Несостоявшийся засланец

Олег Маляренко
 В конце рабочего дня мне позвонила секретарша директора Вика Эльман:

- Олег, Пётр Иванович приглашает тебя в кабинет в полшестого.
- По какому вопросу, Вика?
- Там и узнаешь.

Я задумался. Мастер для директора не тот уровень. Мог бы вызвать моего начальника. Ладно, скоро прояснится.

В кабинете директора кроме него самого был ещё мужчина средних лет, интеллигентного вида, которого он представил как инструктора горкома партии.

Директор Пётр Иванович Долбышев был выдвиженцем, наверное, одним из последних такого рода. Раньше он работал кузнецом на Урале и каким-то образом сподобился установить рекорд по ковке, превысив американские нормативы. За это его удостоили орденом Ленина, а затем назначили директором нашего завода. Не знаю, каким он был кузнецом, но директором неважным. Был он малообразован и дремуч. Этим пользовалось его окружение, устраивая свои дела. С директором лично я встречался дважды - первый раз, когда поступал на работу, а во второй – когда получал ордер на комнату в общежитии.

- Олег, ты же читаешь газеты и слушаешь радио, - начал речь директор, - тогда ты знаешь, что партия призывает инженеров и техников поехать на село, чтобы поднять там технику. Мы тут посовещались и решили, что лучшей кандидатуры чем ты, нам не найти. Парень ты молодой, энергичный и хороший специалист, поэтому соглашайся ответить на призыв партии. Садись на моё место и пиши заявление моей авторучкой.

Вот это да! Такого я не ожидал. Особенно меня умилило предложение директора занять его место и писать его ручкой с золотым пером. Надо собраться и ответить этим товарищам должным образом.

- Спасибо вам, что остановились на мне, но ваше предложение я принять не могу. Для этого есть несколько причин. Начну с того, что я городской житель и с сельской жизнью не знаком. Кроме того, я совсем не разбираюсь в сельскохозяйственной технике. К этому надо добавить, что я студент-заочник, а на селе у меня не будет возможности заниматься. Я живу вместе с матерью, которой нужен постоянный медицинский уход, а на селе его не получишь. Так что, придётся вам искать другую кандидатуру.

- Олег Михайлович! – подключился горкомовский инструктор. – Я ознакомился с вашей анкетой, из которой следует, что вы комсомолец. А помните слова из песни – «Партия сказала,  комсомол ответил – есть!»? Считайте, что это поручение партии.
- Не будь названных мной причин, то я, возможно, согласился бы. Самое главное, что вы предлагаете мне заняться тем, с чем я совершенно не знаком.
- Ваши причины можно легко устранить. Трактора и их ремонт вы легко освоите. Ведь в станках вы хорошо разбираетесь, а они не проще тракторов. По учёбе можно взять академический отпуск, а ваша мамочка может не уезжать из города.
- Вы хорошо решили, но мне такое не подходит.
- Олег! – не выдержал директор. – Мы соберём комсомольцев на собрание, и они проголосуют, чтобы ты ехал на село.

Определённо, дядя Петя держит меня за дурачка. Надо срочно доказать ему обратное.

- Я сильно сомневаюсь, что они так проголосуют. И даже, если предположить, что они сделают так, то это не будет иметь никакую силу.
- В таком случае я уволю тебя за неисполнение моего распоряжения.

Ну, это уже слишком. Дядя Петя перегибает палку.

- Увольняйте сколько угодно, но суд восстановит меня на работу. Не забывайте, что я молодой специалист, и поэтому по закону ни у кого нет прав меня увольнять.
- Какой законник! Ты лучше послушайся моего совета и поезжай добровольно.
- Знать законы не вредно никому.
- Пётр Иванович! – подал голос партийный функционер. – Не надо горячиться. А вы, молодой человек, послушайте старших и сделайте как надо. Со своей стороны, я обещаю, что если вы согласитесь, то о вас будет напечатана статья в областной газете.
- Звучит заманчиво. Но неужели свет сошёлся клином на мне? Ответьте мне, едет ли кто из горкома на село? – обратился я к инструктору. – К примеру, почему бы вам не отправиться туда?
- Горком партии не такой большой, чтобы можно было бы послать кого-либо по призыву. Что касается меня, то я в отличие от вас не технарь, а гуманитарий. Сейчас можете уходить, но если надумаете, то сообщите Петру Ивановичу.
- Это вряд ли…

Когда я вышел из кабинета, в приёмной помимо секретарши сидел парторг завода.

По пути домой я размышлял о том наскоке с целью заслать меня в колхоз. Оба товарища наседали на меня крепко, но похоже, что я отбился. Вероятно, сверху им пришла разнарядка, вот и стараются вовсю. Про себя решил, что завтра расскажу на заводе о том заманчивом предложении, не вдаваясь в подробности.

Утром следующего дня неожиданно для себя стал героем дня. Все улыбались мне, жали руку и всячески одобряли моё поведение на встрече у директора. Особенно понравилось моё предложение поехать в колхоз горкому. Завод небольшой, и все новости облетают быстро. Можно только предположить, что о том происшествии разболтала секретарша Вика либо парторг.

Описанная здесь история имеет свою историю.

Весь советский период сельское хозяйство хромало на обе ноги, невзирая на решения партсъездов, постановления и призывы. Колхозная система за редким исключением показала свою неэффективность. Государство не только не вливало средства в село, но и качало их оттуда на индустриализацию. Колхозники были на правах крепостных, когда им не выдавали паспортов, без которых никуда не сунешься. Такой порядок отменили только в конце 1950-х годов. Колхозники долгое время не получали пенсий. В колхозах для развития не хватало средств.

По этим причинам в стране возникала напряжённость в обеспечении продовольственными продуктами. А с начала 1960-х годов СССР стал крупным импортёром зерна.

В мае 1957 года Хрущёв выдвинул знаменитый лозунг “Догнать и перегнать Америку!” по производству мяса и молочных продуктов. Эта программа с треском провалилась. Тогда Хрущёв занялся повсеместным насаждением кукурузы.

Одной из реформ в сельском хозяйстве стала ликвидация машино-тракторных станций (МТС) и передача техники (тракторов и сельхозмашин) в собственность колхозов, что предполагало её лучшее использование. Вместе с тем реформа навязала всем колхозам немедленный выкуп парка МТС, что многим колхозам было не под силу. Отрицательным последствием этой реформы стал отъезд в города большого количества технических специалистов. Колхозы не имели не только условий для ремонта техники, но и помещений для её хранения. Стоящая под дождём и снегом, техника быстро приходила в негодность.

Для ликвидации такого прорыва партия бросила призыв к техническим специалистам из городов выехать на село, чтобы поправить положение. Одним из них стал мамин брат, член партии. Он всеми силами пытался наладить использование техники в колхозе, но все его попытки упирались в глухую стену. Поэтому через год дядя вернулся на завод.

Я же счастливо избежал подобных передряг, отказавшись быть засланным на село.