Пороги взросления

Людмила Корина
Людмила Корина
Из переписки с Светланой 1964й. Мы были неразлучны с 56го , потом жили и работали она в Л-де, я в Москве с 61го по 68й.а в 77м нас разлучил мой отъезд на пмж в Италию. В 78м Света ушла из жизни.Светлана Сергеевна Волкова 28.8.37 - 6.5.78

Письмо Светланы
Мой родной человечина, рада была твоему письму и всему, что в нём.Прочитала его несколько раз.К карточкам отнеслась хорошо. Твои друзья мне понравились.Откуда мог взяться Надир такой ? Эстетки мы всё-таки. Всё поняла на следующий день, не сразу, как ты мне рассказала тогда в Ленинграде. Согласись, что для одного дня это было слишком. Ты умница, я рада, что ты уходишь от прошлого.

Мне звонил один американец, даже в санаторий.Но это не серьёзно, как думаешь ты.Это руководитель “русского голоса” Ник.Попов.Мы в прошлом году были с его группой в Москве.Он будет в Ялте, но видеть его не хочется.
Людинька, в “Интуристе” стало известно о моём романе с Георгием. Взорвалась бомба - тихоня Светочка Волкова, и т.д.

Да, Валя Савицкая должна была ехать с Кешей Смоктуновским в Англию и США, но Кешу не пустили в Англию. Ездил только  Козинцев. Наверное, и в Америку не пустят. На место Савицкой претендует её бывшая лучшая подруга - ваша Сальникова, с делегацией советских кинематографистов едет она. Георгий с нею очень любезен. Он со всеми очень любезен.

Людик, здесь  на отдыхе мне неплохо, ведь работать не надо.Но моя температура не снижается.Тем не менее, у одного красивого иудея 36 лет, женатого, по его словам, кружится от  меня голова.
Напиши сюда ещё, пожалуйста. Я уеду 8го в Мелитополь.
Целую. Светлана     27.5.64. Ялта

Моё письмо
Дорогая Светлана !
Получила два твоих письма. Не понятно , присутствовал ли Валентин при разводе ? Это произошло, а ведь раньше  он не соглашался. Дошли отголоски каких-то слухов-сплетен о тебе и Георгии. Меня это беспокоит.

Я живу в той же комнате на Ленинском, мой переезд сначала затянулся, а потом хозяйке опять захотелось похрустеть бумажками квартплаты. Перед отпуском уеду от них, что-нибудь подыщу. А пока прихожу с работы полумёртвая, ложусь и закрываю окно , затемняя комнату, часа три прихожу в себя. Чисто дома, а главное - ни одного звука, как это важно ! Узнала, во сколько можно оценить пианино - 900р. Не хочется продавать, это моё единственное наследство, но угла у меня своего нет - куда его поставить.

Надир, тоже бездомный, наконец обрёл приличную квартиру своих друзей на три месяца. Пробует от витания в облаках немного устроиться в жизни. Я к нему ещё весной  сразу охладела, когда он мне попробовал арию Онегина спеть совсем некстати, а внешне наши отношения держатся - я звоню ему иногда, забочусь, щебечу, как птичка. Он немного тянется ко мне сейчас.После той выходки он стал  мне не опасен.

Мне хочется и нужно пошить зимнее пальто. С голубой норкой -воротником. В Ленинграде её можно купить, не дорого. Посмотри, что есть и сколько стоит. Может, скоро повидаемся, Ты приедешь, или я. Было очень жарко, а теперь всё дожди, похолодало. Хорошо.
Не хочется стареть. Надо попробовать в этой так называемой личной жизни что-то изменить к лучшему. Пиши почаще.

Посмотри 28й номер “Огонька”, заметка - Геннадий Копосов, мой товарищ по Выборгскому фотоклубу в 58-59м, получил Гран-при на международной фотовыставке. Прелесть !

Очень хочется быть любимой. Сейчас идёт в кинотеатрах польский фильм “Как быть любимой”  с Барбарой Крафтувной.
Её воспоминания - в самолёте героиня рассказывает случайному спутнику о себе, о своей боли. Она - женственность, божество, а её сосед холоден,  опять же занят собой. И её жест руки незабываемый - а, чего там... Это я.

Сейчас позвонила в УПДК, а в ответ говорят : не хотите ли переводчиком работать с корреспондентом ? Это уже третье предложение. Но я вряд ли пойду. Расхватали - не берут. Это всё продолжение той КГБшной игры, что они со мной ещё весной не доиграли. Туда, под нос к Бородяеву ! Сейчас он закатился в отпуск на Бьюике, который мы купили ему, я- продав исподнее. Пока не обчистил всё, вплоть до пластинок, не успокоился. Я ему вдогонку через окно ещё  и золотые часики послала, и все его подробные последние любовные телеграммы  - на Люсиновскую. Ничего, он ещё не раз пролезет в игольное ушко !
Целую.Целую.Люда.7.7.64

Людик ! Получила два твоих письма.Не знаю, что случилось у меня за это время, наверное, ничего. Работала 3 дня с американским караваном, приезжал Самойлов.Он ко мне относится подозрительно хорошо, это меня насторожило. А может он и впрямь хороший человек ? Бывает же такое - в КГБ ?

Пока что в Ленинграде есть только семидневные автобусные туры Выборг-Брест, так уж я лучше побуду в Ленинграде. Ко всему человек привыкает, к круизам тоже.
Наверное, на это они и рассчитывают. Как цыган : 13 дней лошадь не кормил, совсем было привыкла, а на 14й - сдохла, подлая.

Вчера тётя уехала в отпуск, так что буду 25 дней одна.Нет, не говори, своя комната человеку нужна, и если как-нибудь можно её добыть,  нужно добывать.Я думаю о твоём отпуске, что его нужно иметь, хотя бы дней на 20-25. В сентябре ещё тепло будет.Если не хочешь на юг, устройся где-нибудь в Подмосковье, походить за грибами, брусникой - лучший отдых, лишь бы осень не дождливая.
 
Что надумала со своим пальто ?Я представляю, что ты хочешь, не знаю только, как осуществить на практике, в смысле - сумеешь ли ты найти такой материал. И шить нужно начинать. Людик !Если мне удастся поехать в Москву осенью, не смогла бы ты поговорить со своей портнихой, чтобы она сшила мне платье ?Я буду приезжать на примерки.Материал подарил мне папа 3 года назад.Но на кого не смотрю, всё не нравится как сшито.А твоя Мария Васильевна много способствовала выявлению твоего charm, это самое главное.

Я взяла себе взрослого ученика уроков на 15-20, пока нет тётки,будет ходить ко мне. 30-35 рублей кстати.
Вэл Савицкая едет в Голландию на конгресс литейщиков( ? !)на 10 дней.Говорит : странно всё в жизни, одной рукой дают, другой забирают. Она в большой дружбе с Кешей.

Что у тебя нового ?Бородяев здесь был с журналистами, передавал привет через Нанку(такая чёрная, красивая). У неё глаза блестели от любопытства.Пиши скорее. Целую. 23.8.64

Светланка !
Взяла в бюро обслуживания “Националя” лист и пишу тебе письмо just after a telephone call.
Сегодня в Москве было градусов 40. Весь день до сего была в комнате с закрытыми окнами. Нанизывала бусы. Помнишь, у меня были “зубы” ? Не получалось.Проделала 4 раза эту процедуру. Потом начала делать из других бус пояс.Надевши, он, естественно, разлетелся.Потом пошла в ванну, прохладную.
Попробовала читать Лорку :”Только при полном безветрии, помни ! Вращайся сердце, вращайся сердце !”Дальше не пошло.Ни одной мысли, кроме -Если я из этого состояния отбуду в небытие...а может, это и есть небытие ?

Позавчера смотрела “Пигмалиона” с Алисой Фрейндлих.Спектакли шли в Малом.Люди ломились.Наверное, почуяли лёгкость. За исключением Алисы Бруновны и Девяткина -Дулиттла - самодеятельность. А всё-таки смотри как Владимиров пихнул театр, раньше то было совсем чуть-чуть - Чёртова мельница. А сейчас всё на Алисе Владимировой держится.

К сему.На улице подошёл высокий, некрасивый,рыжий, замухрыжий.
Назвался скульптором.Решил лепить моё тело. Скульптором при театре. А в “Пигмалионе” играл шофёра - одна реплика, и притом он давно играет роли с одной репликой, и вовсе не скульптор, и есть ему нечего, и вообще ему нужна баба.

Кажется, я начинаю оживать.Телефонные звонки секретарю ВЦСПС ничего не дали, комнаты мне не дали. Буду звонить в понедельник.Зоя -хозяйка со мной не здоровается. Я здороваюсь с ней и говорю с матерью.Должно быть, всё-таки надо уезжать, а я всё не уезжаю.Мать с дочкой живут в проходной комнате.Всё равно.

Света, ты должна подать мне идею, чтобы меня немного расшевелить, заинтересовать. Мне и комнаты ведь не хочется, хороших маршрутов не хочется, работы другой не хочется, в отпуск не хочется, денег не хочется...Пить мне хочется. Сок манго и воду со льдом. Бородяев в Москве, возится с машиной - она у него за зиму сгнила и стоила ещё 800 рублей плюс труд.Это его поглотило. Люся Сдобнова говорит :”Какая целеустремлённость - поразительная !”

Надир пишет пьесу. Не видимся. Может, сегодня вечером - назначил. Сейчас пойду позвоню, дома ли. Пошла...Долгие гудки. Вчера я позвонила ему из кинотеатра (enjoyed “Divorce ‘italian style).В разговоре засмеялась, но с клиниками так нельзя, поди рассердился.

Подошли два швейцара гостиничных, говорят :”Выключить вам вентиляцию, а то вам мыслить надо ?”Точно - мыслить надо !
Тихо.Слышно улицу, дохлую после такой жары.Как люди выжили сегодня ?Кто-нибудь и вовсе умер, от жары.
Ещё раза два видела Виктора Сунгецкого, твоего поклонника из нашего Харьковского “розового” периода. Ходит с портфелем и почти не изменился, усох только. Увижу ещё, подойду, спрошу, как поживает, и куда дальше - в Париж ?

Я тебе подскажу, что мне хочется -Дворец прохладный, огромный, и всё такое. А тут - комната через муки адовы, и то - проблематично.
Потом - Огромной любви. А у трёх знакомцев, из которых и одного не составишь, свои дела -у одного пьеса, у другого - машина, третий жарится на солнце второй месяц, озверел.
Помнишь, как на занятиях в институте я тебе давала задания найти причину, чтобы мне удрать, очередную ? Так что - думай. Жду идеи. Люда. 12.7.64

1964 Записка Юрия Фёдоровича Бородяева  19.2.17 - февраль 84
Люданька, сердечко ты моё родное, я не могу, не в силах жить без тебя ! Я готов на всё, даже на смерть.Так больше продолжаться не может, мы должны быть вместе ! Только теперь я понял, какова моя любовь и  как мне дорога ты, родная.
 Последние десять дней были для меня кошмаром. Боже, сжалься надо мной, верни мне моё счастье и я буду беречь его, как никогда в своей жизни. Вернись, молю, любимая ! Ты не знаешь, каким я буду  добрым и нежным, милая. Прости меня, прости всё плохое, ведь я ТАК люблю. Судьба нас свела и я верю - не для того, чтобы разорвать нашу связь. Всё время мы были преданы друг другу и правда должна восторжествовать. Сердечко моё, люблю, люблю тебя ! Я твой до конца своей жизни !

1998 Когда он написал эту записку ? Когда я уехала на свой день рождения в Ленинград к Светлане в 64м, скрывшись от его домогательств ?  Обычно после   приходов, попыток вернуться, после торжественно-обставленного ухода под Новый  1964год ,он выносил последнее: проигрыватель,пластинки, кольцо , подаренное мне. Странно - 30й градус Водолея, аристократическая внешность и такая мелочность и переменчивый, вздорный характер.
Когда мы  появлялись вместе - на приёмах, в доме кино на Воровского, то говорили - вы были самой красивой парой !Начало шестидесятых...

16 февраля Пришла с катка. Сегодня воскресенье.Каток ! Одна ! Снова девочкой я стала.Тот костюм суконный для катка сохранился - мне впору.Бегу на коньках в Лужниках упруго, ноги сами скользят, несут на скорости.Вокруг молодые, и я на десять лет моложе.Никогда я так на коньках не бегала, как сейчас.”Нет его !Ига !Индейцем свадебным прыгал”.Давно надо было - к людям, к музыке . Лет пять назад примеряла штурмовку 9го класса и вспомнила себя юной.И сейчас Наташей толстовской себя почувствовала - подхватила бы себя под коленки и полетела...18го февраля Люсе позвонил Ю.Ф.Близился день его рождения  -19го.

20.4 Вернулась в Москву 10го.Продают на улицах алые пионы. Купила.
Дома меня ждали гвоздики, французские духи, какие-то отрезы.Две записки. Одна на русском - что-то невразумительно скверное, ревнивое, вторая  на английском - хочет подарить мне жизнь и уверения, что ведёт холостяцкий образ жизни.Телеграмму с юга и вторую записку отослала его жене, посчитав бессмысленным пересылать ненужные мне тряпки.По получении примчался 11го, бьёт наотмаш, рвёт и мечет молнии. Показала фото моего дня рождения.

Завертелся карась на сковородке, спрашивает обо мне, сообщает о своей поездке в Одессу, и что   наверное он погибнет, как ему нагадали - в 64м.
Старый пошлый путаник...Телеграммы шлет длиной в письмо, перечисляя все уголки Крыма, где мы с ним  побывали.
Прилетел из Одессы, ждёт под дверью по 4 часа..Пришла с катка.

Сообщает :”Оказывается я тебя люблю”.Выпроводила  мерзавца.
Через неделю опять явился, выпивши.Ходит под окнами.

8е марта подошло.Решил выразить свою невозможную любовь подарком.
Ждал меня дома свёрточек - в нём золотые часы на золотом браслете. Грозит хозяйке, что если не откроют - двери выломает. Усмехнулась. .Хотела сразу часы ему домой для супружницы отослать, но почта была закрыта.Отослала наутро.11 го ждёт в соседней комнате, пьяный вдрызг.Принёс те  же часы.“Разговор с Кирой о разводе был у меня в тот же день”. Приглашает в мой день рождения в “наш” Будапешт.Затаился.Ждёт.

Прошло всё.Почему человек не знает раньше, что всё проходит ?Как люди не боятся любить ?
Был один турист примечательный из Канады, режиссёр Файбиш.Живой, влюбчивый, философ.Всё его во мне восхищает - неуловимо меняющееся лицо, удачные реплики.Дарит розу, фотографирует.”Вы не должны знать, какая вы красивая.В вас порой проглядывает девочка”.Во мне покой, светлая радость - улыбаюсь всем.

Людмила Корина 8.2.17 Генуя