Ледовые рейды 1942 г. ч. 2

Николай Мринский
Фото 2017 г. Примерно так выглядел замёрзший Таганрогский залив Азовского моря - ледяной пустыней, с нагромождением множества торосов и т.д.               

У Верховного командования существовали опасения, что враг может попытаться повторить дерзкий захват Ростова или организовать десанты через Таганрогский залив на советскую сторону. Эти прогнозы не были беспочвенными, так как на Кривую косу уже были завезены сотни саней для переброски войск. Вокруг донской столицы, считавшейся «воротами Кавказа», сапёрные части и местное население спешно возводили оборонительные рубежи – «обводы». Они представляли собой противотанковые рвы с батальонными районами обороны, дотами и дзотами на главных направлениях предполагаемого наступления врага. Строительство обводов в зимнее время происходило с большими трудностями. «Продуваемые буйным степным ветром, обжигаемые морозом, люди долбили и кайлили промёрзшую, твёрдую, как бетон, землю. Ширина противотанкового рва вверху около 7 м, внизу – до 3, глубина – тоже до 3 м. Словом, чтобы отрыть один погонный метр такого рва, приходилось вынимать около 15 кубометров земли!» (2). К тому же противник мог обойти недостроенные фортификационные сооружения. В зимний период 1941–1942 гг. 18 ростовских заводов произвели 584 комплекта дотов, а также бронеколпаков и других сооружений. Из Златоуста, Сальска, Новочеркасска, Краснодара, Грозного, Майкопа и Шахт поступили ещё 700 комплектов огневых точек. К январю 1942 г. в основном было завершено строительство второй полосы рубежа «А» – внутреннего обвода города общей протяженностью свыше 90 км. Степень готовности остальных обводов не превышала 10 процентов из-за нехватки строителей и низкого материально-технического обеспечения работ.

ЛЕДОВАЯ  ОБОРОНА

Холода наступили рано и в конце 1941 г. на Кубани уже стояла очень суровая зима. От крепких морозов, редких для этих мест, трескалась земля, непокрытая снегом. Азовское море сковал более чем полуметровый лед. Военный совет Южного фронта вывел с боевых позиций войска 9-й армии в резерв командования Юго-Западного направления, а их прежнюю полосу обороны передал частям 56-й армии. Им теперь надлежало прикрывать линию Миус-фронта в 300 км, из которых 200-ти приходились на побережье Таганрогского залива и дельту р. Дон. Вражеская разведка по окрепшему льду на лошадях, буерах, автомашинах пыталась подойти к берегу в районе г. Ейска и ст-цы Должанской. Однако, натыкаясь на огневые заслоны береговых батарей АВФ, корабли которой вмёрзли в лёд в ейском порту, вынуждена была разворачиваться обратно. Возникла реальная угроза прорыва моторизованных частей противника по ледяной равнине Таганрогского залива на Кубань. Учитывая растянутость боевых порядков и, опасаясь выхода немцев в тыл обороняющимся войскам в районе Ростова-на-Дону, Военный совет 56-й армии и флота, принял решение о немедленном создании противодесантной обороны от Ростова до Ейска и ст-цы Должанской. Военный совет фронта поддержал решение и потребовал срочно развернуть работы по установке мин на берегах залива и в дельте Дона. Предстояло также прорубить во льду полыньи - сначала на подступах к Азову и Ростову, а затем и на протяжении 120 км вдоль южного берега Таганрогского залива. В г. Ейске располагалась морская база АВФ, 116-я Донская казачья кавдивизия полковника Я.С. Шарабурко из 17-го кавкорпуса и 144-й ОБМП (отдельный батальон морской пехоты - командир, капитан-лейтенант А.И. Востриков), входивший в состав базы.

Кроме того, в городе находился истребительный батальон НКВД, состоящий из местных жителей (около 250 чел.). Бойцы батальона во главе с политруком П.А. Хованским и начштаба В.А. Наханкиным вылавливали вражеских лазутчиков, охраняли особо важные объекты в ночное время, впоследствии участвовали в боях за Ейск и Новороссийск. Командование АВФ организовали строительство оборонительных сооружений для прикрытия с суши баз в районе Азов, Ейск, Приморско-Ахтарская и ротных участков обороны у стационарных береговых батарей на побережье. Велись работы по инженерному оборудованию обороны городов Азов, Ейск и ст-цы Приморско-Ахтарская, строились опорные пункты в селах: Маргаритовке, Глафировке, Порт-Катоне, Шабельском. Всего на побережье было возведено около трёхсот огневых точек с железобетонными колпаками, свыше 200 дзотов, около 25 командных пунктов (3). В целях обороны Ейской военно-морской базы было также решено во льду залива прорубить полынью (майну) шириной до 6 м и длиной около 20 км - от Воронцовского мыса до острова Ейская коса и по всей длине полыньи возвести ледовую стену высотой до 2,5 м. Финансировало это строительство 8-е Управление ГУОБРа; за мобилизацию рабочей силы отвечал Ейский городской комитет обороны. К этому важному делу были привлечены все трудоспособные, включая женщин, стариков и школьников, а также освобождённых от военной службы мужчин, солдат и военных моряков. Десятки тысяч людей вышли с ломами, кирками, лопатами на донской и азовский лед - зеленоватый, неподатливый, достигший кое-где уже 80 см толщины. На жёстком 40-градусном морозе и штормовом пронизывающим ветре зазвенели пилы, ломы, зашаркали лопаты... (4).

Адский труд! Полынью мало пробить - нужно, чтобы она не замёрзла. Для этого её перекрывали жердями, набрасывая на них солому и снег. Возникла проблема - где брать жерди в большом количестве? В зимней степи их много не найти. Работа велась невзирая на погоду, от зари до зари, а бывало, продолжалась и в лунные ночи, но никто не роптал, все трудились добросовестно, не жалея сил. Лед пилили, рубили ломами, затем глыбы льда вытаскивали баграми на край полыньи, складывали из них бруствер и поливали водой. Получалась крепкая ледяная стена, которую противнику трудно было бы преодолеть и из-за которой удобно было вести огонь по врагу. Морские пехотинцы с автоматами и ручными пулемётами, круглосуточно охраняли ледовую преграду и её строителей. Немцы пытались помешать строительству, обстреливали его с воздуха, но лётчики, взлетая с ейского аэродрома, отгоняли вражеские самолёты и, постройка ледовой преграды была благополучно завершена. На протяжении всей зимы ейчане поддерживали полынью в незамерзающем состоянии, систематически пробивая тонкий лед баграми и вынимая его сачками наверх. Надежно защищая город, ледовая преграда явилась для врага неприступной крепостью - он так и не осмелился осуществить в ту зиму свой прорыв на Кавказ через город Ейск. 14 декабря 1941 г. начальник инженерных войск Красной Армии ген. Л.З. Котляр приказал своему помощнику, заместителю начштаба инженерных войск РККА полковнику И.Г. Старинову сформировать оперативно-инженерную группу. Она предназначалась для устройства минно-взрывных заграждений на подступах к недавно освобождённому Ростову-на-Дону. Старинов должен был срочно убыть с ней на Южный фронт.

В ОИГ включили инструкторов (среди них девушки - Мария Белова и Ольга Кретова) и лаборантов из оперативно-учебного центра (ОУЦ) Западного фронта. 10 лейтенантов, имели боевой опыт и прошли краткосрочные курсы при Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева. В ОИГ также привлекли (вначале не менее 15) бывших бойцов Испанской республиканской армии - инструкторов по минно-подрывному делу и диверсиям на коммуникациях в тылу противника во главе с подполковником Доминго Унгрия. Майора В.В. Артемьева назначили заместителем начальника ОИГ, начштаба - капитана А.И. Чехонина. Вечером 16 декабря поезд с мягким вагоном, в котором находилась вся группа медленно отошёл от затемнённой платформы Курского вокзала… Полковник Старинов - участник гражданской войны в Испании, один из самых успешных командиров сил специального назначения, обдумывал полученное задание. Ему было известно, что вокруг г. Ростова создаются так называемые «обводы», по трём гигантским дугам к северу от города противотанковые рвы, батальонные районы обороны с дотами и дзотами и отдельные окопы. Восточная оконечность каждой дуги упиралась в р. Дон, западная - в дельту Дона. Вот эти-то обводы и предстояло минировать группе Ильи Старинова и приданному ей 522-му сводному сапёрному батальону. Было понятно - если в обороняющей город Ростов, 56-й армии ген.-л-нта Ремезова Ф.Н. по-прежнему уповают на противотанковые рвы, значит нужного количества мин, а возможно, и взрывчатки не имеется. К тому же ген. инженерных войск Л.З. Котляр, 5 декабря подписал директиву о возможно большей замене противотанковых рвов другими, более эффективными и менее заметными противотанковыми препятствиями.

Становилось понятными, что для осуществления новаторских планов минирования потребуется значительно увеличить производство мин. По расчётам требовалось около 70 тыс. различных видов мин, 56 тыс. из которых надо было изготовить. Обком партии и Военный совет 56-й армии поручили срочно организовать их производство промышленным предприятиям Ростова, Новочеркасска и Аксая. Однако прежде чем дать заказ на серийное изготовление деталей новых мин, надо было усовершенствовать их конструкцию с учётом опыта прошедших боёв и условий местности и разработать технологию производства. Для решения этих задач и организации процесса производства мин было решено задействовать экспериментальные мастерские Ростовского госуниверситета. Это было крупное учебное и научно-производственное предприятие, функционировавшее ещё до начала ВОВ. Оно выпускало сложные физико-химические приборы, которые ранее ввозились из-за границы. Мастерские размешались в подвальных помещениях физико-математического факультета, и с самого начала войны помогали использовать разработки учёных университета для целей повышения обороноспособности страны. По просьбе полковника И.Г. Старинова из стрелкового полка народного ополчения был отозван «ростовский Кулибин» инженер-электрик С.В. Гриднев, награждённый за участие в боях по освобождению донской столицы медалью «За отвагу». Вскоре Сергей Васильевич Гриднев был назначен начальником специального КБ по разработке мин при мастерских (открыли новые - монтажный цех и химическую лабораторию), где трудились преподаватели университета, а также группа испанских специалистов, прибывших со Стариновым.

Продолжение следует в части   3                http://proza.ru/2017/02/04/761