Крик пигалицы

Алексей Жарёнов
Сашка Рыжов по прозвищу «Рыжий» был признанным предводителем нашей мальчишеской уличной ватаги. Если бы тогда, в далёкие-предалёкие 60-е годы, меня спросили, на кого бы я хотел быть похожим, то я, не задумываясь, ответил бы: « На Сашку Рыжова!» Ни на космонавта Гагарина, ни на хоккеиста Коноваленко, ни на знаменитого футбольного вратаря Льва Яшина, а именно на нашего дворового атамана – Сашку Рыжова! «Рыжий» был смелый, ловкий, юморной! Он умел выкручиваться из самых щекотливых ситуаций! Домашним я уже надоел своими рассказами о Сашке Рыжове!
«Рыжий» со своим закадычным дружком Гришкой Колесовым по прозвищу «Ишак» (прозванного так за недюжинную силу и упрямый характер)  закончили 8 класс и были нас, остальных пацанов с улицы, намного старше. Меня, например, на целых четыре года.
То, что «Рыжий» и «Ишак» с нами водились, было для нас большим счастьем, потому что эта парочка делала нашу каникулярную жизнь весёлой и увлекательной! Мы играли в футбол, ходили на озеро купаться, лазили в чужие сады за яблоками, пугали с наступлением темноты одиноких прохожих, делали вылазки за ягодами и грибами в соседние рощи! И везде впереди нашей компании был Сашка Рыжов!
К нам, салажатам, «Рыжий» относился снисходительно и насмешливо. Но под плохое настроение мог дать подзатыльника, а то и пинка! Но мы не обижались, получил – значит заслужил! Меня Сашка никогда не обижал. Я даже чувствовал с его стороны нечто похожее на опеку и заботу. Наверное, Сашка видел, что я от него в восхищении, поэтому меня и не трогал.
Но один день, который я запомнил на всю жизнь, изменил моё восторженное отношение к уличному кумиру на неприязнь и даже на ненависть.
Как-то в середине июня наш «вождь» предложил всем сходить в один дальний лесок за грибами, проверить, не пошла ли «полоса» красноголовиков-колосовичков! А на обратном пути сделать налёт на колхозное поле с клубникой. Шумными криками затея была одобрена, и мы разбежались по домам, чтобы взять небольшие плетёные корзинки «хоть подо что».
Минут через пятнадцать мы были уже за окраиной города. Идти было далеко – километров пять или шесть. И вот, когда мы огибали поросшее осокой и камышом Горохово болото, неожиданно над нашими головами появилась белая птица, похожая на чайку. Она летала с жалобным и тревожным писком над нашими головами то вперёд, то назад.
- Сань! А это что за птица? – поинтересовался я у «Рыжего».
- Это? Это – пигалица! – пояснил Санька.
- Сань! А чего она как кричит? – не унимался я.
- Слушай, отстань, а! Надоел! «Чего? Чего?» От гнезда она отманивает! Гнездо у неё где-то здесь в траве! Понял?
- Понял! – и  я отвалил от Саньки, боясь нарваться на грубость.
А тревожные крики пигалицы  усилились. Уже все мальчишки смотрели на взбудораженную птицу. Но минут через десять нашего хода птица исчезла, и мы быстрее зашагали к намеченной цели.
Наконец-то мы пришли в наш грибной лесок, но кроме нескольких сыроежек не нашли больше никаких грибов. Зато налёт на клубничное поле был удачным! Мы до отвала наелись полуспелой клубники, да и корзинки свои наполнили! Было где-то около 12 часов. Солнце стояло  в самом зените, и было очень жарко. Мы подустали, и ватага наша несколько растянулась.
Мы уже подходили к окраине городка, как увидели двух девчонок лет 12-13 в коротеньких, летних платьицах, беззаботно собирающих ромашки и васильки у обочины дороги.
«Рыжий» подошёл к «Ишаку» и что-то шепнул тому на ухо. Я видел это.
Дальше произошло то,  что заставило замереть на месте меня, да и других пацанов тоже.
«Ишак» с «Рыжим», поставив корзинки с ягодами на дорогу, рванули к девчонкам. Девчонки сразу завизжали. Одна побежала по дороге, и за ней погнался «Рыжий». А вторую растерявшуюся девчонку облапил «Ишак». Девочка, убегавшая от «Рыжего», запнулась и упала. «Рыжий» навлился на неё сверху! Одну руку он подсовывал девчонке под грудь, а второй шарил под коротеньким подолом ситцевого платьишка. Девочка жалобно кричала: «Мама! Пусти! Мамочка!» И было в её крике что-то такое тревожное и беззащитное, как в писке утренней пигалицы! В душе моей что-то перевернулось! Я понял, что стал свидетелем чего-то гадкого, мерзкого, стыдного! Волю и язык мой парализовало так, что я ничего не мог вымолвить. Другие мальчишки тоже стояли удручённые.
Девчонки отбежали от нас метров за 50, а довольные «Ишак» с «Рыжим» возвращались к нам.
- Ну, чё, Гринь, пощупал? – «Рыжий» захохотал и обнял «Ишака» за плечи.
- Да, чё там щупать-то? У неё и титек-то нету! Так пупырышки какие-то! – деловито отвечал «Ишак».
- А у МОЕЙ-ТО титьки уже большие! Только в трусы не дала, падла, залезть!

- Сволочи, подонки, гады, фашисты проклятые! – кричали нам девчонки вслед…

С того дня мне было неприятно видеть бывшего кумира Сашку Рыжова. «Рыжий» это почувствовал и стал по поводу и без повода меня  обижать. Жизнь моя уличная стала невыносимой! Я все чаще и чаще оставался под разными предлогами дома, чем сильно удивлял родителей. Но вскоре Рыжовы уехали всей семьёй куда-то на новое место жительства. И я снова стал играть с ребятами нашей улицы!