Герои не забыты. Сукнев М. И

Алексей Шелемин
               


                Настоящий боевой офицер Михаил Иванович Сукнев оставил свои воспоминания о войне в автобиографической книге «Записки командира штрафбата». Откровенная правда о войне, где рассказано о героях, простых солдатах, воевавших на передовой и погибавших в бесплодных атаках. В своих воспоминаниях Михаил Иванович упоминал, что он еще долгие двадцать лет после войны отходил от войны. Его реабилитация длилась очень долго.
        В начале 50-х годов его вторично призвали в армию на курсы командиров полков, с перспективой дальнейшей учебы в Военной академии. Но он, настоящий сибиряк, здоровый и крепкий парень, занимавшийся до войны и в армии гирьевым спортом и легкой атлетикой, из-за приобретенных болезней на фронте и от ранений не смог пройти по здоровью военно-врачебную комиссию. Так было со многими фронтовиками, кто честно воевал и не жалел своих жизней во имя Победы. И никаких поблажек для бывших фронтовиков в послевоенное время не было. Нужно было восстанавливать страну из руин и, несмотря на ранения и болезни, они были вынуждены работать не покладая рук на производстве и в сельском хозяйстве.
        Михаил Иванович Сукнев родился в 1919 году на Алтае. В феврале 1939 года был призван в армию. Служить попал в Забайкальский Военный Округ. В конце 1939 года закончил Сретенскую полковую школу младших командиров-пулеметчиков. Добился исключительных результатов снайперской стрельбы из ручного пулемета. После окончания полковой школы он был зачислен в Свердловское пехотное училище.
        С началом Великой Отечественной войны лейтенант Сукнев был направлен в Ленинград, где получил назначение на должность командира пулеметного взвода разведывательного батальона танковой дивизии Волховского фронта. Воевать Михаилу Ивановичу довелось под Новгородом и под Лелявиным, где был создан «коридор» шириной несколько километров для выхода бойцов и командиров окруженной 2-й Ударной армии генерала Власова. Этот «коридор» удерживался силами 225-й стрелковой дивизии, в которой служил лейтенант Сукнев. Он первый в полку открыл снайперский счет уничтоженных гитлеровцев. В апреле 1942 года Михаил Сукнев огнем из ручного пулемета Дегтярева сбил немецкий самолет «Юнкерс». Он ввел в практику нигде не виданный ранее способ уничтожения вражеских огневых точек путем фиксации станкового пулемета на пулеметную амбразуру. В считанные секунды пулеметный огонь поражал в упор весь расчет вражеских пулеметчиков.
        В феврале 1942 года его назначают командиром пулеметной роты 1349-го стрелкового полка. Вместе с бойцами своей роты он принимал активное участие в отражении контратак гитлеровцев. В октябре 1942 года Михаил Сукнев уже капитан и командир стрелкового батальона. Менее чем за год Михаил Иванович вырос от командира взвода до командира батальона. И это было не удивительно. В нем была военная, «офицерская косточка». Он был настоящим воином, которого уважали и любили его бойцы. В бою и в любых критических ситуациях он никогда не терялся, воодушевлял и вел своих солдат за собой.
        В ожесточенных боях на Заволховском плацдарме и в наступательных боях по освобождению Новгорода в марте 1943 года таяли бойцы и командиры 52-й армии, куда входил 1349-й СП, в составе которого воевал Михаил Иванович. Его дивизия несколько раз гибла в ожесточенных и бесполезных атаках, без должной артиллерийской поддержки, вследствие отсутствия боеприпасов. Судьба сохранила сибиряка в очередной раз и он одним из немногих остался в живых в тех боях. Выживших из его батальона было всего 15 человек из 450.
        В ноябре 1943 года командование дивизии назначило Михаила командиром штрафного батальона. Одновременно ему было присвоено воинское звание майор. В течении четырех месяцев он командовал штрафным батальоном, в состав которого входили рота бывших офицеров, лишенных воинского звания приговором трибунала; рота уголовников, присланных в батальон из мест лишения свободы и рота солдат из Средней Азии. Его батальон участвовал в отражении вражеских атак и губительных наступлениях, захватах «языков» и рейдах по тылам противника. В это время Михаил Сукнев во второй раз сбил из противотанкового ружья вражеский самолет. Его авторитет был очень высок и штрафники боготворили своего комбата за его честность, порядочность и необходимую командиру жесткость. В начале 1944 года, в ходе отражения контратак противника, командир был ранен минометным осколком, но остался со своими бойцами до окончания боя. Осколок врачи госпиталя вытаскивать не стали и он так и остался в его теле на всю жизнь.
        В августе 1944 года его назначили командиром батальона 504-го стрелкового полка. На следующий день после своего назначения его батальон форсировал реку Гауя в Латвии. Ночью противник предпринял массированный огневой налет на позиции батальона и после артиллерийско-минометного обстрела попытался сбить наших бойцов с небольшого плацдарма. Командир лично отражал вражескую атаку и расстреливал огнем ручного пулемета вражеских пехотинцев. После отражения первой атаки враг предпринял еще более ожесточенную атаку. Вторая атака была отбита, но немцы неожиданно снова атаковали. Сукнев поднял своих бойцов навстречу немцам и первым устремился на врагов. В ходе боя он был ранен, но из боя не ушел. Гитлеровцам были нанесены тяжелые потери и они прекратили атаки на плацдарм, захваченный батальоном Сукнева. За этот бой командование дивизии представило отважного комбата к ордену Алексанра Невского. Осенью 1944 года в госпитале Ленинграда ему был вручен орден Алесандра Невского с номером 12009.
        В ночь на 21 декабря 1944 года батальоны под командованием Сукнева осуществили захват важного населенного пункта Топас, где сходились шоссейные дороги. Немцы не смирились с потерей важного узла дорог и предприняли все меры, чтобы выбить оттуда советскую пехоту. Комбат по телефону корректировал огонь своих минометов, а затем ушел туда, где были взрывы, свистели осколки и пули. Огнем своего ручного пулемета майор Сукнев уничтожил несколько десятков гитлеровцев. Все атаки немцев были отбиты с большими для него потерями. За этот бой Михаил Сукнев был награжден вторым орденом Александра Невского.
        За три года войны Михаил Сукнев ежедневно подвергался смертельному риску быть убитым или тяжело раненым. Он не раз попадал под огонь вражеских снайперов и пулеметных очередей. Но ему сопутствовало невероятное везение. Во время войны он был награжден двумя орденами Красного Знамени, двумя орденами Александра Невского, орденами Отечественной войны 1 и 2-й степени, двумя орденами Красной Звезды, двумя медалями «За боевые заслуги» и медалью «За отвагу», полученную в июне 1942 года за бои на Волховском фронте.