ВМФ. Камчатка

Александр Копырин
   К 23 февраля.

                УСТИНЫЧ.

   Камчатка. Денег перчатка, а долгу две. Так говорили в далекие времена золотой поры, когда наша Армия была самой сильной в мире.
   Камчатка. Авачинская бухта. Морпорт. Сколько сюда приходит грузов со всех концов света. И все это перегружается на берег, а потом на другие суда и дос-тавлялось вдоль берегов Камчатки и дальше на север, до Берингова пролива, а иногда и дальше.
   На берегу, на склоне сопки, стоит большой толстый мичман. Руки засунуты в карманы, слегка раскачивается с пятки на носок. Одет, в черную морскую шинель и военную фуражку с глубоко надвинутым козырьком, на самые глаза. В зубах спичка.
   Растянув губы в ухмылке (улыбке) он с прищуром наблюдает за разгрузкой контейнеров в морском порту.   
   На многих контейнерах краской, мелом и просто нацарапанные надписи. «Привет Устинычу!», «Устиныч козел!» «Х… !»  и еще много теплых и хороших слов, из непечатного лексикона богатого и могучего русского языка.
    - Это мне губари привет передают!  - ухмыляется мичман. Как и многие жители Украины, он говорит в нос и слегка «гыкает».
    Виктор Устинович Ткаченко, мичман военно-морского флота, начальник морской гарнизонной гауптвахты. Легенда Тихоокеанского флота. Наверно не было на Тихоокеанском флоте матроса, кто бы не слышал об Устиныче.
    Гауптвахта располагалась почти в центре города, можно сказать, недалеко от штаба Камчатской военной флотилии. Рядом, в непосредственной близости, жилые дома горожан. И совсем рядом, недалеко от забора гауптвахты, у подножья сопки маленький домик с палисадником, огороженный штакетником. Это дом начальника гауптвахты Виктора Устиновича Ткаченко.

   На «губе» побывало множество матросов и солдат, всех призывов, от зеленых «салаг» до заматеревших «годов». Бывали здесь и офицеры. И все они «хорошим и добрым» словом, впоследствии вспоминали Устиныча.
    И как только матрос попадал на «губу» начинался процесс перевоспитания. А лучшее воспитание это конечно тяжелый физический труд. «Губарей» привлекали на все виды работ, от строительства, копки канав, до подметания улиц.
    Утром перед строем, Устиныч заложив руки за спину, раскачиваясь с пятки на носок, оглядывал строй «хубарей», из под козырька низко надвинутой фуражки.
   В зубах неизменная спичка и он гнусавым голосом спрашивает: 
   - Шофера есть?
   - Так точно!
   - Выйти из строя!
    Из строя вышли человек десять матросов. Они внимательно смотрят на Устиныча и ждут.
  - Та-а-ак - растягивая гласные буквы, Устиныч подходит к матросам.
   - У кого 1 класс? – с ухмылкой спрашивает Устиныч – есть такие.
   - Есть - из строя выходит один из губарей.
   - Хорошо. Второй класс есть?
   - Есть - из строя вышли еще несколько человек.
   Устиныч придирчиво осматривает вышедших из строя – хорошо. Пока отойдите и встаньте вон туда.

   - На какой машине работал? – продолжает спрашивать он у оставшихся в строю водителей. 
   - На «Зилке»
   - Хорошо.
   - Ты на какой машине работал? – спрашивает Устиныч у следующего и так опросил всех, обойдя строй. – Так – он вновь вышел вперед и указывая зажатой в углу рта спичкой, на двух человек.
    - Вы идете работать на «Кразе».
    - Есть – матросы радостно переглянулись между собой. Лучше, чем весь день махать метлой или ехать куда нибудь на хозяйственные работы.
    - Так, Вы двое, пойдет работать на «Зил-130», а вы двое идете на «Газ-51» Ясно?
    - Так точно! – четко отрапортовали матросы.
    - Старшина забирай.
    Подошел старшина, назначенный Устинычем командовать. И критически окинув взглядом шоферов, громогласно скомандовал:
    - На ле-Го! Шагом Арш!
    Небольшая команда водителей под началом старшины, вышла за ворота гауптвахты и проследовала к зданию большого склада.
    Здесь их ожидал другой старшина, который радостно улыбался.
    - Ну, что шофера?
    - Так точно!
    - Кто на «КрАЗ»? – бодро спросил он.
    - Мы – радостно ответили губари.
   - Вперед, вот ваша машина! – старшина показывает на носилки.
   Носилки, это большая металлическая бочка, разрезанная сваркой вдоль пополам. К ней приварены металлические трубы – ручки, это и есть «Краз». Самые тяжелые носилки.
   «Зил-130» - это тоже носилки, но из досок. Большой деревянный короб, к которому прибиты грубо отесанные доски – это ручки.
   «Газ-51» это небольшие носилки к деревянным ручкам, сделанным из досок, снизу прибит лист железа. Они не глубокие и самые легкие, из всех представленных «марок автомобилей».

    - Та-а-ак. А вам будет особо ответственное задание. И смотрите у меня! - Устиныч забирает шоферов 1 и 2 класса и под командованием старшины 1 статьи, ведет за собой.
    За территорией гауптвахты, на склоне сопки стоит гараж. Подошли. Устиныч протягивает ключи старшине и говорит:
    - Открывай! – тот быстро открывает замок, откидывает поперечный металлический навес и открывает ворота. Внутри гаража стоит «Волга-21», цвета морской волны, с блестящим никелированным оленем на капоте. Матросы зачарованно смотрят на машину.
   - Так – подходит Устиныч – кто с 1 классом?
   - Я – выходит вперед один из матросов.
   - Хорошо. Садись за руль, а вы – говорит он остальным – толкаете машину вон туда. Вымыть! Все вычистить! Протереть!! Просушить!!! И что бы все блестело, как у кота … - и обращаясь к старшине – ты за старшего, через два часа приду, поверю.
   Если хоть одну пылинку найду, моете и снова и я вам покажу… - со свирепым выражением лица, он погрозил матросам кулаком.
    - А если не дай Бог поцарапаете, до конца службы будете тут у меня пахать. Ясно?
   - Так точно! – понуро согласились матросы.