Мама, кукла и В. Маяковский. Ч. 2

Елена Ахмедова
   Тетка, понятное дело, встретила их упреками.

   - Да, вот, извини. Соседка попросила с ребенком часик посидеть, еще утром , и исчезла, безответственная особа.

   - Так она же будет волноваться, не найдя ни тебя, ни свое дитя?

   - Да говорю же, безответственная, думаешь, в первый раз? Дай клееночку подложить на всякий случай, положим ребенка в спальне на кровать и, предстерегающе глянула на моего отца, что чувствовал себя виноватым за опоздание.

  Несколько раз гости удивлялись, что ребенок такой спокойный. Да, оно и понятно, у такой-то безответственной матери. Мама "навещала дитя" и спокойно садилась за стол. Когда кто-то из гостей снова удивился, мама моя "забеспокоилась", что что-то с малышом не в порядке и пригласила нескольких женщин вместе глянуть на "дитя".

    Выражение лиц этих дамочек было моей матери наградой за долгое ожидание. Хохот стоял гомерический.

   В 1958 году мама решила навестить свою питерскую школьную подружку, которую не видела 25 лет. Связь во время войны была потеряна и вообще было неизвестно, пережила ли семья с двумя новорожденными близнецами-мальчишками блокаду.

   Оставив детей,  меня и брата у своей сестры в Луге, мама  поехала  в Ленинград. Получила адрес в Ленгорсправке и отправилась по адресу, Суворовский проспект. Открыли соседи по коммунальной квартире и сказали, что подруга с семьей на даче, в Мельничных ручьях, даже адресом снабдили. Доверчивые были люди. Дачу нашла легко, позвонила, вышел муж подруги, дядя Юра. К счастью или к несчастью,  узнать его было легко, он был ранен в финнскую войну в челюсть.

   - Говорят, у вас дача сдается?

   - Нет, нет, кто вам сказал, ничего у нас не сдается, извините.

  - Ну, мне на короткое время, я одна, уголок какой-нибудь, а?

Слышит голос подружки детства:

 - Юра, кто там?

 - А это Ваша супруга, да? Вы позвольте, я пройду, мы с ней, как женщина с женщиной скорее договоримся.

 Отодвинув обалдевшего мужика, мамочка двигает в дом, перешагивает через лежащего на раскладушке парня и .. в спальню..

   - Юра! Что ей надо?! Юра, Саня, на помощь!

Дальше рассказывает Саня, сын:
  - Ненормальная тетка лезет матери прямо в лицо и вдруг прямо в ухо ей тя-я-нет:
  - Бе-е-ерта, ду-у-ура!
  - Валька!
   Сзади к Сане  подходит отец, кладет ему  руку на плечо:

  - Пойдем, сынок,  завтрак готовить и штаны одень, чего в трусах-то стоишь. Это мамина школьная подруга, Валя. Можно было и догадаться, кто еще на такое способен.
 
    Как-то в школьные годы, я учила вслух "Стихи о советском паспорте", споткнулась на строчке:
 - Я достаю из широких штанин...

 И вдруг моя мама:

 -  ...   Дубликатом бесценного груза...
 - Ма, ты так хорошо знаешь стихи Маяковского, любишь его поэзию?

 - Не люблю, да и не поэзия это, что я ему и в лицо сказала..

  - Кому в лицо сказала , Маяковскому? Расскажи!

Не хотела она рассказывать . Не украшала ее эта история. Понимала, что повела себя неэтично.

   Дело было в Ленинграде, в первые годы советской власти. Маму пригласила в гости соученица, Вероника. Вместе на курсах стенографии и машинописи учились. Народу было много. И вдруг моя молодая, тогда еще не мама, услышала, что обсуждают стихи Маяковского, все время упоминают его имя. Фото его тогда еще известны не были, как и он сам.

  - Это Вы о Маяковском, да? Каков нахал! Объявить себя поэтом после Пушкина, Некрасова, как осмелился-то?  Это же и не поэзия вовсе.

 В наступившей гробовой тишине какой-то гость, мужчина высокого роста и демонической внешности,  пытался защищать поэзию Маяковского:

  - Вы еще очень молоды. Не понимаете, что Маяковский поэт нового поколения, поэт-трибун!

 Полемизировали они долго, она с горячностью молодости, а он - спокойно. К консенсусу не пришли.  И лишь после его ухода ей сказали:

  - Как же вы могли, это был сам Владимир Владимирович, к которому обращались по фамилии. Некрасиво получилось. Ну, Вы, конечно, имеете право на свое мнение.

  Никого не боялась, ни перед кем не испытывала пиетета.

 Один лишь раз в жизни я увидела, как моя мама не просто побледнела, а посерела и взгляд у нее остановился. Она откусила яблоко и увидела... плодожорку.
Я хохотала:
 - Мама, радуйся, что она целая, а не половинка..

  Это же надо, а. Никого, ничего, ни перед кем, а вот плодожорка..

   Мамочка моя. Мамеле...