Первый урок

Алексей Каплин
     Было очень темно. Четырехлетний мальчик, шмыгая носом, осторожно шел по деревенской улице. Вернее даже не по улице, а по закоулкам между домами. Направление он держал по лаю собак и по двум-трем светлым пятнышкам от керосиновых ламп, в окнах домов, стоящих где-то очень далеко. Далеко-далеко от маленького мальчика.

     Было боязно, но идти было Надо.

    Изредка в темноте к нему с лаем подбегали деревенские собаки, обнюхивали его и, поняв, что это свой – местный и ничего съестного у него нет, теряли интерес и убегали прочь по своим собачьим делам. Наверно, с тех пор он и перестал бояться собак, почувствовав трясущейся от страха душой, что если им не угрожать, то они достаточно умные, чтобы не сделать ничего плохого слабому и беззащитному маленькому человечку. Им станет стыдно от своего дурного поступка.

     Вечером мама и папа гостили у знакомых. Пока взрослые пили вино, разговаривали и танцевали под патефон, Алеша, так звали мальчика, играл с таким же по возрасту сыном знакомых мамы и папы. Среди игрушек самой интересной для него стала игрушка-пистолетик, которая громко щелкала, если нажимать на курок и даже стреляла с искрами и дымом, если положить в специальное гнездышко бумажный пистончик.  Замечательная, невиданная еще никогда игрушка. Просто мечта!

     И Алеша, когда родители собрались домой, втихаря спрятал пистолетик у себя за пазухой. Придя домой, раздевая сына, мама заметила взятую без спроса чужую вещь и сказала: «Отнеси, извинись и больше так не делай». И выставила Алешу за дверь.

     Была уже совсем-совсем глухая ночь, когда мальчик добрался до нужного дома. Все уже давно легли спать и свет в окнах не горел. Открыв калитку, он подошел к входной двери и осторожно постучал. Было тихо. Пришлось стучать посильнее и настойчивее. В доме зажгли керосиновую лампу и мужской голос спросил: «Кто?»

    Мальчик ответил, что это он – Алеша и что он принес пистолетик, взятый без спросу. Дверь отворилась и он передал в руки изумленно молчавшего дяди пистолетик. Извинился, резко повернулся и почти бегом побежал назад домой.

    На душе стало легко, как будто какая-то тяжесть свалилась с нее. Боязнь темноты куда-то пропала. Просто стало нечего бояться. Неприятное, стыдное и позорное осталось позади, где-то в неправильном прошлом.

    Он Сделал то, что Должен был сделать. Без слез, соплей и детских истерик.

    Так маленький мальчик пережил своей Душой, понял и усвоил свой первый урок, которому учила его мама: «Не бери чужого!».