Золотистая птица

Вадим Светашов
                Золотистая птица.

                Перед обедом зашёл ко мне на работу знакомый лесник соседнего лесничества. Он постоянно жил с женой на лесном кордоне в 5-6 километрах от города у дороги на рудник Асбест. Рядом протекала Чёрная речка, больше похожая на широкий ручей.
                -- Здравствуйте! – Протянул мне через стол руку, заходя в кабинет – Вадим  Кузьмич, я слышал, Вы серьёзно интересуетесь птицами  и их гнёздами.  Я нашёл недалеко от кордона гнездо птицы, которую никогда в жизни раньше не видел. А ведь я четвёртый десяток лет лесником работаю, да и живу постоянно в лесу.
                -- Ну-ка, ну-ка, присаживайся и рассказывай по-подробнее, или у тебя времени нет?
                Лесник посмотрел на часы – времени у меня, пожалуй, достаточно. Знакомый с рудника поехал утром на «Гидромаш», и меня прихватил. Оставил меня в центре, а к трём часам обещался сюда, к лесничеству подъехать. Так, что у меня есть почти час. Так вот, слушай сюда. Вчера взялся с утра сено с сеновала сбрасывать. Корову-то с тёлкой выпускаю за ограду, но они не наедаются за день – какая ещё трава в лесу, только осока по берегу и спасает. Вот я на ночь сена и задаю. Значит, сбрасываю в проём, да и зацепил вилами за косяк. Рог возьми, да и отвались. А какие вилы хорошие, да удобные были! Лёгкие! Сам в запрошлом годе из осиновой рогульки сготовил – он вдруг замолчал и огляделся по сторонам.
                -- Дай-ко водички глотнуть – увидев графин с водой, попросил меня  -- жарко сёдни, аж горло сохнет. В несколько больших глотков опорожнил гранёный стакан, и вытерев рот тыльной стороной ладони, продолжил.  – Плюнул я с досады, взял топор и пошёл вдоль речки осинку с рогулькой выбирать. Оказалось, не так просто и найти. На вилы-то нужно не абы какую, а тройчатку, да чтоб рога одинаковой толщины были. Наконец, нашёл. И что интересно: в березняке с густым еловым подростом всего-то несколько осинок и было. Одна приглянулась.  На трёхметровой высоте как раз развилка из трёх одинаковых ветвей.
                -- Ты давай по делу – постучал  пальцем по часам на руке – время не резиновое….
                -- Так, а я что?  Свалил  тремя ударами осинку, она на ёлочки-то и пала, а из-под ёлочек с шумом вылетает птица и шасть за берёзы.
                -- Рябчик, что ли?
                -- Вот, вот, и я было так с перепугу подумал, но сразу понял, что здесь что-то не так. Птица-то помене  рябка будет, да и он взлетает как? Фррррр!! С особенным треском. А эта именно с шумом. И, потом, рябок, каким бы он красивым не  был, а всё одно в полёте серым кажется. А эта на солнце, аж золотом брызнула. Точно, никогда не видел такую птицу. Полез в ёлочки, посмотреть, чего она там делала, и почему человека так близко подпустила.  Раздвинул хвойные лапки, а между ёлочками-то пень. Весь такой старый, трухлявый, полуразвалившийся. А в середине пня – гнездо с пятью яичками. И понимаешь, яички-то на рябчиные похожи: тёмно-жёлтые в крапинку. Только мельче намного, что я рябчиных гнёзд не видел? Да и какое у рябчика гнездо? Так, ямка в земле и всё. Ясное дело, у рябчика и яиц больше, десяток, а то и с дюжину бывает. Пока смотрел на гнездо, подлетели уже две эти птицы. Обличьем на крупных дроздов смахивают, но вроде поболе даже рябинника. Однако, дрозды бы такую трескотню  подняли, уши бы заложило, да ещё к тому же всего помётом уделали. А эти перелетают с дерева не дерево, с каким-то хрипловатым криком «крррррруа», «кррррруа»….
                На улице просигналила машина.
                -- Это за мной! – всполошился лесник, подхватил рюкзак и кинулся к двери. Остановился – приедете?
                -- Сегодня же вечером – махнул рукой я.
                Еле дождался окончания рабочего дня, и даже не поужинав, оседлал мотоцикл и помчался на кордон.
                Лесник во дворе скоблил большим ножом уже ошкуренный и подсохший на солнце стволик осины с тройчаткой на конце.
                -- Вот, смотри, не сколь не хуже старых вилы будут – похвастался он – сегодня же и опробую. А тебе, смотрю, невтерпёж, шибко на гнездо да на птиц посмотреть хочется. Не догадался ещё, что за диво такое.
                Я отрицательно покачал головой. – Как же я догадаюсь, ты же толком и не рассказал ничего, всё время на вилы потратил. И сейчас время попусту теряем. Давай собирайся, и отправляемся. Да, чуть не забыл, возьми какую-нибудь банку, может, возьму одно яйцо, а то я ничего не взял, очень торопился.
                -- Так ты и не поел даже после работы. Нет, так не пойдёт! Я тоже не ужинал. Что-ж на голодный-то желудок… да тут и ходьбы всего минут пятнадцать. Хозяйка вон пирог с солёными груздями допекает, молока с ледника достану, перекусим немного и – вперёд.
                От такого предложения отказаться было просто невозможно.
                До места добрались действительно быстро, тропинкой вдоль речки, натоптанной вздымщиками и сборщиками живицы химлесхоза. Идти было приятно. Молодая изумрудная зелень листьев радовала глаз, пахло хвоёй и со всех сторон звенели птичьи песни. Начало третьей декады мая. Идёт массовый прилёт певчих птиц. Их самцы захватывают гнездовые участки и своим пением дают понять другим самцам, что территория уже занята.
                Вот и березняк с молодым еловым подростом, а вот и ветки, срезанные со срубленной осинки. Лесник показывает на еловую куртинку, мол, там находится гнездо.  Напряженно ожидая шумного вылета птицы, осторожно раздвигаю еловые лапы. Но никто не взлетает. А вот и трухлявый пень. Первое, что бросается в глаза – распластанная по поверхности пня золотисто-оливкового цвета птица с раскинутыми в стороны крыльями. И только потом угадывается под лежащей птицей гнездо. Птица явно не подаёт признаков жизни..
                Подзываю лесника и беру птицу в руки. Она вся закоченевшая: не сгибаются ни шея, ни крылья. Внимательно рассматриваю. Видимых повреждений и крови нет. Стать, как у дрозда-дерябы, величина примерно такая же, или чуть больше. Клюв, лапы, хвост похожи. Нет, пожалуй, хвост заметно короче. Но расцветка! Брюшко белесое с широкими чёрными пестринами, хвост коричневый. Всё остальное оперение, как я уже сказал, золотисто-оливковое и каждое перо заканчивается чёрной каёмкой. Нет, такой птицы я точно раньше никогда не видел. С трудом укладываю крылья, заворачиваю тушку в газету. Сделаю чучело. Яйца забрал и поместил в банку, переложив мягким мхом.
                Теперь обращаю внимание на гнездо. Оно расположено не в центре  пня, а как бы сбоку,  там, где прогнило больше. В гнилушках вытоптана и выщипана довольно глубокая  ямка, и в ней построено гнездо. Оно напоминает гнездо дроздов, но массивнее, чем у известных мне видов. Плотное основание из веток и листьев, перемешанных с землёй. Лоток выстлан тонкими корешками и веточками. Снаружи бортик гнезда сплошь облицован зелёным мхом.
                Пока я замерял и описывал гнездо в записной книжке, лесник направился к речке, чтобы набрать воды и оттуда услышал его призывной крик. Он сидел на корточках у берега и рукой перебирал рукой кучку перьев. Перья золотистого цвета с чёрной каёмкой. Выстроилась версия произшедшей трагедии. Самец ещё вчера был пойман и съеден каким-то хищником. Самка насиживала кладку последние дни и поэтому не вставала на кормёжку, чтобы не застудить яйца. Самец в это время её постоянно подкармливал, но накануне погиб. Процесс пищеварения у птиц проходит очень быстро и потому они не могут долго обходиться без корма. Вот самка и погибла от голода, не слезая с гнезда!
                Догадка в последствие подтвердилась: яйца оказались сильно засиженными. Они протухли и полопались. Удалось сохранить только одно, да и то скорлупа потемнела. Вечером по определителю я выяснил, что держу в руках тушку пёстрого дрозда – очень редкой в наших краях птицы. В последующие годы пёстрого дрозда я видел всего четыре раза, а найти гнездо больше не довелось.
                К моему глубокому сожалению чучело изготовить не удалось. Что ж, иногда  такое бывает. Но получилась хорошая коллекционная тушка (грубо говоря, шкурка набитая ватой). В то время я заочно учился на биофаке УрГУ, и во время экзаменационной сессии принёс эту тушку в зоологический кабинет. Профессор долго рутил её в руках, даже рассматривал с помощью лупы.
                -- Вы знаете, что это за птица – наконец удивленно спросил он.
                -- Конечно! Это пёстрый дрозд.
                -- И где Вы его добыли?
                -- В Сысертском районе.
                -- Удивительно! – Профессор даже снял очки, и размахивая ими, продолжал  -- я видел этого дрозда только в научных коллекциях, а в нашей коллекции его и нет. Я у вас его забираю!
                -- Конечно, профессор – скромно ответил я.
                Он как-то внимательно и несколько удивлённо посмотрел на меня. – Знаете, я скажу, чтобы вам поставили зачёт автоматом.   
                -- Не надо, я вчера на отлично сдал экзамен. Но у меня к Вам просьба: разрешите обращаться к Вам по возникающим вопросам?
                -- Обязательно и непременно – он протянул  мне руку – до встречи!
                Позже я привозил ещё несколько тушек интересных для меня птиц и видел моего пёстрого дрозда в коллекции. Может быть, он всё ёщё находится там, хотя прощло более сорока лет, и возможно в единственном экземпляре.