Мысленный - в прошлом и настоящем

Константин Матаков
            ***

Читаю в Октоихе: неувядаемые цветы мысленного рая. Это о святых. Но что значит "мысленный"? Существующий только в сознании? Сомнительно, поскольку в литургических текстах периодически встречаешься с этим прилагательным в совершенно другом значении: мысленный волк, мысленный фараон (которого потопила Богоматерь - так в акафисте). Ясно, что речь идет о дьяволе и бесах. Стало быть, "мысленный" - это существующий объективно, причем сверхъестественно. Церковнославянское слово "мысленный", как правило, передает греческие слова noumenon и noeton (в акафисте Богородице - noeton). Это философские термины, пришедшие в христианство из платонизма. Они означают "умопостигаемый" в противоположность тому, что "постигается очами", - чувственно воспринимаемому; духовное в противоположность вещественному. В связи с этим любопытно, как эволюционировало значение этого слова в современном русском. Теперь "мысленный" значит, - происходящий исключительно в моем сознании, - например, мысленный эксперимент. Поэтому, как ни странно это звучит, но Тело Христово в причастии можно было бы назвать мысленным ибо оно из мысленного рая, но так - по-церковнославянски. Если же мы скажем на нынешнем русском, что Тело Иисуса в Евхаристии - мысленное, то это равносильно утверждению, что оно существует в причастии лишь субъективно, на уровне моих воспоминаний - это точка зрения радикального протестантизма (баптизм и т.д.). Таким образом, церковнославянское значение прилагательного "мысленный" применительно к причастию отражает православный подход - Тело Христово присутствует в литургии объективно, но оно не воспринимается очами, являясь в таинстве умопостигаемой Плотью Сына Божьего. Теперешний русский язык низводит это прилагательное до призрачного уровня "моей только мысли", что больше подходит для понимания таинств богословием Реформации..
Однако есть и другой пример. Возьмем, например, выражение "духовный мир" - оно может обозначать как "субъективный мир конкретного человека", так и интерсубъективный мир какой-либо религии (скажем, "духовный мир" ислама, - "мусульманский космос"). Кроме того, это выражение может значить нечто синонимичное понятию "мысленного рая", - духовный мир как обитель Бога, ангелов и святых.