тоска

Нина Сондыкова
Тетка Марина примостилась на крылечке и принялась чистить картошку. Когда шестая картофелина была очищена- опамятовалась.
-Зачем столько начистила! По привычке еще. Вот уже три года нет Василия. Тоска гложет. Сама с собой разговариваю. Кто бы со стороны посмотрел-подумал -рехнулась баба…
Марина стряхнула очистки в ведро, и легко встав, пошла ставить картошку на плиту. Вот Василий был - и  крылечко не качалось, и доски у тротуара не скакали ,как живые.Все приколочено,все было надежно сделано руками Васи. Виновата она перед мужем, ох виновата! Все пилила его -лодырем и неработью звала. За каждую четушку ругала . А уж Василий- много и не пил. Ну, когда с соседом посидят, или  после баньки. 
Вспомнила Марина, как пололи картошку. Жара была… Так ей самой захотелось пивка, холодненького. Ничего мужу не сказала- быстренько в магазин сбегала. Картошечки с груздочками,  да соленой рыбки на стол поставила. Ох и  радовался тогда Василий,  -даже соседу похвалился - вот какая у меня жена!  Пивка купила! Думал -его уважила.  А тот чего -только завидовал…
Померла у него жена  уже лет семь. Поехала в город к детям,  да там и померла. Инфаркт, говорят. Ох и горевал сначала… Пить начал! Сколько раз Марина с Василием его из канавы вылавливали. Думали - пропадет мужик! Вся местная пьянь к нему с бутылками шла -удобно, мужик один. Можно сидеть сколько хочешь. Можно и спать,- никто не выгонит. Только в один день опамятовался Василий, за ум взялся...
 Как - то смотрят - лебеду да крапиву у крылечка косит…. Шторы снял, выстирал. Окна вымыл. Постригся, побрился. Удивляются люди - что это с ним ? Стал Василий его спрашивать -как это так у тебя получилось-  пил- пил- и бац- исправился. 
-Жена ко мне приходила, слезно просила одуматься. Ты, говорит ,Митя -еще на земле не все дела сделал. Сюда не торопись, я тебя подожду. Должен ты внукам еще помочь, дочке. А я за тобой присматривать буду... Уж коли жена на том свете обо мне плачет, должен я ее просьбу уважить.
С тех пор живет один. В огороде всего насадит, словно хорошая хозяйка. Кроликов разводит. Такой  хозяин - куда тебе! Сколько раз помогал Марине -огород вспахать, подгнивший столбик заменить. В  он, калитку отремонтировал… Иногда Марина думает -вот сошлись бы- он один, и я одна… Славно бы у нас получилось. Но что люди скажут. На смех, поди, поднимут. Скажут – сдурели на старости лет! Да и сосед - на три года ее моложе. Что она, Пугачева , молодого то принимать! Мужик что - ему косточки перемывать не будут, это ей все достанется! Нет, лучше уж об этом не думать!. Опять же – одной жить, тоскливо .Особенно зимой. Такая тоска накатит - хоть волком вой! Поставит она фотографию Василия на стол, да и разговаривает с ним. Наревется… А то стопочку водки нальет… Только не берет ее эта проклятущая! Еще хуже становится!
 Изредка позвонят дети, а внуки -и того реже. У всех дела,  заботы , своя жизнь. Что им до бабушкиной тоски… Ведь поди и Дмитрию, соседу - так же тоскливо? А вдвоем –чай пить -и то веселее. И телевизор вместе бы смотрели, мнениями бы обменялись, как когда- то  она с Василием. Вот бы хорошо было… Но не пойдешь же к нему сама, не скажешь - возьми меня замуж!
Это он должен первый проявить себя, потому как мужик.
 Всю жизнь прожила с Василием - ни разу не изменила. И, как-то  вроде,забыла , как же она соблазняла парней. А ведь, наверное, умела! Вон, какого мужа себе нашла! Хорошо прожили, достойно. Ссор больших не было.  Даже долгих расставаний не было. На похоронах почти не плакала - вроде не поняла, что уходит он навсегда. Так ошарашила  ее внезапная смерть! Завыла, заплакала только после девяти дней, когда разъехались родственники, дети, внуки. Обступила тишина, такая гнетущая, вязкая, жуткая,и навалилось одиночество. Казалось -осталась  она одна в густом лесу: со всех сторон деревья, опасность… Не кому ее защитить, и нет выхода из этого леса. Долго не покидало ее это ощущение. Хотелось найти у кого - то помощь, почувствовать чье - то плечо, руку… Сейчас уже это  прошло, и жить бы можно, но тоска… Лучше  не надо и думать о соседе, Бог с ним.Ни детям не объяснишь, ни своим, деревенским, что это от невыносимой тоски все.
 Еще одна вещь беспокоила ее - ведь потом с ним в постель надо ложиться…Стыд то какой! Даже когда она об этом думать начинает, ей становится стыдно. Ну,  ко, давно ли умер муж, а она,  к чужому  в постель прыгнет. Сейчас времени много - телевизор смотрит часто. Там такое показывают! Со стыда сгоришь! Она  Василия до последних дней стеснялась! Фу, ты, наваждение! Вот чего только в голову придет! Прошла В Комнату к иконам. На нее строго смотрела Богородица. Марина перекрестилась:
Матушка Пресвятая Богородица!Прости и помилуй меня,грешную,недостойную… постояла,как бы подождала ответа. Поклонилась,еще раз перекрестилась и пошла в кухню.Там вкусно пахло молодой картошкой.
 Сварилась!Марина слила из кастрюли с картошкой воду, бросила в кастрюльку кусочек маслица, встряхнула… Поставила на стол миску с помидорами и огурцами, банку с молоком. Присела с краешку. Посреди большого семейного стола одиноко стояла хлебница с ломтем хлеба. Вздохнув, Марина принялась за обед.

Часть 2.
Последние листочки печально дрожат на холодном ветру. Огородные хлопоты закончены.Сегодня Марина спустила в подвал последние овощи- морковь, капусту. Наготовила, как всегда! Полнешенький подвал! Вот куда и зачем это все делаю? Мне и четыре кочана капусты на всю зиму хватит, нет, зачем то десять штук закинула! Ох уж, эта запасливость и природная крестьянская расчетливость! Вон, городские -как Божьи птички   -не сеют, не жнут, смотришь ,так же живут, с голоду не умерли! А тут -пять  ведер морковки, десять кочанов капусты, два ведра свеколки. Еще георгины …Целый день возилась. Устала. Печку затопила-присела на маленькую скамеечку. Все вроде сделала, со   всем управилась, а радости нет. Раньше в такие дни, когда хорошо поработали ,  на душе радость была. Куда все делось. Ничего не радует. Вроде- и пенсии хватает, и все то выросло - и варений и солений наготовила -живи да радуйся! Ан нет… Будто гложет что- то. К вечеру еще  дождик начался, такой мелкий - мелкий-бусенец, так называла его бабушка . По приметам- на неделю зарядит.
Когда- то бабушка была, ее  Мариночкой называла,нежила.А вот сейчас -сама бабушка. Как там ее любимица- Светулька? Уехала учиться. Такая веселая, звонкая .К Марине приезжала частенько. Сейчас только sms- ками  общаемся. А так хочется обнять ее, приласкать… На Василия походит. И глаза, и брови- его.
Закипел чайник. Ну что, чай попить надо, да к телевизору. Там Малахов опять какую- ни будь интересную историю расскажет. Опять может, кто- то наследство делит. Там еще другие передачи есть, но их Марина не любит. То показывают хоромы богатых-  у них гардероб, величиной, с Маринину кухню, да золотой унитаз… Будто в золотом унитазе дерьмо не такое, как в простом… Другой, ну до того подхалимистой -слушать противно! А Малахов - нормально ведет. Только смотрит Марина эти передачи - и удивляется -где у людей совесть! Чем больше денег, там больше скандалов. Вон Василий умер- дети на похороны денег привезли, памятник поставили, оградку… Да и во всей деревне никто ни разу наследство не делил. Со стыда бы сгорели! Или, просто, делить нечего?
 Мед купила- надо попробовать. Вот сейчас с чайком и разговеюсь….Только налила в кружку кипяток, в дверь  постучали. Подошла к двери и строгим голосом спросила-
-Кто там, и что надо?
-Это я, сосед твой, Дмитрий… Чего закрываешься спозаранку?
Марина открыла дверь, впустила .
-Да побаиваться стала. Пока Василий был- не запиралась Мужик ведь в доме, а сейчас -закрываюсь. Береженого- Бог бережет.  Садись чай пить.
 Дмитрий сел, на табуретку, шапку бросил на пол. Тепло у тебя. Вечером печку протапливаешь?А дров то на зиму заготовила?Еще поговорили о чем- то незначительном. Чай выпит. Наступила неловкая пауза. Дмитрий  кашлянул, прочищая горло, и приступил к разговору-
-Я что думаю… Ты- женщина серьезная, уважительная. Уж семнадцать годов живем по-  соседски. И Василия твоего знал, и тебя знаю. Я что  хочу сказать… Про меня ты опять же знаешь. И огород у меня хороший, и кроликов нынче двадцать семь штук в зиму пустил, и дом теплый… Ну, было у меня- пил много. Так от горя опять же. Сейчас ,сам знаешь, почти не пью…
Марина слушала его,и не могла понять что это он отчет перед ней делает? К чему все это? В это время сосед перечислял, сколько у него банок огурцов закручено…
Тут до Марины дошло  - Так это же он свататься пришел.Что то мутное,вдруг захлестнуло  душу,затмило сознание...
  Ах, ты же зараза! Явился свататься! Еще могила Василия травой не заросла! Еще , мои ,слезы не высохли, а он тут как тут -приперся  свататься! Ах же ,кобелина! И ведь как ловко подъехал… И про избу, и про дрова… А она и уши развесила! Не успел Дмитрий сосчитать ,сколько наквасил он на зиму капусты, как Марина вскочила с табуретки.
Поставив руки в  бока, она прервала соседа на полуслове.
Это что же, соседушко, ты свататься, значит, ко мне пришел? Ах же ты, рожа бесстыжая! Как это ты посмел! Думаешь, одинокая, так  на такого «принца»польщусь?
Ну нет, ты подумай! Разве я дала хоть раз тебе повод так думать? Да если бы я захотела замуж выйти, наверное ,не такие мужики бы нашлись!Забирай свою шапку и проваливай! Испуганно схватив шапку, Дмитрий выскочил за дверь.
Наступила тишина. Марина присела на табуретку .Что это было? И чего она завелась? Дмитрий ничего худого ей не сказал. Он лишь озвучил то, о чем не раз думала Марина. Она ополоснула чашки, протерла стол,  присела возле, и заплакала. Плакала от того, что нет Василия, а без него- тоска.Что наступает зима . Скоро  из дому и не выберешься. И всю зиму будет она одна беседовать с с молчаливым портретом. Одна радость- телевизор.Хоть и надоели ей жутко крикливые ведущие, и совсем не хочется ей знать, кому достались бриллианты Зыкиной, но все таки  человеческий голос. Плакала еще от того, что только что собственной рукой закрыла двери за возможным счастьем.