Как создать скетч-шоу, маленькая лекция

Александр Демьянков
Под скетч-шоу имеется ввиду юмористическая ТВ-программа с хорошим рейтингом, поэтому для начала желательно иметь чувство юмора, подходящие навыки и возможности.

СПРАВКА
Что такое юмор никто не знает. Хороший юмор бывает даже не смешным.
В основе юмора лежат «три кита»:
1. Несоответствие содержания форме (необычность);
2. Гэг (нелепость);
3. Перевертыш (неожиданность).

Чтобы создать смешную передачу, нужна команда, идея и технология производства. То есть система, которая образуется по законам дикой природы.
Команда – это случайные люди разных профессий и характеров, объединенные общей целью.
Идею программы можно родить, украсть или купить. Рожать больно и надо время на беременность. Чтобы купить, нужны большие деньги, плохое воображение и знакомство с продавцом. Проще украсть из американских учебников по истории ТВ или у иностранного канала. Еще лучше воровать из разных «карманов». Как известно, телевидение – искусство самое синкретическое.
Затем все равно придется переделывать и доделывать в угоду начальству, случайным обстоятельствам и зрителям!

Любая съемочная группа состоит из организатора, творца и исполнителя. Иногда человек может иметь несколько обязанностей и наоборот: несколько обязанностей «имеют» этого человека.
На первом этапе съемочная группа растет в количественном отношении, на втором – в качественном. Когда она «устаканивается» и достигает оптимального уровня, наступает регресс и программу закрывают.
Чтобы этого не произошло очень быстро, команде постоянно мешают господин Бог, болезни и начальство.

СПРАВКА
Чарли Чаплин выделил 10 правил смешного. Самые главные из них следующие:
1. Сложное должно оказаться банальным;
2. Большое должно быть унижено;
3. Злое обязано стать наказанным.

В основе любой хорошей идеи всегда лежит одно-единственное предложение, состоящее из трех частей, подобных завязке, развитию и перевертышу.
В этом предложении через так называемую антитезу (противопоставление) должен быть заложен конфликт. Например:
«В нашей игровой передаче добрые мирные соседи развязывают гражданскую войну в отдельном подъезде»,
«Чтобы сделать окружающих умнее и лучше, мы хотим снимать программу про глупых и плохих людей»,
«Дешевая юмористическая программа способна приносить крутые доходы не только для ее создателей!»

Очень важно научиться развивать идею программы вслух и до бесконечности, угадывая по взгляду чиновника ТВ направление движения его самолюбия и художественного вкуса.
Для этого необходимо хотя бы предполагать, какие характеры в этот мимолетный день особенно политкорректны и актуальны.

СПРАВКА
Политическая корректность – это глупость высшего качества из новых учебников дошкольного возраста.

Характеры героев скетч-шоу должны быть максимально оригинальны и распространены в окружающей среде. Дело в том, что…
1. Все зрители любят смеяться над соседями и начальниками, но возмущаются, когда узнают на экране себя;
2. Руководители канала – это зрители, которые смотрят телевизор чаще и внимательнее всех штатных юмористов;
3. Рейтинги программ определяются вкусом большинства руководителей каналов.

Хотя и «гениальный Вовочка», и «подвыпивший сантехник», и «злая теща» как герои скетч-шоу давно уже «бородаты», без них родник народного юмора быстро засохнет. Архетипы вечны. Тем не менее, галерею образов следует постоянно обновлять.

Так же важно обращать внимание на оригинальность сюжета, который растет из необычной завязки, и сознательно затягивать фабулу (действие), чтобы уменьшить количество игровых миниатюр в каждом выпуске программы.
Для этого, кстати, очень нужны «вызывающие улыбку» длинные музыкальные, игровые или мультипликационные заставки, перебивки и финальные титры, которые надо иногда менять на «снова смешные», как только рейтинг ощутимо падает.

Помните! Лучшие элементы программы располагаются режиссером в начале и в конце, чтобы взять внимание зрителя и запомниться. В середине шоу в каждом доме закипает чайник, и зритель все равно убегает к холодильнику.
Поэтому юмор и не обязан быть смешным всегда!

СПРАВКА
Хотя у здорового человека 6 основных (есть еще скрытые!) органов чувств, 90 процентов информации он получает глазами. Поэтому талант актера – это всего лишь тупая способность сексуально нравиться зрителям от 6 до 106 лет. Если же такой способности не хватает, выручает музыка за кадром.
Вот почему все люди (иногда тайно!) балдеют от эстрады и танцев.

Все знают: «картинка» на ТВ должна привлекать внимание. Для этого и нужна реклама.
Во-первых, она служит изобразительным образцом, во-вторых, сокращает съемочный день, а в-третьих, дает работу талантливым актерам.
Попробуй, сыграй в рекламном ролике плохо!

Так и надо (на кастинге) отбирать «действующих лиц». Образ и актер – понятия не разделимые. Оптимальное количество постоянных участников шоу – до 7 артистов, из которых на площадку в съемочный день вызываются трое. Скетч это и есть пьеса с 2-3 героями!
Исключение – «пилот», в котором снимаются все актеры.

Что касается хронологии… Начинать лучше с формата в 13 мин. Потому что это реально снять и смонтировать за неделю. То есть 6-9 мин. чистого игрового материала + музыкально-графическое оформление программы.
Если предлагается делать еженедельную передачу в 26 мин., то потребуется «говорящая голова». Выручает и большое количество музыки, например – комический клип. Это из опыта.

Когда соберется архив в 50-70 игровых сюжетов, можно смело увеличивать программу за счет повторов. Лучше ориентироваться на среднюю продолжительность скетча от 30 до полутора мин. ТВ-пародия обычно длиннее – она занимает две-три мин.

Условные (от финансов) технологии предполагают съемки как можно большего количества сюжетов на одном объекте – как в павильонах и интерьерах, так и на любой натуре.
Поэтому шоу, как правило, делают тематическим, связанным с погодой и временем года, либо с ограниченным количеством архетипов игрового сюжета (зависит от числа съемочных площадок – обычно от 3 до 6).

О самомнении «творцов». Сценарист и режиссер роют канаву программы. Заполняют ее живые люди с «возвышенным» уровнем самооценки.
Монтажно кадры бывают плоские и глубокие, снимать же надо высокие!

Разберем самые рейтинговые юмористические программы России.
1. «Городок». Два великих актера (один из них еще и крутой режиссер) + групповка в кадре + недорогая графика в заполнении = успех (общался со Стояновым). Аналоги – «Одна за всех», «Наша Russia»…
2. «Шесть кадров». Название-каламбур, талантливые актеры и сценаристы – режиссура так себе (кстати, Медведева родом из Минска)…
3. «КВН» – это и профессиональные скетчи, и «учебные» работы одновременно! Его более профессиональные «дети» – шоу «Уральские пельмени», их украинский ремейк «Дизель шоу», «Однажды в России» и др.
4. «Нереальная история» – очень дорогая и классная развлекуха из тех же людей КВН
5. «Ералаш», замечательная старая вещь с новым «хозяином» на букву «Г» (мы знакомились, но без толку). Детские комические сборники расплодились, словно на ротопринте.
6. «Маленькие комедии» – суперидея со скучным сценаристом.

К любому новому проекту советую привлечь  Виталия Коломийца, я с ним пытался работать много лет назад, но с тех пор он прошел собственную телешколу.
Лучше всего снимать что-то типа «Маленьких комедий» (3 мин.). Но смешно. А через полгода переходить на новый формат.
В общем, ничего сложного, но много работы в начале процесса. Пока не состоится команда, не оформятся популярные игровые образы в конкретных условиях съемок и не отшлифуется оригинальная технология производства.
Совет напоследок. Под видом развлекательной игровой программы снимайте сатиру! Границы юмора позволяют это делать. Комедии на злобу дня всегда гарантируют успех. Если, конечно, авторы талантливы.

2015 г.