Реальное лицо человека

Жарасбек Коргамбаев
Утописты видели пороки общества, выявляли их причины в современном им устройстве жизни, но не шли дальше мечтаний, не понимали реальное развитие жизни, ее объективные законы и т. д. Они думали, что достаточно осознать пороки и все изменять согласно разумной организации, и изменятся и люди. Стало быть, прежде чем изменить людей, нужно изменить обстоятельства, в которых эти люди живут. Но в действительности,  и обстоятельства изменяются людьми. И для этого нужно осмыслить логику исторического развития, которая сама предопределила это развитие и вызвала новую необходимость. А теперь же людям просто нужно дать сознание, освободив их от вещных отношений. А поскольку вещи аккумулированы в деньгах, то от денег.
Коллективность, характеризовавшая советское общество и абсолютизировавшаяся, была производственным отношением, следовательно, политической организацией, стоящей над этими людьми, а не свободными отношениями между людьми. Отношения общественной собственности здесь противостояли людям, коллектив противостоял личности. Представление о том, что общественному характеру производства соответствовала общественная форма присвоения и что это будто бы исключало антагонистические противоречия в обществе, было просто экономическим видением общества, в котором не было места человеку. Человек здесь учитывался только как работник, потребитель, производитель, общество ориентировалось на потребности и интересы общества, а не на личность. “Общество свободного потребления” не знало какого-либо другого понятия о человеке. «Рыночное же общество» в этом отношении превзошло даже социалистические представления о человеке, растворив его в денежных отношениях, и теперь люди сидят в глубоком раздумий, поражаясь жестокости и безразличию людей в нашем собственном отечестве. И мы теперь нисколько не удивляемся, когда идеализированный человек рыночного общества перед нами возник в виде персонификации денег. Да бог с ним. Если бы понимали хоть это. А то террорист, экстремист, предприниматель, бизнесмен, коммерсант! А где же здесь человек и куда он провалился?
Отсюда мы и поклоняемся могуществу денег, и деньги для нас значат всё, а человек – ничто. В чисто внешнем выражении человека через деньги индивидуальность исчезает, и даже яркие творческие личности блекнут на фоне самоликвидации денег (нищета), самоликвидация денег уничтожает все положительные проявления личности. В самовозрастании же денег (богатстве) даже ничтожества приобретают идеальные человеческие качества и представляются совершенными. С устранением влияния денег (денежных отношений) человек впервые приобретает реальное свое лицо, и это происходит так же объективно, как человек, выходивший из лона социалистической коллективности, разрушив её, в мгновение ока превратился во владельца денег и так быстро изменил и свою социалистическую психологию.
Но трудно сказать, что всё это было сознательным актом. Напротив, всё как раз протекало бессознательно, и люди до сих пор не поняли, как они вдруг оказались в данном положении. А что касается рыночного сознания индивидов и их рыночных взаимоотношений, то они не осмыслены даже в философии. Именно изменившиеся обстоятельства определяли сознание, а не наоборот. Поэтому сначала формируется коллективность, основанная на человеческих началах, причём как творчество самих людей, и только потом она осознаётся как реальное бытие человека.
Это значит, что пока не сложилась новая организация, не сложится и новое сознание, соответствующее этому устройству. В распаде же мы имеем дело с сознанием распада. И поскольку к настоящему времени мы не имеем ничего существенного, удовлетворяющего нас, то мы не имеем ничего, кроме фантастических представлений не только о своем будущем, но и о своей реальной жизни, которую мы как-то тщетно пытаемся изменить согласно своим названным представлениям.
Поэтому новая организация формируется сознательно, на основе осознания реальных механизмов развития человеческой личности. И только отсюда на место общественных отношений, веками порабощавших человека, становятся человеческие отношения, свободные отношения между людьми, их индивидуальные, личностные связи, которые неизбежно разовьются в человеческие отношения.  Интересы общества, которые складываются здесь, это, следовательно, уже нечто совсем другое, чем при социализме и тем более теперь. И для их осознания требуется создание системы новых взаимоотношений и интересов нового объединения, к чему человечество и устремлено в своем необходимом развитии, скрытом как раз от нашего рыночного сознания.
Мы говорим лишь теоретически и находим логику и отсюда утверждаем о новом обществе как о необходимости, об его интересах как об интересах людей. При социализме общественный интерес стоял над интересами индивидов и подавлял их. Это и породило интересы личности, то есть необходимость развития человека. А интересы общества – это, прежде всего, интересы создания общественного богатства, интересы его культурного и морального развития, с которыми должны сообразоваться люди, все.  Новое общественное объединение, напротив, с самого начала основывается на интересах развития каждого, являющимися и интересами общества. Здесь, ясно, происходит совпадение их интересов.
С устранением непосредственного влияния денег на людей не только люди и их отношения друг с другом, но и продукты труда освобождаются от денежной формы, придающей им товарную форму. В результате этого денежная психология исчезнет так же быстро, как быстро она (в качестве рыночного сознания) возникла и сложилась в процессе распада социализма. Мы же не подозреваем, что социализм уничтожил товарную психологию, изменив её в денежную – в нечто временное, неустойчивое, внешнее, как и сами деньги и погоня за ними. Тем самым социализм подготовил экономическую почву для развития новой психологии.
Отсюда с устранением влияния денег на людей развивается новая направление общества, которому уже не будет необходимости в превращённой форме с “боем” прокладывать себе путь в форме индивидуализации. Эта индивидуализация здесь закономерно превратится в свободное развитие людей.
Мы уже знаем, что такое индивидуализация человека и его отношение к миру. Поскольку индивидуализация осуществляется в рамках денежных отношений, то отношение человека к миру принимает вещную форму, в которой каждый осуществляет себя в обладании миром материальных и культурных ценностей, в присвоении богатства, свободном потреблении и т. д. Даже умственное, интеллектуальное развитие человека происходит не иначе, как через “делание денег” и т. д. Поэтому через своё стремление к собственному благу каждый вступает в противоречие с обществом и противостоит ему и другим людям. Отсюда общество, которое до этого двигалось через частные интересы (интересы собственников), с возникновением названного противостояния свёртывается и этим подавляет индивидов. Тем самым, возникает необходимость освободить людей от этого отношения. Это мы ясно увидели в денежном рабстве.