9. Об избиении младенцев

Юрий Козиоров
     Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.
                Матфей, 2:18

     Во второй главе Евангелия от Матфея сообщается, как царь Ирод Великий, узнав от волхвов, что родился будущий царь иудейский, замыслил погубить младенца. Но он не послал вслед за волхвами убийц или шпионов, как от него вполне можно было бы ожидать, а просто просил волхвов, не сказав им, разумеется, о своем намерении, сообщить на обратном пути о местонахождении младенца. Однако волхвы, получив откровение, обошли на обратном пути Иерусалим стороной. Тогда Ирод затребовал справку у священников, «где должно родиться Христу» и ему ответили, что в Вифлееме (по пророчеству Михея, см. 4-й очерк). После этого Ирод направил в Вифлеем солдат, приказав вырезать в этом городе всех младенцев до двух лет включительно, что и было сделано. Но Христос не пострадал, т. к. Иосиф накануне получил предупреждение через посланного ему ангела и бежал с Марией и младенцем в Египет.
     В Священной истории Ветхого и Нового завета, изданной в Москве в 1908 г. утверждалось, что младенцев, погубленных в Вифлееме, было около 14000. В учебнике Ю. В. Серебряковой* (2013 г.) указываются те же 14000 младенцев (даже без «около»), так что это число за 100 с лишним лет не изменилось, хотя имеются следующие данные о населении Вифлеема:

        во время жизни Иисуса – около 3000 человек (археология);
        в 1857 г. – около 4000 человек (перепись);
        в наше время – примерно 25000 человек (оценка 2007 г.).

     Таким образом, даже в наше время в Вифлееме невозможно обнаружить 14000 младенцев в возрасте до двух лет.
     Известный своими богословскими работами протоиерей Александр Мень пишет:
     «В какой степени приказ (Ирода – Ю.К.) был выполнен, неизвестно. Ирод, несомненно давал его в глубокой тайне. Даже Иосиф Флавий , писавший о тех временах, не упоминает о Вифлеемской трагедии. Впрочем, в его глазах она была слишком незначительной в сравнении с бесчисленными жертвами Ирода».
     Таким образом, Мень посчитал. что приказ Ирода был выполнен, возможно, не в полной степени (погублены не все младенцы до двух лет?) или вообще не выполнен (что, зная характер Ирода, предположить трудно). Однако, не желая совсем уж противоречить «Матфею», он дает несколько лукавое объяснение отсутствию у Флавия каких-либо сведений об избиении младенцев. Флавий подробно чуть ли не по дням описывает зверства Ирода, казнившего своих действительных и мнимых врагов самыми мучительными казнями, подобно нашему Ивану Грозному, но из этих описаний видно, что как раз все эти зверства можно посчитать незначительными по сравнению с убийством не 14000, а хотя бы 140 младенцев на глазах их матерей. Между тем, Иосиф был священником иерусалимского храма, когда в Вифлееме, находящемся в 7–8 км к югу от Иерусалима**, жило немало людей, которые должны были бы быть свидетелями «избиения младенцев», так что он не мог не знать или не писать об этом событии, если бы оно действительно имело место. То, что Ирод отдавал приказ «в глубокой тайне», не имеет здесь ровно никакого значения, т. к. даже частичное исполнение такого приказа, остаться в тайне уже никак не могло. Флавий не упоминает об этом событии не потому, что оно незначительно, а потому что оно ни «в какой степени» не произошло.
     Можно сомневаться и в том, что Ирод действительно отдавал такой приказ:
     а) У Ирода не могло быть солдата или офицера, кто бы осмелился не выполнить любой его приказ. Но этот приказ выполнен не был, иначе Иосиф Флавий не обошел бы молчанием такое событие.
     б) Ирод был ставленником Рима и занимал свой трон не по праву: по еврейским верованиям царем Иудеи мог быть только потомок царя Давида, а Ирод был идумеем***. Он был жесток и без жалости уничтожал всех, кого подозревал в покушении на свою власть, не исключая и собственных детей. Октавиан Август**** говорил, что гораздо безопаснее быть свиньей Ирода, нежели его сыном (имея ввиду, что иудейская вера запрещает есть свинину). Однако в Риме Ирод имел репутацию умного правителя, дорожил этой репутацией и вполне мог понять, что казнь даже 140 младенцев привела бы к тому, что Рим посчитал бы его выжившим из ума и, вероятно, сделал бы то, что он сделал потом при его преемниках: присоединил Иудею к империи.
     в) Последний год своей жизни Ирод тяжело болел (от невыносимой боли пытался даже покончить с собой, но приближенные его удержали). Поэтому, если он действительно получил каким-то образом сообщение о рождении нового царя, то вполне мог понимать, что до того времени, когда этот царь вырастет, он не доживет, так что эта проблема не его, а его наследников, но о наследниках он никогда не беспокоился, сыновей, как уже было сказано, казнил при малейшем подозрении. Одного из них приказал казнить всего за 5 дней до своей собственной смерти.
     г) По вере Ирод был иудеем и, по крайней мере, внешне моисеевы законы строго соблюдал. Убийство детей, которых заведомо нельзя было ни в чем обвинить, вызвало бы мощное религиозное волнение, но тот же Флавий о таком ничего не пишет, хотя другие подобные волнения, бывшие неоднократно, он описывает подробно.
     Необходимо сказать и о моральном аспекте, возникающем при рассмотрении этого эпизода Евангелия. Во время Отечественной войны немцы решили уничтожить какую-то деревню и перебить ее жителей за помощь партизанам. Предположим, что один из жителей этой деревни, своевременно узнав об этом, забрал бы свою семью и ушел из деревни, не предупредив, других ее жителей. Что можно было бы сказать об этом человеке. Пожалуй, ничего хорошего. Но «Матфей» сообщает почти о том же самом: Бог, позаботился о своем сыне, послав Иосифу ангела с предупреждением об опасности, но не посчитал нужным предупредить заодно и остальные семьи Вифлеема с детьми до двух лет. «Отцы церкви» как могли «толковали» этот факт. Вот что писал, например, блаженный Феофилат, епископ Болгарский (XI в.):
     «Для чего же попущено избиение младенцев? Для того чтобы обнаружилась злоба Ирода; младенцы не погибли, но сподобились венцов. Ибо всякий терпящий какое-либо зло здесь терпит или для оставления грехов, или для приумножения венцов. Подобным образом и эти дети больше увенчаны будут».
     Ю. В. Серебрякова, цитируя Феофилата, добавляет:
«Физическая смерть при всей тягостности этого явления в жизни людей не является абсолютным злом. Господь говорит: "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить"».
     Чего же бояться, если невинно убиенные дети, как считает Феофилат, стали ангелами, только вот почему-то их матери не понимали этого и не радовались, а, напротив, «плакали о детях своих и не хотели утешиться».
     Неважные, однако, адвокаты у Господа, но, к счастью, Богу и не нужны адвокаты, потому что начало жизни того, кого потом назвали Спасителем, не было на самом деле ознаменовано таким ужасным злодеянием.
     Почему же Матфей утверждает обратное?. Потому, что приводимую им цитату из книги Иеремии, он воспринимает как пророчество, и поскольку Иисус – Мессия (Христос), то именно в связи с ним это пророчество непременно должно было сбыться. Мы уже говорили о том, что вся евангельская история основана на пророчествах в гораздо большей степени, чем на подлинных событиях жизни Иисуса.
     В заключение скажем, что нельзя не поражаться литературному мастерству «Матфея», которое позволило ему одному, не имеющему никакой поддержки других евангелистов и затратившему совсем немного слов, вот уже 2000 лет заставлять многих людей верить двум легендам («поклонение волхвов» и «избиение младенцев»). Художественные достоинства Евангелия от Матфея неизмеримо превосходят его качество как исторического документа.

__________________
*Ю. В. Серебрякова, Четвероевангелие. Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, 2013.
**В настоящее время Иерусалим и Вифлеем практически рядом.
***Идумеи – племя, жившее по соседству с евреями, которому евреи силой навязали свою иудейскую веру. Идумеем был отец Ирода, мать же его была еврейкой, некоторые, однако, полагают, что аравитянкой.
****Гай Юлий Цезарь Октавиан Август (63 г. до н. э.–14 г. н. э.) – римский император (с 27 г. до н. э.).