Прощай, Евграф. 3 продолжение

Владимир Ендурайский
Вырвавшись за пределы нашей славной Родины мы все ,почему –то, уверены что нас ждут с солью и хлебом наши заграничные друзья . Особенно бытуют мифы о несчастных  художниках , которых «гнобили» на Родине , а вот там, за бугром, их сразу поняли и раскупили все «шедевры» с молотка.  Как многие верили в эту сказку и я ,каюсь, тоже был из этого числа и поэтому  рискуя всем и вся (в том числе и жизнью, как убедился в дороге) доехал по зимней дороге на своем ВАЗ-2108 до моих «галерейщиков» в Хельсинки. Как меня проверяли на российской границе и как я проехал нейтральную территорию, заваленную снегом среди высоченных елей и как, добравшись в час ночи до Хельсинки дозванивался до Галины - это отдельная история  полная приключений!

 Через два дня карты были раскрыты и тут я понял ,что от меня хотели единственного- чтобы я оставил свои картины в полное распоряжение Галины Х., а сам уехал и сидя дома ожидал результатов. Ни о какой персональной выставке , обещанной ране, уже не говорилось . После мучительных размышлений все- таки хватило ума не попасться в расставленную ловушку. Мне были известны подобные случаи (а позднее узнал ,что это обычная практика мошенников), когда художника  просто оставляли ни с чем.  Возвратившись домой ,слава богу живой и здоровый на чертыхающейся  машине ,которая грозилась поломаться в любую минуту на дороге с февральской метелью, я окунулся в работу и весь ушел в подготовку новых авантюр связанных с выставками в Германии.

 Финский опыт мне очень пригодился и в подобные глупые ситуации я уже не попадал. Хотя рисков для жизни и в этом направлении ,в то время  было более, чем достаточно.Получив приглашение от частной галереи из Ольденбурга(ФРГ)я снова погрузил более сотни своих холстов и выехал снова на своем авто. На этот раз на более надежном ВАЗ 21099, как мне казалось.. На границе с Польшей многие кудесники кооперируются (2-3)несколько машин вместе в целях защиты от нападений на польской территории.  Только одно воспоминание чего стоит  о завтраке в высокой кукурузе на окраине Варшавы с двумя попутчиками белорусами (как они представились)на драном "фольтсвагене" , когда рядом с разложенным завтраком появились острые ножи..(и я выложил свой, охотничий) и только тогда дошло до спинного мозга - куда я вляпался и чем может это все кончится.  И никто не узнает ,каков танкиста был конец - крутилось в голове.

Но, Бог меня миловал!  И мы мирно доехали до границы Германии , где я с ними и расстался. Но случаи подобные, в то время, заканчивались часто поисками пропавшего путника и всего добра, что было с ним.
 
С Евграфом мы созванивались изредка. По его настроению и по его рассказам можно было понять , что он по- прежнему в хорошем творческом угаре , что продолжил серию картин посвященных родной, чувашской деревне, и не так часто выпивает. С гордостью сообщал о том ,что у него какой–то меценат , торговец картинами, забрал с десяток картин и они побывали с выставками в Финляндии, Германии и в Штатах.

Я был очень  рад , что у него дела идут успешно и искренне поздравил с такими событиями.
Мы часто думаем , что время бежит, а оно оказывается просто летит…..
Петербург, который так меня пленил в молодости всей своей сущностью и в котором я прожил 6 самых замечательных  лет наполненных духовной ненасытностью (и  получивший все это) с одной стороны, и бесконечных житейских проблем для семьи с другой , на грани истощения всех внутренних сил, привели меня к выводу, что я от этого города получил все и я от него  устал.  Уехав навсегда  я уже не рвался туда и понял, что Питер "отпустил" меня из своих объятий.
 
И я потерял к нему интерес.

В  2009, неожиданно для себя, спонтанно, беру телефон и набираю номер Евграфа.
- Привет, дорогой  !  Как дела ? !- кричу в трубку
-Кто это ? – слышу через некоторое молчание хриплый голос
-Володя!. - Это я, Евграф, не узнал?
- Володя, какой Володя? – спрашивает каким– то жестким ,без оттенков голосом, Евграф.
- Володя, Набережные Челны, не узнал!?
- А..а..Володя. Прости, не узнал…болею , Володя.  Плохо мне. Еле хожу, рука отнялась.  Хожу вот на лечение, может пройдет. Инсульт ,говорят врачи. Говори громче, плохо слышу.
- Да ты что,!?,..как так? …Ну ты не сдавайся, это излечимо. Ты еще молод , бодрись, пройдет потихоньку. Главное не суетиться и правильно исполняй то ,что говорят врачи.  Держись ,дорогой, брось все вредные привычки и все пройдет. У тебя есть кто рядом, кто может помочь ?
- Да , есть тут одна у меня женщина, Маша ,приходит постоянно ,ухаживает за мной ,вот с ней и боремся с болезнью. Спасибо ей, молодец, старается помочь .Спасибо ,что позвонил. Никто не приходит, один . Хреново ,Володя. Хорошо ,что позвонил. Ладно, давай, пока дорогой. Плохо слышу, извини.
 
Кричу в ответ, пытаюсь подобрать ободряющие фразы , но несу глупость…. Крепись, держись, ты сильный ,пройдет! ….и прочую дребедень.

Кладу трубку и долго сижу в оцепенении ,переваривая известие. Вспоминаю мгновенно, как перенес инсульт мой отец и как печален был финал…

2011 год . Назрело , накипела внутренняя потребность поехать в Петербург, навестить друзей, далеких родных и посмотреть на новые красивые фасады города о которых постоянно велись передачи по ТВ. До этого несколько раз созванивались с Евграфом и к моей радости ему стало лучше . Это чувствовалось и по его более бодрым разговорам. Оказавшись на Невском проспекте вижу группу художников рисующих портреты. Просматриваю сидящих , в надежде увидеть знакомую фигуру Евграфа..


Спрашиваю у одного из художников.
- А ,Евграф Семенович? Знаю хорошо , работаем тут вместе .. , но он  сейчас редко здесь бывает. Болеет немного.
-  А не знаете ,как до его мастерской добраться?
- Да это не так далеко, на Литейке, можно пешочком дойти.
И подробно рисует на  листочке  схему движения по указанному адресу.

Добираемся до дома, звоним по стовому. Обрадованный голос . В  проеме окна на 4 этаже старого, достоевских времен, обшарпанного дома появляется знакомый силуэт. Открывает дверь по домофону. Входим. Поднимаемся, проходим по длинным коридорам и видим хозяина в дверях. Радужные объятья, приглашает в просторную ,большую «однушку» завешанную по всем стенам картинами ,стопками по углам.  Картины везде, даже на кухне. Евграф возбужден ,радость встречи переполняет всех. Приходит мгновенное решение сходить в магазин, потому что холодильник оказался пуст. .

 Идем с ним вдвоем в ближайшее заведение и я покупаю  все для стола . Пельмени , наша лучшая радость студенчества, и все остальное к нему .
- Берем, тебе как , можно? - показываю на водку?
- Мне все можно, все нормально.

Идем возбужденно разговаривая обратно. Садимся  за наспех приготовленный стол ,говорим, говорим, …рассматриваем друг -друга . Он сильно поседел за эти прошедшие еще 13 лет. Не очень сильно, но прихрамывает, левая рука не до конца поднимается- последствия инсульта.  Но он уверен в себе ,как и прежде. Радуется последним успехам: прошла персональная выставка в союзе художников Петербурга, приходили представители нефтяной компании работающей в городке Тазово , где он писал  оленеводов и рыбаков. Обещались купить серию картин . Союз художников написал рекомендацию для присвоения звания «заслуженный художник России» .  С особым теплом говорил о Марии ,которая по- прежнему не оставляет его, навещает, хотя и живет отдельно. Что он очень ей доверяет и они закрепили свой брак официально. Что у него натянутые отношения с родными и т.д…..
Показал новую серию картин посвященных Российской истории…..Петр 1 ,Екатерина, Меншиков, Бирон…..пояснял подробно  темы и сюжеты. После выпитого немного водочки он захотел сыграть на гармони , но левая рука плохо слушалась и он оставил эту затею.
 
 Время не растянешь, как бы нам не хотелось и наступил час , когда нам нужно было распрощаться. ...

Евграф проводил нас до угла Литейки и Невской. Обернувшись я с каким –то щемящим чувством посмотрел на одинокую , жалкую, еще стройную фигуру, выделяющуюся среди прохожих на тротуаре  и машущего рукой седого , с хэмэнгуэевской бородкой ,человека. 
--Прощай, Евграф!  - как –то неосознанно прозвенела в голове мысль , которую тут же пытался прогнать , но увиденное его состоянии не питало больших надежд….

Продолжение следут
-