Таким человеком был мой крестный

Лидия Вакина
Как ни старались веру из народа вытравить, а она жила! Жила в родительских наказах, в жизненных примерах прадедов .
                Жизнь заставила рано повзрослеть моих родных. Да еще и на чужой стороне. В первое послевоенное десятилетие родилась я. Это произошло в Шяуляе, где встретили судьбу мои родители и тетушки, работая в военном госпитале. Там ,в Прибалтике, меня и покрестили в православную веру, попросив стать крестным молодого мужа Виталия , моей молодой тогда тети. Он был военным летчиком, а позже стал курсантом Ленинградской военно-морской академии – легендарной Фрунзенки.  По окончании академии получили назначение в Кировоград, где крестный обучал летному мастерству курсантов. Позже - новое назначение: Черниговское высшее военное училище летчиков. Преподавал различные дисциплины будущим летчикам, некоторые из них потом стали космонавтами. Знаю не понаслышке, что пользовался крестный уважением среди сослуживцев и курсантов.
               Вместе с родителями мы переехали жить к бабушке под Кострому. Бабушка осталась одна, а мама была старшей дочерью.
           Вспоминаются приезды моих родных летом в отпуск. Дома у всех приподнятое настроение в ожидании гостей. Прохлада деревянного дома, свежевымытые полы, пироги и молоко из погреба- все ждет долгожданных и любимых людей.. А они, уставшие от дороги, не уходят из палисада. Крестный, прикрыв глаза и запрокинув голову, вдыхает летний воздух, свежий от близкого озера, ароматный от цветущих лугов вокруг деревни, и блаженно произносит:
 - Подожди, мама, не торопи! Дай надышаться!
 - Лидуська, принеси  ковшичек воды из нашего колодца!
И пьет, пьет,с наслаждением, вкусно и красиво.
Он рано лишился своих родителей, и никогда не рассказывал о печальных событиях этому предшествовавших. Но вновь обрел семью,женившись на моей тетушке. Всегда с удовольствием приезжал в отпуск, называл без всякого принуждения тещу мамой, а сестры жены и их мужья стали ему как сестры и братья.
Вот таким был мой крестный!

       Лето одаривает своей грибной и ягодной  щедростью. Только не ленись, иди собирай. А то зима такая, потом спросит с каждого:- Чего летом делал?
Уродилось черники, хоть косой коси. Только добраться до нее непросто. Болото Мочаловское очень топкое. И провалиться недолго. Пошел крестный нашу женскую «бригаду» проводить и подстраховать. А сам по пояс раздет , загорает отпускник, имеет право. Да так и остался с нами в болоте.
           Собирание черники сопровождалось писком несметного комариного полчища и смешливыми воплями моего дядюшки: - Ай,ай. ай, что же ты так кусаешься?
 –Ой,ой,ой, что же ты столько моей крови выпил, оставь мне что-нибудь!
                Ни досады, ни раздражения, одни только вольные страдания от комаров. Это ли не пример терпения девчонкам, да и взрослым. Вот так, по пояс раздетым, с шутками и прибаутками, он набрал полный бидон ягод. Возвращались мы из болота снова все вместе.
Вот таким был мой крестный!
            Так сложились обстоятельства, что старшие классы школы я заканчивала в Чернигове, живя в семье моей тетушки и крестного. Хлопот я им доставляла много, но никакой разницы в отношениях между мной и их родной дочерью я никогда не чувствовала. Нас любили на равных.
                Поступать в институт я уехала в Кострому, поближе к родителям.Очень хотелось самостоятельности во всем, и я получила желаемое.
                Помнится, как  на первом и втором курсе института  общежитие нам все еще не полагалось, и мы снимали  квартиру с девочкой на окраине города (40 минут рысью до института). Получаю извещение на посылку, написанное каллиграфическим подчерком моего крестного. А там…целая коробка из-под обуви, набитая конфетами «Мишка на севере», «Белочка», «Каракум» и еще всякая вкуснота! И не к дню рождения, и не к празднику, а просто так, поддержать крестницу в чужом городе, живущую вдали от родных.
Вот таким был мой крестный!
               
      Семья разрасталась, у нас появились мужья и дети. Но приязненные и родственные отношения распространялись на всех. Все пришлись ко двору. Мой муж очень был дружен с крестным. Они вели бесконечные беседы, вместе трудились на заготовке сена для кормилицы наших детей в летнее время- коровы. Мы тоже вкусное и жирное молочко уважали. Крестный вносил своим жизнелюбием и интеллигентностью такую замечательную ноту в отношения всех! То четверостишье какое-нибудь шутливое сочинит на злобу дня и продекламирует за обедом, то название ручной тачке придумает, подшучивая над собой. Так возят сено с недалекого покоса на самодельной тележке, нагружая максимально, увязав пеньковой веревкой. А на тележке крупно и красиво написано:- « И-2».
-Виталий, а что означает этот номер на транспортном средстве ? -интересуется моя мама.
- Это я, Ишак-2-  расшифровывает аббревиатуру крестный.
-А кто же должен быть и ишак -1 ? - додумывает логически мама.
-А Ишак-1, конечно, Павел ( хозяин дома).
           Ну и всяких смешных историй и ситуаций было множество! Они делали веселым и незабываем наш отдых, который был чисто условным, потому что только налетевший дождь мог всех заставить забраться под крышу и бродить по веранде и комнатам, поглядывая в окно, скоро ли закончится ненастье.
           В семейном архиве хранится множество  черно-белых фотографий. Это целая летопись нашей семьи. Крестный увлекался фотографией, и это увлечение носило почти профессиональный характер.
         
            Господь благословил моих родных  дожить до старости. Пятьдесят девять лет прожили супруги вместе. Тетушка была любимой и надежной помощницей своему мужу во всем Пришлось оставить родной Чернигов и переехать к дочери в Вологду .А Вологда мила уже тем, что лучший друг Виктор оттуда родом , и столько теплого и сердечного рассказывал о своих северных краях, что поневоле влюбишься. И моих родных Вологда приняла с добром.

              Вологодский день начинался с молитвы, часто совместной, потом поход по магазинам- на обед кто только не прибежит: и дети, и внучка с мужем, и водителя покормят. Идут, держась за руки, страхуя друг друга от гололеда и от того, что по –другому не привыкли. Не думая об этом, но тем не менее, являя пример для окружающих- какими должны быть отношения супругов от венца до конца.
Таким человеком был мой крестный!

            Лидия Вакина. Февраль 2017 года.