Ориентационные модели психофизического организма

Николай Мальцев-Ганичев 2
            ОРИЕНТАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ОРГАНИЗМА

     "В настоящее время большинство специалистов согласно, что взаимодействие организма с внешней средой устанавливается на основе моделей внешнего мира и собственного тела, выстроенных мозгом" (В.С.Гурфинкель, Ю.С.Левин. Психофизиология. СПб.: Питер, 2006, с. 93). "Нет ни одного рецептора, который бы непосредственно трансформировал энергию воздействующего стимула в импульсную активность. ... В связи с этим информация, передаваемая по интероцептивным системам, есть информация не о стимуле, а о тех физико-химических процессах, которые возникают в клетке под его действием" (Бехтель Э., Бехтель А. Контекстуальное опознание. - СПб.: Питер, 2005, с. 319-320). "Из-за сложности физического мира, изучая реальное явление, мы всегда вынуждены упрощать его и вместо самого явления рассматривать некоторую идеализированную его модель, стремясь к тому, чтобы в выбранной модели сохранить самые характерные, наиболее важные черты явления. По образному выражению Я.И.Френкеля, физики фактически всегда рассматривают не само явление, а некоторую упрощенную схему, т.е. как бы карикатуру на него. При этом успех зависит от того, насколько удачна выбраннная модель (Бутиков Е.Н., Кондратьев А.С. Физика, кн.1. М., Физматлит., 1994, с.18).
      Таким образом, рецепторы психофизического организма не имеют непосредственного контакта с внешней средой. С внешней средой контактируют защитные структуры организма, которые рецепцией не обладают. Ситуации соответствует модель, согласно которой команда космического корабля осуществляет управление устройствами за обшивкой, регистрируя события в некоторых экранах (мониторов, например).
      Теперь поставим вопрос: "Что же со мной происходило, когда я воображал, что цитировал определенных авторов (В.С.Гурфинкеля и Ю.С.Левина; Бехтель Э. и Бехтель А.; Бутикова Е.Н. и Кондратьева А.С.)? Мой организм и мое физическое тело - это как соотносится с тем, что есть мое "я" для меня? Единственно, с моей точкой зрения (концепцией или догмой, установкой), что я могу принять, то это то, что внешняя среда для меня и я для себя, в качестве фрагмента внешнего мира, есть нечто неизвестное (обозначим: Y - внешний мир, X - мой организм в качестве фрагмента внешнего мне неизвестного мира); ("я знаю, что ничего не знаю"). То, что я считаю физическим миром (некоторая совокупность физических тел и физических полей, одно из которых есть мое физическое тело) - есть моя пси-реальность, которая создается моим организмом. Пси-реальности соответствует Y-реальность или внешний мир - это мое допущение или моя догма. Я могу считать, что нет ничего, кроме моей пси-реальности. Правда, таким образом я исключаю и свое собственное существование, т.е. того, кто создает эту самую пси-реальность.
      "Словами диспуты ведутся, из слов системы создаются... Учи слова" Что же такое мое слово? Если условно я приму, что в моем мире нет ничего, кроме физических тел и физических полей, то я легко сформулирую, что есть мое слово. В противном случае, я не смогу избавиться от внутреннего диссонанса или дискомфорта. Любая запись, если я принимаю мой постулат, не может существовать без каких-либо физических процессов, связанных с физическими телами и физическими полями. Тогда слово - это есть некоторый физический процесс в моем физическом теле. Этому процессу может соответствовать какая-либо физическая конструкция. Например, конструкция из чернил в сцеплении с бумагой может соответствовать моему слову "организм". Если я воображу, что слово "организм" и есть конструкция из чернил в сцеплении с бумагой, то тогда это слово будет существовать не только для меня (в моем больном воображении). И это будет приводить к печальным для меня результатам. Я буду вынужденно считать, что есть общие для всех писанные законы, которые существуют независимо от кого бы то ни было, которые я буду обязан выполнять. Тогда кучка мошенников, которая имеет превосходство в физических средствах в  сравнении со мной, будет иметь и моральное превосходство за счет определенной части меня, которая будет создана мною же в условиях, созданных для этого специально для меня. Я окажусь в непреодолимой зависимости от этой части меня, благодаря которой я окажусь ресурсом для этой самой кучки. Теперь кусок бумаги в руках мошенника будет для меня документом, согласно которому я буду обязан следовать установкам выгодным для него.