Самоцвет

Мальхан
Каждый, кто хоть немного увлекался минералогией, знает удивительный эффект: невзрачный булыжник (после распиливания и полировки) может преобразиться и поразить своим внутренним великолепием.
Иногда  и наши соседи, после того, как мы с ними познакомимся чуть ближе, поражают нас не меньше.

Я уже не первый год живу с апреля по ноябрь в небольшом (примерно тысяча жителей)  посёлке Аэгвийду. Эти места, неподалёку от Нелиярве, славятся обилием грибов и ягодных полян. В радиусе десяти километров от станции расположены не меньше пятнадцати озёр, где водятся караси, окуни и щуки. В речках попадается ещё и плотва. Сосновый лес очищает воздух до арбузной свежести,  а запах багульника на болотах (во время сбора клюквы) кружит голову. Рядом со станцией есть небольшое помещение, где часто проходят выставки местных художников-любителей, а первое, что бросается в глаза приезжим – бережно реставрированное старое здание станции и водонапорная башня.

Года три тому назад я обратил внимание на высокого сухощавого человека, который постоянно был занят работой по реставрации и восстановлению станционного комплекса. Мне посчастливилось с ним познакомиться. Человек, который долгие годы занимается восстановлением старинных построек и реставрацией водонапорной башни – Тынис Раудла. Редко увидишь человека настолько увлечённого своим делом. Он занят работой с утра до позднего вечера. И относится к своей работе очень добросовестно. Это видно даже в мелочах – как бережно он удаляет старую краску со старых резных декоративных досок и восстанавливает внешний вид старых построек. Друзья подшучивают над ним: «Когда Тынис помрёт – он ещё недели две на станции работать будет».

На здании железнодорожной станции есть дата постройки – 1870 год. Он родился в ноябре 1945 года, но его жизнелюбию и энергичности могут позавидовать многие люди, вдвое моложе Тыниса по возрасту. Например: в этом году Тынис Раудла собирается в уже двадцатый раз принять участи в лыжном марафоне Васалоппе. Для тех, кто совсем не знает о лыжном спорте и связанных с ним историях, расскажу чуть подробней:

Одна из самых престижных, исторических, массовых, великолепных – гонке Васалоппе можно придумать десятки эпитетов. Лучше всяких слов скажут факты: все 15 800 номеров на Васу 2014 года были раскуплены за 10 минут. Что же в ней особенного?

Мало какой лыжный марафон может похвастать таким благородным происхождением. Ведь легенда, лежащая в основе Васалоппе, сродни происхождению марафонского забега. Старейший лыжный марафон своим названием обязан шведскому королю Густаву I Васе.
В 1520 году он пытался поднять восстание против захватившего Швецию Христиана II. Христиан в то время был датским королем и как раз в 1520 году устроил печально известную Стокгольмскую кровавую баню, когда казнил большую часть столичной аристократии, в том числе родителей Густава Васы.

Итак, по легенде, после неудачной попытки повернуть людей в городе Мора на осаду захваченного Христианом II Стокгольма, Густав Васа продолжил свое бегство в Норвегию. Но по дороге в местечке Сален его догнали два брата из Моры, которые призвали его возглавить восстание. Людей возмутило намерение Христиана повысить налоги и они зароптали. Путь из Салена обратно в Мору и есть дистанция марафона Васалоппе.

В итоге, Густав Васа собрал армию, осадил Стокгольм, прогнал захватчика и потом еще долгое время управлял страной. Кстати, даже пытался воевать с Московским княжеством, но его современник Иван Грозный быстро остудил пыл Густава Первого.

А вот Тынис Раудла побежит эту дистанцию уже в двадцатый раз. Многие ли сорокалетние готовы пройти на лыжах расстояние в три раза меньшее?

Именно этот человек увлёкся восстановлением исторического образа станции Аэгвийду (во времена Российской Империи известной как Шарлоттенгоф). Тынис показывал мне альбом с фотографиями, где видно, в каком состоянии он получил станционные постройки.

Началась эта история в 2002 году – именно тогда Тынис Раудла решил обосноваться в Аэгвийду, дабы как можно больше времени проводить на лыжах. Но тут он обратил внимание на ветшающую водонапорную башню. И решил заняться её восстановлением. Потом обратил внимание на станционное здание. А затем уже и на весь комплекс станционных построек, которые сохранились да сегодняшнего дня. Благодаря стараниям Тыниса Раудла восстановлено здание местной бани (изначально построена в период с 1870 – 1880 гг.).  После пожара в 2008 году была восстановлена в 2009-м и работает примерно два раза в месяц. Неоднократно эту баню посещал и могу сказать, что внутри чисто и уютно.

Водонапорная трёхэтажная восьмиугольная башня, изначально была предназначенная для заправки паровозов, и две трети её объёма занимает помещении на первом этаже, где печь для подогрева воды в зимнее время.
На втором этаже – два больших резервуара: 75 куб/м и 53 куб/м. Так как постройка башни была закончена в 1881 году, то металлические резервуары были изготовлены без применения сварки, а сделаны на заклёпках. Вода закачивалась насосом, но на случай аварийной ситуации была проложена прямая дорога для водовозов от самой водонапорной башни и до берега речки Мустйыэ. Брусчатку дороги обнаружили во время восстановительных работ в 2013-м году.

Внутри станционного здания в прошлом году был открыт буфет. В зале для посетителей бережно восстановлена атмосфера XIX века. На стенах два десятка гравюр Эдуарда Вийральта, мебель соответствует времени (закуплена в антикварных магазинах Санкт-Петербурга). Собраны сохранившиеся инструменты  железнодорожников, есть альбом с образцами железнодорожных билетов середины прошлого века. На стенах карты времён Освободительной войны и фотографии бронепоезда №1, которым командовал капитан Антон Ирв. Знаю, что к 100-летию эстонской независимости Тынис хочет сделать мемориальный комплекс, посвященный истории этого бронепоезда.

Насколько мне известно, абсолютное большинство работ было проведено на личные деньги Тыниса Раудла. Помощь государства была минимальной.
Этот человек вызывает чувство уважения и благодарности за своё бережное отношение к истории своей земли и старания по сохранению этих страниц истории для молодых поколений.

Для тех, кто хочет узнать чуть больше об истории станции Аэгвийду, даю ссылку на страничку - http://www.aegviidujaam.eu/