Дорогому
Николаю Владимировичу Данилову,
заслуженному артисту России
посвящается.
Строительство торгового комплекса "Охотный ряд" совпало со временем моей работы в "Национале" в качестве артиста.
В течение года наблюдали мы "великую стройку" из окон знаменитого отеля. Много горячих разговоров велось о бесчисленных разрушениях неповторимых памятников русской архитектуры за последние семьдесят лет. Невосполнимы потери от человеческой глупости! Но это - особая тема.
И так, сезон 1995 - 96-х годов. "Националь", второй этаж, зал "Санкт-Петербург".
Гостиница только что после реконструкции и реставрации. Можно бесконечно описывать красоты "Националя" - этого истинного средоточия комфорта и роскоши.
Сезон, проведенный в стенах "Националя", скажу откровенно, глубоко повлиял на мою дальнейшую жизнь. Многому я тогда научился, пристально наблюдая и осмысливая красоты дизайна, интерьеров, мебели, а также порядки и нравы отеля.
Насколько я помню ( могу ошибаться ) в "Национале" было тогда 18 банкетных залов. Каждый имел свое название: Московский, Владимирский, Суздальский и.т.д. Каждый - разный, непохожий, ярко индивидуален.
А какие потолки! Я любовался росписями - всевозможными цветочными фантазиями, орнаментами, лепниной, скульптурой. Поговаривали о пятидесяти миллионах долларов долга за художественную роспись потолков.
Яркое впечатление производили наборные паркетные полы, дубовые двери, с потрясающими стеклянными с огранкой вставками ( может хрустальными?) Каждая деталь интерьера волновала, не оставляла равнодушным.
А какие туалеты! Ослепительная чистота! В каждом туалете свежие цветы. Каждые 15 минут уборка. Пылесосы "Rainbow SE".
Еще деталь: серо-голубые ковровые дорожки - для обслуживающего персонала.
Красные ковровые дорожки - только для дорогих гостей!
Форма обслуживающего персонала: администраторы залов - черный костюм, черные туфли, белая рубашка, бабочка.
Официанты - красный пиджак, черные брюки, черные туфли, белая рубашка, бабочка.
На моей страничке снимок: исторический фрак, в котором я работал в "Национале".
Внутри фрака красивая эмблема: "дом моделей. КУЗНЕЦКИЙ МОСТ. Москва."
Этот фрак ( раритет ) работы легендарного художника-модельера Александра Игманда.
Александр Данилович Игманд - бессменный портной главного мужчины СССР, нашего "ДОРОГО-ГО" Леонида Ильича Брежнева!
Я буквально ахнул, прочитав в интернете много разного рода интереснейших подробностей о работе, клиентах и судьбе Александра Игманда.
Смешная деталь: иногда долетало до ушей - "черный пиджачок" цедил сквозь зубы "красному": "Толик, подреставрируй бифштекс." "Понял, Ваше Сиятельство"- сигналил тот.
На втором этаже работала платная столовая для сотрудников отеля. Все работающие "Националя" проходят паспортный контроль. Тебя могут даже более унизительной процедуре подвергнуть: потрогать твои карманы - а вдруг стащил столовое серебро!
В общем, обстановочка тотального наблюдения за всем и всеми.
И тем не менее, гражданину с чистыми намерениями "творить шубертов и моцАртов", ходить на работу было приятно - непыльно, престижно, почти, как в "Кремль".
Когда банкеты заканчивались глубоко за полночь, каждого музыканта доставляли домой на служебном микроавтобусе.
Но пройдем, наконец, в зал "Санкт-Петербург".
Моим партнером был Николай Владимирович Данилов, заслуженный артист России. Он-то и пригласил меня в свои партнеры.
Музыкант высочайшей культуры и, что особенно для меня приятно - замечательный рисовальщик. Я видел у него дома книгу Александра Дюма "Три мушкетера," им иллюстрированную. Он с большим юмором и остроумием рисовал иллюстрации и делал вклейки в книгу. Рисунки удивляли своей выразительностью, психологической точностью.
Еще меня восхитила и тронула висящая на стене большая фотография в раме.
На фоне Органа черный рояль. На рояле цветы. У рояля Сергей Яковлевич Лемешев!*
За роялем Николай Данилов.
Прощальный концерт Сергея Яковлевича Лемешева! Большой зал консерватории 15 декабря 1975 года.**
Работать с таким музыкантом было приятно и комфортно.
И так, зал "Санкт-Петербург". Большой, строгий и прекрасный, как сам город, в честь которого он назван. Справа на стене - огромное с огранкой квадратное зеркало. Черный рояль. Во всем какая-то особая торжественность, дворцовый блеск.
Скользят по паркету официанты. По залам бегает лысый, небольшого роста "живчик а-ля Фюнес", администратор-итальянец. С горящими глазами на лбу, раздувая щеки он шипит как самовар, приставляя к толстым губам указательный палец. Это означало, что играть надо значительно тише. Музыканты его ненавидели.
Играли фоном, в основном популярную классическую миниатюру. Посещали ресторан преимущественно иностранцы.
Запомнился Пьер Карден - глубокий старец в окружении дюжины молоденьких балерин.
По просьбе Микиса Теодоракиса играли русские романсы.
Лихое было время.
Помню посещения криминального Господина в законе, с печальными глазами и с револьвером за поясом ( без кобуры ). Он подсылал к нам своего пяти-шестилетнего сынишку со стодолларовой купюрой и просил исполнить один и тот же романс "Гори, гори" ...
Иногда подходил к нам официант и высокомерно-небрежно бросал: "С пятого стола просили передать - БРАВО!"
А бывало до начала работы нас предупреждали: в отдельном кабинете Владимир Вольфович!
Это означало - Никаких "Хава Нагил" и "Семь сорок!"
Однозначно!!!
Сын юриста - маменькин сынок!
Много афоризмов гуляло по залам знаменитого отеля:
полный зал НИКОГО, народу много, а ЛЮДЕЙ нет, в зале много ПРИЛИЧНОЙ публики, нужная ПИЕСА ВОВРЕМЯ к столу, мы играем не по нотам, а по СВАДЬБАМ, гость-ЗАРПЛАТОЛОГ, любая прихоть за ВАШИ деньги, половина Одинадцатого - полонез Огинского - пора домой, "упаковать, зарядить" ( музыканта ), "окучивать" ( клиента ), эта вещь - "коммерческая" (недвусмысленный намек ). "Как?! Вы уже уходите, не попрощавшись с музыкантами?!" - восклицает администратор и.т.п.
Иногда, по особому приглашению, мы с Колей играли и на первом этаже в ресторане "Максим", филиале русского ресторана "Максим" в Париже. Интерьер был оформлен в стиле русского Модерна - витражи, кованое железо, эмаль, резьба по дереву, свето-декор и многое, многое другое, на удивление и восторг "очень" дорогих гостей!
В конце сезона администрация "Националя" устроила большой концерт силами артистов отеля. Музыканты всех залов "Националя" участвовали в нем. Концерт проходил в характере своеобразного матча.
Сколько было шуму! Кипели страсти! У всех были свои болельщики, своя "клака!"
Когда я играл, из зала выкрикивали: "Боря, давай, давай!"
Ох, жарко болели официанты!
P.S.
В связи с написанием этого рассказа, я позвонил Николаю. Связь мы поддерживали все эти годы, хотя перезванивались редко, о чем я теперь горько сожалею. Телефонную трубку взяла соседка Николая и сообщила мне страшную весть:
Николай Владимирович Данилов умер 29-го декабря 2012-го года.
Мне казалось, что я только вчера разговаривал с ним по телефону. Я приглашал его к себе в гости посмотреть мои художественные работы, резьбу по дереву.
"Боренька, милый! Я с удовольствием. Сговоримся о времени." На этом ( дословно ) наш разговор закончился.
ВРЕМЕНИ для теплой встречи не хватило!!!
Москва, февраль, 2017 г.
______________________________
* Странное и необъяснимое совпадение
см. "Исповедь перед концертом".
** Николай Данилов - аккомпаниатор Сергея Яковлевича Лемешева с 1972 - по 1975-е годы.
Смотреть в интернете.