Нанорассказы. Рассказ 1. Отцы и дети

Сергей Владимирович Евдокимов
Любите ли Вы собирать грибы так, как люблю собирать их я?
Когда мне удаётся вырваться в Лес, а это бывает крайне редко и далеко не каждый год, то я несусь со всех ног к лесной опушке.
Для меня совсем неважен результат: найду ли я много грибов или вообще ни одного, главное для меня – общение с лесом!

Лес разговаривает со мной на разных языках: то шумом крон деревьев, то мерцанием света в перелесках лесных полян, то птичьими голосами...
Когда же я начинаю хоть немного понимать частицу какого-либо лесного языка, то меня это настолько поглощает, что я забываю, зачем я сюда пришёл, все мои мысли с огромнейшим любопытством разгадывают произнесённую Лесом фразу.

Вот и сейчас, когда я отыскал на опушке хорошую ветку-палочку, чтобы раздвигать траву когда ищешь грибы, а такие палочки оставляют грибники, выходя из леса, чтобы кому-то досталась, и не надо было бы срезать живую ветку у дерева, я сразу услышал отчаянные крики двух птиц.

Нет, птицы не дрались между собой, они жертвовали собой, зазывая меня, чтобы завлечь подальше в лес.
И я всё понял: у птиц выпал из гнезда птенец и затаился где-то недалеко от меня в траве. Птицы, думая что я – охотник, готовы были расстаться со своей жизнью, лишь бы подальше отвести меня от гнезда.

По опыту знаю, что выпавшего птенца довольно легко найти в траве, тем более поймать.
Я неоднократно поступал именно так, думая что спасаю птенца от возможного появления на опушке кошки или просто от грибника, который, не заметив притаившегося птенчика, случайно раздавит его, ведь глаз грибника настрое на отыскания гриба, а при таком настрое кроме поставленной цели ничего не видишь что под ногами.

Когда же я приносил подобранного птенца домой, гордый тем, что спас его от неминуемой как мне казалось гибели, мол, буду его кормить, поить, а подрастёт – отпущу на свободу в лес, то каждый раз наутро – находил птенца мёртвым.

Так я поступал до тех пор, пока мне глупому не объяснил один орнитолог, что птенцов подбирать нельзя, они тут же погибают в неволе.
А если уж так хочется, то можно от кошек посадить птенца на ветку, хотя и в этом случае, птенец может быть обречён на смерть, если родители птенца почуют на нём запах человеческих рук и отрекутся от него во имя других птенцов, оставшихся в гнезде.

Орнитолог пояснил мне, что шансов выжить птенцу намного больше, если птенца просто не трогать и покинуть это место, а родители птенца сами разберутся что делать, птицы порой – умнее некоторых людей.

Вспомнив об этом, я вернулся домой, достал свою тетрадку и записал придуманный по дороге Сонет номер 356:

Крик был такой, что в душу проникал,
Кровавил сердце, мысли леденели,
Ржавел от слёз в лес брошенный металл,
Склонились ивы и скрипели ели!

Кричала мать, отец птенца орал:
«Ты, почему родителей не слушал?!
Тогда бы, из гнезда ты - не упал!
Что если, ты, коту пойдёшь на ужин?!»

Суровый Лес трагически вздыхал,
Туманились болотистые дАли...
Птенец упавший, молодой нахал,-
ТаИлся, чтоб его не отыскали.

Кот поленился в лес в тот день идти,
Не ведая,- помог птенца спасти!

На Ваш вопрос, Читатель: «Причём же здесь Отцы и дети?», отвечу так.

Сейчас, в начале XXI века стало известно, что ДНК двух людей настолько отличаются друг от друга, что можно установить по анализу ДНК - кто отец ребёнка.

Тем не менее, и это чуть ли не парадокс, ДНК человека мало чем отличается от ДНК даже дождевого червя, тем более от ДНК птицы.

Вот и просматривается аналогия непослушного птенца и непослушного человеческого ребёнка.

Наверняка и отец птенца и мать птенца говорили: «Не вздумай вылетать из гнезда! Летать ты ещё хорошо не умеешь, а кошка поймает тебя внизу и съест!»

Но куда там!
Птенец с самонадеянностью свойственной большинству молодых птиц, может быть, надменно отвечал родителям: «Да что вы понимаете в жизни? Вон уже и с той берёзы, и с этой осины мои ровесники летают! И ничего!»

Возможно, такое недопонимание «Отцов и детей» записано в самой ДНК.
А эту проблему, даже когда ничего не знали о ДНК в 1861 году в своём романе «Отцы и дети» пытался объяснить Иван Сергеевич Тургенев.


Санкт-Петербург, 2017 год