Моногорода - 2

Владимир Шенк
Ориентировать моногорода на сельскохозяйственный профиль.




 
Ещё раз о продовольственной безопасности.

В условиях экономической экспансии развитые государства всеми возможными способами стремятся усилить своё экономическое влияние на слаборазвитые и отсталые страны, в том числе посредством присутствия на их внутренних рынках, для чего нередко предпринимают меры с целью подавить аграрные комплексы конкурентов и потребителей экспортируемой аграрной продукции. Надо поднимать сельское хозяйство, и, возможно, путём переориентации других направлений народного хозяйства на сельское хозяйство. И тут как нельзя кстати подворачивается проблема моногородов.

Надо сушить сухари

Уже в связи с этим необходимо строить экономику продовольствия. Считается, что страна, регион, группа населения, семья испытывают хроническую продовольственную опасность, если потребление пищевых продуктов постоянно оказывается недостаточным, если невозможно произвести необходимое количество продовольствия, если из-за нехватки денежных средств нет возможности его приобретения. Временная продовольственная опасность наступает периодически при нарушении стабильного доступа к продовольствию по причинам роста цен на продукты питания, неурожаев или падения уровня доходов. «Потенциальная продовольственная опасность» обозначает уязвимость или неподготовленность страны к таким возможным внешним негативным явлениям, как торговые войны, международные экономические кризисы, ухудшение конъюнктуры сельскохозяйственных рынков. В этих случаях говорят о продовольственной опасности: потенциальной, временной, хронической.

Состояние продовольственной безопасности постоянно поддерживается экономически развитыми странами и характеризуется необходимым для их населения количеством продуктов питания высокого качества. Странам, которые отстали в экономическом и аграрном развитии, которые не проводят систематическую модернизацию своих агропромышленных комплексов, сохранить состояние продовольственной безопасности трудно или вообще возможно. К тому же в условиях экономической экспансии развитые государства всеми возможными способами стремятся усилить своё экономическое влияние на слаборазвитые и отсталые страны, в том числе посредством присутствия на их внутренних рынках, для чего нередко предпринимают меры с целью подавить аграрные комплексы конкурентов и потребителей экспортируемой аграрной продукции. Надо поднимать сельское хозяйство, и, возможно, путём переориентации других направлений народного хозяйства на сельское хозяйство. И тут как нельзя на руку подворачивается проблема моногородов.

Не было бы счастья, да несчастье помогло

В этом аспекте надо серьёзно подумать о переориентации некоторых моногородов на сельскохозяйственный профиль, создании сельскохозяйственных городов в регионах, где невозможно подойти к решению этой проблемы на базе традиционной разрушенной сельскохозяйственной структуры. Так можно создать новую сельскохозяйственную инфраструктуру, а старые деревни использовать для обустройства вахтовиков. По крайней мере отпадает необходимость создания деревень заново.

Всем, кто бывает в деревнях и сёлах сегодняшней России, бросается в глаза крайняя запущенность деревни, сельского хозяйства, всей инфраструктуры, нищета и безысходность, убожество жилья, разрушение животноводческих комплексов, дорог и производственных построек. Особенно тяжёлая картина сложилась в районах Центральной нечернозёмной зоны, в Сибири и на Дальнем Востоке. Многие дороги, школы, лечебные, бытовые и культурные учреждения на селе пришли в полный упадок. Особых признаков их масштабного восстановления и развития не наблюдается. Приводятся в порядок лишь единичные точечные объекты, взятые под контроль лишь на 5% от общего количества таких объектов в отрасли. Никто не вернётся в такую нищую и разрушенную деревню. Никто не останется жить в таких условиях. Использование инфраструктуры моногородов позволит подойти к проблеме продовольственной безопасности иначе.

Надо научить людей работать

И без государственной поддержки эту задачу не решить. Об этом говорит международный опыт. В абсолютном большинстве стран мира неизменно применяют финансовую поддержку фермеров и других собственников земли, используя льготные кредиты, выдачу субсидий на научные исследования, компенсацию потерь от стихийных бедствий, на оплату новой техники и новых технологий и др. Например, в США применяется до тридцати различных видов материально-технической поддержки фермерских и других хозяйств. В развитых и развивающихся странах помощь фермерам со стороны государства составляет до 90%. В среднем она удерживается в мире на уровне 50% от общих затрат на производство сельскохозяйственной продукции. Япония решала свои сельскохозяйственные проблемы вообще в условиях полной разрухи после войны.

Известный российский исследователь японской экономики профессор С.Б. Маркарьян выделил в послевоенной аграрной политике страны три периода. Первый, вторая половина 40-х и 50-е годы, характерен созданием и государственной поддержкой мелких индивидуальных хозяйств собственников. Одновременно при активной роли государства шло их объединение в кооперативы. Для второго периода, 60-е — середина 80-х годов, была характерна ориентация на «улучшение структуры сельского хозяйства». В это время создавались сравнительно крупные хозяйства интенсивного типа, активно стимулировалось изменение отраслевой структуры производства. Общим для этих этапов была интенсивная модернизация отрасли, подтягивание её к уровню развития других секторов национального хозяйства, рост доходов занятого в ней населения.

На первом и втором этапе протекционистская поддержка государства была сильной. Ослабление протекционизма отмечается на третьем, с середины 80-х годов, этапе, когда был взят курс на создание рыночных механизмов, постепенное, стимулируемое государством повышение эффективности и конкурентоспособности японского сельскохозяйственного производства. В период с конца 40-х до второй половины 80-х годов, когда аграрная политика страны имела ярко выраженный протекционистский характер, основу государственной помощи сельскому хозяйству составляла финансовая поддержка, субсидирование и льготное кредитование.

Дотации направлялись в три сферы: на развитие инфраструктуры; модернизацию и совершенствование технико-технологического потенциала (обучение и повышение квалификации производителей и персонала предприятий переработки, научные разработки, внедрение новых машин и оборудования и т.п.); на институциональные преобразования. В инфраструктурные затраты входили дотации на мелиорацию земель, строительство дорог и современных хозяйственных построек. Выделяемые государством средства всегда были значительны и иногда достигали 80% стоимости объектов. Вот где могут пригодиться моногорода.

25 января 2011 года.