Сценарная заявка или синопсис, учебная разработка

Александр Демьянков
Сценарная заявка (синопсис) фильма (пьесы) «НАЗВАНИЕ»

ВАРИАНТ НАЗВАНИЯ
(любой или несколько – просят продюсеры)

ХРОНОМЕТРАЖ
Для ТВ – 47-52 мин. серия, игровое кино ориентируется на 90 мин., но жестких ограничений в принципе нет.
Самый распространенный вариант - это фильм на полтора часа с вариантом в 4 телевизионных серии (мини-сериал);
Далее в ТВ идут сериалы в 6 серий (снимают крайне редко), затем 8, 12, 16, 20 и т. д. (желательно кратное четырем).

ТЕМА
Несколько слов, например: «Великая Отечественная война», а можно: «Человек на войне»

ИДЕЯ (СЛОГАНЫ)
Предложения в стиле: «Патриот понимает, что война – это международная трагедия» (чем короче написано – тем лучше!)

ЖАНР
Не обязательно один. Можно писать так: «Комедия. Боевик. Мелодрама.» Смысл записи в том, какие элементы современных жанров используются.

АУДИТОРИЯ
6+, 12+, 14+, 16+ или 18+

ВНИМАНИЕ!
Можно все технические элементы записывать в одну строку под словом ФОРМАТ. Например:
«Трагикомедия с элементами мелодрамы, 90 мин.,12+»
Или (для театра):
Семейная комическая антреприза в двух действиях с антрактом. (Время спектакля в театре – впонятие более условное, чем в кино!)

АНТИТЕЗА
Основа главного конфликта - противопоставление, объединенное общей идеей. Примеры:
«Герой преодолевает в себе патологическую трусость» или:
«Сверхкомпьютер становится богом, обретая человеческие чувства».

ЛОГЛАЙН
Минимально краткое содержание истории. В одном-трех предложениях.
Например:
В командировке на Землю молодой неопытный ангел-хранитель нарушает небесную инструкцию, что приводит к гибели его возлюбленной, из-за чего он теряет волшебные крылья и становится художником, а погибшая девушка – его музой.
Или:
Столкнувшись в воздушном бою, советский и американский летчики попадают в первобытный рай. Из-за нехватки женщин они нарушают гармонию туземного образа жизни и развязывают войну. При этом каждый из них прикрывается «родными» политическими лозунгами.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
От 2 до 5 главных героев (можно указать примерный возраст);
До 15 ролей второго плана (то есть просто их имена-фамилии-прозвища со скупыми характеристиками, типа: «молодой жизнерадостный эгоист»);
Эпизоды, групповка и массовка учитываются позже, но продюсеры (прикидки бюджета ради) желают знать «примерное» количество статистов. Дело в том, что в большинстве эпизодов снимаются, как правило, те же профи.

СОДЕРЖАНИЕ (КОМПОЗИЦИЯ, ФАБУЛА и СЮЖЕТ):

Тизер
Описание тех «странных, загадочных» кадров (обычно эпизод перед титрами), которыми мы берем внимание зрителей и заявляем жанр.

Экспозиция
Знакомство с героями, часто ее элементы переносятся в будущие перипетии сюжета, потому что публике сразу нужна интрига.

Завязка
Событие, с которого начинается рассказ.

Обязательная сцена
Тот эпизод действия, после которого события (жизнь героев) просто НИКАК нельзя вернуть назад.

Перипетии (конфликты и повороты сюжета)
Это основное содержание фильма (история как таковая).

Предкульминационная лестница
Нарастание эмоционального поля. Выход к «самой главной, крайней ситуации». Обычно 3 эпизода.

Кульминация
Интеллектуальный и физический «взрыв» действия. Он в любом произведении один. Ситуация, из которой нет (морального или реального) выхода.

Развязка
Как правило, всегда вырастает из кульминации. Интеллектуально-эмоциональный «перевертыш», который объясняет все, о чем рассказывалось в сценарии.

Финал
Бывает простой, двойной и «мистический». Послесловие киноистории.

ПРИМЕЧАНИЯ
Фабула – это событийный ряд.
Сюжет (большинство путает с фабулой) – это история изменения характера (потрясения души) главного героя (реже - героев).
Характер в искусстве – понятие условное, похожее на комплекс внутренних качеств реальных людей, но… вряд ли существующее в жизни. Заявляется в привычках, особенностях речи и проявляется в поступках героев.

Сценарий одной серии для ТВ - это 37-45 страниц шрифтом 12 по голливудскому формату. Для полнометражного игрового кино – это 60-90 стр. по тому же формату, но может быть до 130 стр. максимум.

В пункте «Примечания» схемы сценария можно указать коммерческие перспективы и основные локации съемок, а также - дорогие спецтехнику и самые важные вещи, необходимые для кинопроекта.

Иногда добавляют пункт «Идеология проекта», в котором от лица авторов сообщают об основном идейно-творческом содержании или режиссерском решении, направленных на проявление сверхидеи будущего фильма.

ВНИМАНИЕ!
Довольно полезно вносить еще один пункт: ЛИНЕЙНЫЙ КОНФЛИКТЫ

Главный конфликт существует всегда внутри главных героев - он невидим (согласно Станиславскому и Михаилу Чехову), его обычно выбирает режиссер-постановщик, а вот линейные характеризуют взаимоотношения героев и проявляются в фабуле.
Записывается это примерно так:
Маме не нравится образ жизни ее любимого сына.
Комбат считает своего ординарца дураком, а тот его уважает до смерти.
Падший ангел не верит в бога, потому что никогда его не видел.
И т. п.
(Чем больше, тем лучше для развития истории!)

Постскриптум.
Синопсис полнометражного фильма (желательно!) не должен превышать 3 стр., мини-сериала – 5-6 стр., далее содержание одной серии – не более страницы!

ВНИМАНИЕ!
Следующим творческим документом является ПОЭПИЗОДНИК, в котором содержание фильма разбивается на условные сцены (в полном метре их 45-60) , а общий объем творческой информации увеличивается примерно в 3 раза.
Но иногда по договору можно сразу писать черновик.
Учитесь терпеть замечания и убеждать продюсеров в необходимости «лишних» эпизодов!