Без греха нет покаяния

Владимир Шенк
Фундаментальное примирение


Исламский фундаментализм возник не на пустом месте. Это реакция исламского мира на политику Запада - более развитого и сильного соседа по цивилизации. Понятно, что "у сильного всегда бессильный виноват". Запад позволил себе не углубляться в причины конфликта и подавлять неповиновение силой. Поскольку "против лома - нет приема", против Запада было использовано нетрадиционное оружие типа "живые бомбы". Обыденностью стали поджоги машин, погромы и т.п.
Но трудно поверить, что за всем тем, что происходит сегодня во Франции, да и в западной Европе в целом, не стоит нечто более важное, чем обыкновенная распущенность. Слишком уж много в явленном нам хулиганстве черной злобы и методичной мести.
Самое обидное, что Франция как раз наиболее толерантна к иноверцам. И в полемике с США, накануне нападения на Ирак, она проявила себя достойно. Но заинтересованные в разжигании беспорядков лица использовали минимальные противоречия в свою пользу. При этом они поразили сразу несколько целей. Во-первых, показали всему миру, что с исламом нельзя быть толерантным и любые послабления будут использованы им для расширения пространства экспансии. Во-вторых, принудили европейцев к более жесткому обращению с представителями ислама, что неизбежно повлечет за собой ответную реакцию. В-третьих, нанесли экономический ущерб странам Евросоюза. В-четвертых, перенесли главное направление террористических атак на Европу. Теперь, если европейцы пойдут на поводу США и начнут давить арабов как клопов, эта террористическая война может развернуться в полномасштабную мировую войну.
Решение социальных проблем французских пригородов с арабским населением уже не поможет. Массовые выступления будут подавлены, но проблема будет загнана внутрь и потом вынырнет в новой одежде, так как она носит глобальный характер. Для начала европейцы должны попытаться перенести театр военных действий обратно на территорию США. Надо отделить интересы европейцев от интересов США. Европа не должна брать на себя удары за просчеты, допущенные Америкой в отношениях с исламскими странами.
Если исследовать причины возникновения того типа терроризма, с которым мы имеем дело сегодня, то станет ясно, что начало ему было положено в конфликте на Ближнем Востоке. Фрэнсис Фукуяма утверждает, что "попытки "стабилизировать" Ближний Восток, неся модернизацию и демократизацию в такие страны, как Египет или Саудовская Аравия, не решат проблем терроризма, но грозят усугубить проблему в самые кратчайшие сроки. Разумеется, демократизация и модернизация мусульманского мира остаются желательны сами по себе, но серьезные проблемы с терроризмом в Европе пребудут независимо от изменений на Ближнем Востоке". Это не совсем так.
Начинать решение проблемы терроризма надо с урегулирования ситуации в Палестине, чтобы не дать заинтересованным в разжигании всякого рода конфликтов в Европе использовать существующие на Ближнем Востоке противоречия в свою пользу. Пусть США вводят демократию в исламском мире какими угодно способами. Это будет только подстегивать антиамериканские настроения. Но в конечном итоге для исламистов главным раздражителем является оккупация Палестины, а не разного рода мелочи типа отсутствия избирательной системы, нарушения прав женщин, запрета на порнографию и т.п. Даже нищета хоть и подливает масло в огонь, но имеет все же второстепенное значение. На Востоке иные ценности. А узкая прослойка, которой это важно, ничего не решает.
Режиссеры ближневосточного спектакля - саудовские принцы. Идти против них - вечно стоять на ветру мокренькими. Они - помазанники Божии, а их подданные - дети, и все, что находится на Востоке, принадлежит им. Избранные по конституции лидеры исламских государств для них просто выскочки. А те, кто пришел к власти в результате переворотов (как, например, Садам Хусейн), вообще не люди. Если бы они захотели, то при их финансовых и политических возможностях любой террор давно был бы ликвидирован. Но им хорошо известно, что посредством террора очень удобно оказывать давление на западный мир и США, в том числе по линии разрешения палестинской проблемы.
На словах они осуждают террор, но в реальности - поддерживают, ибо этот инструмент давления очень удобен во внешней политике. Такая двойственная позиция - нормальное явление при решении политических проблем. Теряя в чем-то, они продвигаются в главном направлении. Иначе оккупация Палестины станет нормальным явлением и будет узаконена временем. Только после создания палестинского государства можно начать диалог с принцами о прекращении террора и решении других наболевших вопросов в отношениях между Востоком и Западом.
Но поскольку мирный процесс в Израиле затруднен тем, что демократические принципы, якобы принятые в обществе, трансформируются в многочисленные понятия, то и люди, как и государство, живут не по международным законам, а по этим понятиям. Это не дает прийти к власти прогрессивным политикам и решить наконец эту наболевшую проблему (правда, совсем недавно в оппозиционной партии "Авода" Амир Перец заменил Шимона Переса, что дает некоторые надежды). Да и военные действия по ликвидации террористов не прекращаются ни на день, даже во время посещения Израиля госсекретарем США. Теракты, как правило, идут в ответ на эти ликвидации, но что им предшествует - не интересует широкую публику, и об этом не пишут.
Даже если Израиль освободит большую часть оккупированных территорий, то недоверие и подозрительность не дадут обоим народам создать необходимые условия для совместного проживания. Длительная оккупация завоеванных территорий принесла неисчислимые беды обоим народам. Эта рана без публичного покаяния с обеих сторон не зарубцуется никогда. Германия покаялась перед другими народами за беды, нанесенные войной, несмотря на то, что другие народы не сидели сложа руки перед агрессорами и тоже нанесли им значительный урон.
Вообще, настоящая дружба между непохожими друг на друга партнерами или старыми конкурентами возможна только в результате примирения после серьезного конфликта. Конфликт для этого просто необходим, так как он позволяет найти общий язык. Вот почему периодически возникают войны, но последующее покаяние поворачивает ранее воюющие народы лицом друг к другу. Покаяние имеет важное значение в главных мировых религиях. Но без греха нет покаяния. Нет покаяния - нет подлинного мира. Поэтому на Ближнем Востоке создана уникальная возможность фундаментального примирения, так как конфликтов там было более чем достаточно.


16.11.05 14:36 РЖ

http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Fundamental-noe-primirenie