды». Она заслуживает, чтобы с ней познакомиться. Это такой режим регистрации сигналов, при котором фиксируются только импульсы, пришедшие одновременно; фиксируются совпадения. В случае информатики структура сигналов также должна совпадать… Это все. Но из этого непосредственно следует, что Дао самостоятельно – без подтверждающего сигнала от воспитателя – не способно сформировать ни одной человеческой установки, ни одного навыка. Вот вам и Маугли. Но и воспитатель (внешняя среда) тоже не может этого сделать без подтверждения от Дао. Вот вам и котята.

    Ж. Базовые установки и базовые навыки формируются в раннем детстве в результате взаимного подтверждения внутренних и внешних побуждений.

    К этому можно прибавить, что

    З. в раннем детстве (0 – 6 лет) формирование установок неотделимо от формирования навыков.

    Даже простейший физиологический рефлекс младенца возникает параллельно с (простейшей) духовной установкой, которая ему соответствует. (Т. н. «релевантная связь» сигналов; термин восходит к опытам Павлова и Скиннера.) Поэтому они и называются «базовыми», что образуют неразрушимое единство, «базис личности», которое не испытывает никаких внутренних противоречий на протяжении всей жизни; информационный обмен между матрицами «базовых установок» и «базовых навыков» не прекращается ни на мгновение без каких-либо волевых усилий – даже тогда, когда часть сознания (Эго или Супер-Эго) работает в «спящем» режиме. Базис личности – «биос» человеческого сознания, если вы понимаете, о чем речь. Именно это неразрушимое единство гарантирует снятие конфликта между Эго и Супер-Эго, известного как «кризис идентичности»… Но об этом позже.