Маяк Белл Рок

Вячеслав Прытков
                М   А   Я   К       Б   Е   Л   Л        Р   О   К.

Английский  живописец  Джозеф  Мэлорд  Уильям  Тернер  (1775 – 1851)  был  автором  около  пяти  тысяч  картин, написанных  маслом, более  двадцати  тысяч  акварелей  и  почти  стольких  же  рисунков, выполненных  карандашом. Его  работы  отличались  мастерской  передачей  воздуха  и  света. Особое  место  в  творчестве  художника  занимала  морская  тема, он  был  гениальным  маринистом, ведь  недаром  более  поздние  искусствоведы  прозвали  его  «английским  Айвазовским».
Есть  у  художника  одна  работа, стоящая  несколько  особняком  от  других  его  произведений, которые  он  выполнял  с  натуры. Это  акварель  «Маяк  Белл  Рок», заказанная  известным  шотландским  инженером, создателем  этого  маяка, родоначальником целой инженерной  династии  (1811 – 1952), дедом  знаменитого  писателя  Роберта  Луиса  Стивенсона, Робертом  Стивенсоном  (1772 – 1850),  для  иллюстрации  своего  подробного  отчёта  о  строительстве  этого  важного  для  судоходства  сооружения.
Грозная  морская  стихия. Высоко  вздымаются  волны, их  кипящие  белоснежные  гребни  устремляются  почти  к  самой  вершине  маяка  Белл  Рок, но  он  стоит  гордо  и  незыблемо  на  затопленной  морем  скале, предупреждая  все  проходящие  мимо  суда  о  коварных  и  опасных  Инчкапских  рифах  шотландского  побережья. Едва  различимы  паруса, зарывшегося  в  волнах, корабля, отворачивающего  от гибельного  места. Страшит  небо, заполненное  тяжёлыми  свинцовыми  тучами. Однако, больше  уже  ни  одно  судно  не  разобьётся  о  скалы, как  раньше.
Сам  Тернер  никогда  не  бывал  в  этом  месте  и  не  видел, построенного  Р. Стивенсоном, маяка, поэтому  работал  над  акварелью, руководствуясь  только  его  описанием. Интересно, что по  этой  акварели, написанной  в  1819  году, другой  художник – гравёр  Джон  Хорсбург  (1791 – 1869)  выполнил  в  1824  году  фронтиспис  для  оформления  издания  Р. Стивенсона  «Маяк  Белл  Рок». Сама  акварель  выставлена  в  Шотландской  национальной  галерее.
Роберт  Стивенсон  за  свою  жизнь  построил  несколько  десятков  маяков, различных  мостов, в  том  числе, первый  в  мире  цепной  мост и  Восточную  дорогу. Он  был  очень  почитаемым  в  стране  человеком – основателем  Эдинбургской  Королевской  обсерватории  и  членом  Королевского  Общества  Шотландии. Его  внук – Роберт  Луис – известный  писатель  с  детства  гордился  этим  творением  своего  деда, считавшимся  самым  старым  маяком  Шотландии.
Издревле  эта  скала, выдававшаяся в  море  и  расположенная  в  одиннадцати  милях  напротив  Арброэта, считалась  самым  опасным  местом  для  судоходства. Жителями  побережья  она  именовалась  «колоколом». Ещё  в  средние  века  аббат  Джон  Геди  с  монахами  монастыря  Арброэт  прикрепил  к  скале  колокол, своим  звоном  предупреждающий  проходящие  корабли  о  опасном  месте. Однако, какой – то  голландский  пират  разрушил  его, но  вскоре  сам  потерпел  крушение  и  утонул. С  тех  пор  ничего  не  предпринималось  для  предотвращения  частых  кораблекрушений  у  Инчкапских  рифов, только  в  1793  году  начальник  морской  станции  сэр  Александер  Кокрэн  написал  предложение  в  Управление  Северных  маяков  о  создании  маяка, но  и  это  не  возымело  никакого  действия. В  1799  году  сильнейший  шторм  потопил  около  семидесяти  судов  у  берегов  Шотландии. Два  неравнодушных  к  всеобщей  беде  человека – капитан  Королевского  флота  Йозеф  Броди  и  литейщик  из  Лейта  Йозеф  Купер  разработали  конструкцию  чугунного  маяка, который  построили  на  свои  собственные  средства. До  сих  пор  неизвестно, каким  был  на  самом  деле  этот  маяк, так  как  его  разрушил  шторм  1803  года. В  1804  году  в  злополучном  месте  потерпел  крушение  64 – х   пушечный  корабль  «Йорк»  и  затонул  вместе  с  экипажем.
Роберт  Стивенсон – инженер  Управления  Северных  маяков  разработал  для  рассмотрения  два  проекта  нового  маяка: один, чугунной  структуры, стоимостью  пятнадцать  тысяч  фунтов  и  каменной  башни, общей  стоимостью  более  сорок  двух  тысяч  фунтов. Управление  обратилось  в  Парламент  страны  для  выделения  средств  на  постройку  маяка, но  Лондон  отклонил  это  требование, и  только  в  1803  году  оно  снова  оказалось  в  Палате  Лордов.
Ещё  в  1800  году  Роберт  отыскал  смелого  рыбака, доставившего  его  и  архитектора  Джеймса  Халдейна  для  исследования  скалы  Белл  Рок. Оказалось, что  она  достигает  около  двухсот пятидесяти  футов  в  длину, сто  пятидесяти  в  ширину  и  состоит  из  песчаника. Необходимо  было  примерно  две  тысячи  пятьсот  тонн  камня, чтобы  построить  башню  маяка.
Средства  на  постройку  выделили  когда  к  проекту  и  строительству  маяка  присоединился  известный  в  стране  инженер  Джон  Ренни  (1781 – 1821). День  17  августа  1807  года  стал  знаменательным  днём  начала  большой  стройки. Р. Стивенсон  отобрал  для  участия  в  ней  почти  шестьдесят  человек  разных специальностей. В  строительстве  маяка  задействовали  три  судна: шхуна  «Фарос», служившая  временным  маяком, дрейфующим  примерно  в  двух  милях  к  северо – западу  от  места  установки  будущего маяка, «Смитон» - судно – тендер  для  транспортировки  с  материка  гранитных  блоков  на  строительную  площадку  и  «Сэр  Джозеф  Бэнкс», служившее  жильем  для  строителей. Работать  приходилось  в  тяжелейших  условиях  и  только  во  время  отлива. В  1808  году  в  скале  вырубили  яму   для  фундамента  маяка. Строительство  велось  сезонно, в  несколько  этапов. Каменщики  вытёсывали  гранитные  блоки, необходимое их  количество  составило  две  тысячи  пятьсот  штук. Блоки  транспортировались  к  месту  стройки  по  специально  проложенной  чугунной  дороге  длиной  восемьсот  футов. Наконец, 1  февраля  1811  года  маяк  Белл  Рок  высотой  сто восемнадцать  футов  был  введён  в  эксплуатацию. Никто  до  этого  не строил  ничего  подобного. Для  нового  маяка  Р. Стивенсон  впервые  применил  газовый  фонарь  с  отражателями, чтобы  луч  света  был  ярче  и  давал  проблесковые  красные  и  белые  вспышки.
Маяк  Белл  Рок  успешно  действует  и  поныне, лишь  дважды  претерпел  реконструкцию, в  1843  и  1998  годах.
Вглядываясь  в  современную  фотографию  с  видом  маяка и  сравнивая  её  со  старой  акварелью  Тернера, не  перестаёшь  удивляться  необычайному  дару  воображения, каким  обладал  английский  художник, запечатлевший  творение  знаменитого  Роберта  Стивенсона.

7  февраля  2017  года                Вячеслав  Прытков.