Пушкинский Петербург. Истомина

Елена Жукова-Желенина
Пушкинский Петербург. Балерина Евдокия (Авдотья) Истомина   


      Стихотворение из цикла "Музы Пушкина"



Как изящна сама,  легкокрылы ресницы   -
      До чего чаровница резвА!
И по сцене летит,  словно райская птица -
      Дуня нынче в балете звезда.

Петербург обожает свою танцовщИцу...
       И  влюблённых поклонников тьма!
Ах! На модный балет попасть каждый стремится,
       Молодёжь от неё без ума...

Только в театр войдёт,   преподносят букеты,
       Ей конфеты,   подарки несут.
Знает Дуня,   как надо крутить пируэты.
       Равных в этом,  поверь,  не найдут.

На пуантах порхает красотка-кокетка,
       А из зала кричат ей: "Лети!"
Говорят комплименты и просят нередко
       Дуню в царскую ложу зайти...

Поднялась из низов.  Был отец алкоголик,
       Спился и под забором замёрз.
Мать за ним вслед ушла. От немыслимой боли
       Сердце бедное сжалось в комок.

Её детство - кошмар!  Голод в душу стучится.
       Только тётка одна,   пожалев,
Привела Дуню в театр на актёрку учиться,
       А не то бы,  наверное, смерть!

Так она с детских лет на подмостках танцует,
       И на сцене с восьми с малым лет.
Барчуки унижают порой,   но балУют...
       Её сфера теперь - полусвет!

Модно локон завит.  Будто важная дама.
       Все её примадонной зовут.
Её пёстрая жизнь,  как балетная драма -
       А она - лицо главное тут...

И несётся по жизни,  как бабочка летом,
       Так ей яркий румянец идёт!               
До чего хороша,   освещённая светом -
       Экзотический дивный цветок.

И пусть смотрят в лорнеты насмешливо дамы!
        Нет ей дела до мнения их!
Зажигает,  как спички,  красавица - Дуня         
        Огонь жаркий в сердцах молодых...

За неё здесь случилось немало дуэлей.
        Уж погублено несколько душ!
А она светит нынче всех ярче,  смелее
        И для многих заманчивый куш...

Называют её роковою девчонкой -
        Содержанку не мучает стыд.
Но и жалости нет к этим фатам-мальчонкам,
        Льдинкой горечь на сердце лежит.

Как ночами порою рыдает в подушку!
        Ну,  а днём Дуня так весела.
То один,   то другой хочет сделать подружкой,
        Но без сцены ей жизнь не милА.

Как-то Пушкин увидел на сцене Дуняшу -
        Танец лёгкий,  воздушный хвалил...
Улыбаясь сказал: "Средь танцорок всех краше!"
        Звонкий стих свой он ей посвятил...




Евдокия (Авдотья) Истомина была кумиром молодежи пушкинской эпохи,  девушкой из низов общества.
Она родилась в семье спившегося полицейского пристава Ильи Истомина и его жены Анисьи.
В шесть лет Дуня осталась круглой сиротой. Профессия артиста в те времена не считалась престижной,  и в училище приводили детей из низших сословий. Кто-то из знакомых похлопотал за сиротку,   Дуню взяли на полный пансион в театральную школу,  где преподавал сам маэстро танца,  знаменитый Шарль-Луи Дидло*...
Истомина, как и все остальные учащиеся, стала выходить на сцену совсем крошкой: в восемь лет она уже участвовала в кордебалете спектакля "Зефир и Флора".
В семнадцать лет, сразу после окончания школы,  Дуню Истомину,  как самую любимую ученицу Дидло,  приняли в Петербургскую труппу императорских театров... После успешного дебюта в балете "Ацис и Галатея" юная красавица-балерина сразу заняла ведущее положение в труппе.
Виртуозная танцовщица, Истомина была первой русской балериной,  вставшей на пуанты,**  и третьей в мировом балете (ее опередили только Мария Тальони и  Женевьева  Госселен).
Юная и талантливая балерина сразу обратила на себя внимание искушённой столичной публики.
Пимен  Арапов, заядлый русский театрал того времени, позже вспоминал: "Истомина была среднего роста,  брюнетка, красивой наружности.  Очень стройная,  имела черные огненные глаза,  прикрываемые длинными ресницами, которые придавали особый характер ее физиономии,  она имела большую силу в ногах,  апломб на сцене и вместе с тем грацию,  легкость,  быстроту в движениях…"
Дуня быстро прославилась не только на сцене,  но и в жизни... Поклонники-аристократы,  офицеры,  гусары добивались ее расположения... Роковая красавица стала причиной  нескольких дуэлей... А когда из-за восемнадцатилетней актрисы стрелялись сразу четыре дворянина из высшего света то этот случай прогремел на весь Петербург... Это трагическое происшествие,  случилось осенью 1817 года и  осталось в истории,  как знаменитая "четверная дуэль"...
Нравы того времени позволяли брать в содержанки красивых и бедных балерин. Евдокия Истомина два года была любовницей Василия Шереметева,  пока однажды между ними не вспыхнула ссора,  тут танцовщица и сбежала от своего покровителя... Легкомысленная красавица приняла приглашение своего приятеля Александра  Грибоедова погостить у них,  а он тогда жил у своего друга камер-юнкера  Завадовского, известного всему  Петербургу великосветского кутилы... Сын фаворита Екатерины II, англоман, камер-юнкер,  чиновник  Коллегии иностранных дел,  прототип князя Григория из "Горя от ума,  граф Александр Завадовский был известен экстравагантными выходками: устраивал гладиаторские бои,  один на один борясь с медведем в цыганском таборе.
Завадовский был известен также в театральных кругах – как волокита, не знающий поражений в ухаживаниях за хорошенькими актрисами... К Шереметьеву Дуня вернулась только через три дня...С Шереметевым Дуня вскоре помирилась,  но слухи об "особом гостеприимстве"  Завадовского мгновенно разлетелись по всей столице. Уязвленный в самое сердце Шереметев вызвал обидчика на дуэль...
Его приятель, знаменитый бретер*** и тоже постоянный обитатель кулис, Александр Якубович,  четвёртый участник истории,  энергично поддержал намерение поручика кроваво отомстить за нанесённую обиду...  Якубович, согласившийся стать его секундантом,  посчитал виновником скандала Грибоедова и вызвал стреляться его.
Дуэлянты встретились 24 ноября 1817 года на Волковом поле. Драться должны были обе пары: сначала зачинщики поединка, а  затем их секунданты. Но выстрел Завадовского был успешным: он смертельно ранил Шереметева в живот. Тот умер от этого ранения... И вторую дуэль решено было отложить. Эта отложенная дуэль состоялась через год, осенью 1818 года, в  Тифлисе, где волею судьбы оказались оба дуэлянта... Якубович прострелил Грибоедову ладонь левой руки (через несколько лет,  в феврале 1829 года, именно  по этому ранению будет опознано тело Грибоедова,  зверски убитого во время разгрома русского посольства в Тегеране ). Этот трагический случай ещё долго будоражил петербургское общество... Но не помешал карьере  Истоминой... Изумительная балерина блистала в главных ролях чуть ли не во всех постановках своего педагога Шарля Дидло...   15 января 1823 года состоялась премьера  балета "Кавказский пленник,  или Тень невесты" по мотивам поэмы А.С. Пушкина. Дуня исполняла партию Черкешенки. Современники отмечали, что в этом образе Дуня Истомина была особенно выразительна...  Поэт в это время жил в  Кишиневе  в ссылке. Узнав о спектакле,  написал брату в Петербург: "Пиши мне… о Черкешенке Истоминой,  за которой я когда-то волочился,  подобно Кавказскому пленнику". Пушкин подарил Истоминой бессмертные строки: 

Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

Пушкин задумывал написать роман о жизни балерины Истоминой. Было уже придумано и название будущей книги - "Две танцовщицы". Основу сюжета должен был составить случай с поединком между поклонниками красавицы. Поэт погиб,  так и не успев воплотить в жизнь свой замысел...


* Шарль Луи Фредерик Дидло - шведский, французский, английский и российский танцор балета и балетмейстер, работал в Санкт - Петербурге... Способствовал выдвижению русского балетного театра на одно из первых мест в Европе.

** Пуанты - женские  балетные туфли, неотъемлемая часть женского танца в классическом балете . Пуанты позволяют  танцовщице  принять положение с точкой опоры на кончики пальцев вытянутой стопы одной или обеих ног, что делает позу менее бытовой и более возвышенной.

***Бретёр — заядлый, "профессиональный" дуэлянт, задира, забияка.

На это стихотворение сделала замечательную композицию поэтесса и прекрасная исполнительница стихов Светлана Калинина, можно послушать мелодекламацию на сайте "Изба -читальня".



Мелодекламацию этой работы можно послушать на сайте "Изба-читальня"
"Пушкинский Петербург. Истомина... "(Мелодекламация Светлана Калинина)



Иллюстрация - Открытка из интернета.