Святой поцелуй

Людмила Возняк
«Человек для человека должен быть святыней» Сенека



Однажды я шла через двор в магазин. Смотрю, мужчина в растерянности смотрит по сторонам, потом обращается ко мне: «Как пройти к штабу(дело было в военном городке)?» «Это не сложно, - отвечаю . «Я иду в магазин, можем пойти вместе, это по пути» - предлагаю я. Пошли, по дороге разговорились. Оказалось, что мужчина приехал работать в наш среднерусский городок, аж, из Иркутска. Выполняет здесь какие-то ремонтно-строительные работы. Разговариваем дальше… Он говорит: «Мне бы с женщиной познакомиться, а то как-то одиноко». Спрашиваю: «У Вас семья, жена есть?» «Есть, дома. Но там меня давно не понимают» - говорит мой спутник. « Это ерунда,- говорю я, - человек сам себя не понимает, и что? А тем более, человек, и правда, одинок, и более всего времени он проводит сам с собой. Интересно ли самому с собой? Самому с собой, без интернета, телевидения, даже радио… интересно… понятно? А Вы хотите такую роскошь, как интерес и понимание найти на стороне? И эта «сторона» просто обязана Вас понимать?! Ну, познакомитесь Вы с женщиной, будет некий прилив энергии, новые ощущения, а потом опять одиночество. Вот когда человеку самому с собой интересно, то, и с другими будет интересно».
Между тем, подошли к магазину. Начали прощаться. Мужчина …: « Можно я Вас поцелую?» « А… целуйте» - говорю я. И мы поцеловались два раза , и… пошли, каждый в свою сторону.

Прочитала в рецензиях: «Поцелуи на Руси были нормой… целовали в губы, щеки, поцелуи не несли эротики (в этом случае), это было средством коммуникации» Александр Самоваров


Посмотрим словарь Даля:
«ПОЦЕЛОВАТЬ (целовать, приветствовать или здравствовать целостно, всецело; посему цаловать, южн. , зап. менее правильно), облобызать, приложиться устами, губами, чмокнув. Поцелуй муж. целованье, лобызанье, однократное приложенье уст, в знак любви, дружбы, привета, уваженья и пр.»


И у Макса Фасмера поинтересуемся:

"целовать целова;ть целу;ю, укр. цiлува;ти, др.-русск. ц;ловати "приветствовать, целовать, приносить присягу, преклоняться", ст.-слав. ц;ловати ;;;;;;;;;;, salutare (Мар., Супр.), болг. целу;вам "целую", сербохорв. цjели;вати, цjе;луjе;м – то же, словен. ce;lovati, чеш. сеlоvаti, польск. са;оwас;, ca;uje;. || От *ce;lъ (см. це;лый), т. е. производное от стар. основы на -u; см. Зубатый, LF 28, 85; Шпехт, KZ 64, 21 и сл. При этом ссылались на знач. д.-в.-н. heila|dz2 dz2|en "приветствовать", англос. ha;lettan, др.-исл. heilsa "приветствовать", лат. salut;re, salv; Бернекер (I, 123 и сл.), Бругман (Totalit;t 41 и сл.), Хирт (РВВ 23, 332), Сандфельд (Festschr. V. Тhоmsеn 169). Последние два ученых предполагают здесь кальку. Этимологический словарь русского языка. — М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964—1973"


По_ЦЕЛуй, с лежащим в основе праславянским корнем се1ъ, роднится, как какая-то «вода на киселе», с Heil(нем.), то бишь хайль – что значит благодать, удача, счастье, благополучие, спасение; лат. salut;re, salus, salutis - здоровье, благо, приветствие, салют…

Мало просто здравствуйте, привет, до свидания сказать, но еще и … поцеловати.


Праславянский корень се1ъ восходит к индоевропейскому koil - они связаны с понятием здоровья и святости, которые невозможны без целостности, цельности, единства.


«Выжимка» из словарей:

Целый – это цельный, единый, нераздельный, значительный, без изъяна, полный, невредимый, непочатый, неповрежденный, непорочный, здравый, здоровый.


Так, стало быть, целовать = исцелять = делать целым?

Кому не нужна целостность, единство, здоровье? Христос исцеляет людей, делая их души цельными, едиными. И люди, целуясь, удаляют все то, что их разъединяет. Должны, но поцелуй не магия, а разделения находятся глубоко в голове. Как же до них доцеловаться?

По-цел_уй – покой он цельность в Боге. Единство во Христе и друг с другом.

Христианская культура отношений имела богатую традицию приветствовать друг друга целованием. Авторы посланий Нового Завета одобряли и поддерживали эту традицию:

«Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием» (1Кор.16:20),

«Приветствуйте друг друга лобзанием святым. Приветствуют вас все святые» (2Кор.13:12),

«Приветствуйте всех братьев лобзанием святым»( 1Фес.5:26),

«Приветствуйте друг друга лобзанием любви»(1Пет.5:14).


Приветствуйте…
782
aspazomai
приветствовать, прощаться (приветствовать на прощание), радостно принимать, приветливо встречать.

При этом прикасаясь губами.

Блаж. Феофилакт Болгарский писал: «Приветствуйте друг друга лобзанием святым».

Почему?

Далее продолжает блаженный: «Ибо чрез уста, преимущественно пред другими членами, соединяются души лобзающихся».

«Поцелуй - это когда две души встречаются между собой кончиками губ» Иоганн Гете

Или же, поскольку мы храм Божий, уста - преддверие этого храма…. Целуют с особым уважением преддверие этого храма.

друг друга
240

allhlvn
друг друга, друг о друге, друг (к, ко) другу, друг (на, за, от) друга, один другому (¬ого), друг (с, пред)
другом, один для другого, взаимно.

Здесь нет никакого указания на деление по полам, чтобы женщины целовались с женщинами, а мужчины с мужчинами.

Как утверждают некоторые источники, целовались при крещении, сначала креститель, потом все прихожане, в знак того, что крещаемый желанный брат в семье Христовой, целовали его по очереди.

Во время Пасхи и еще сорок дней после, целовались без разделения на полы и сословия:
««Все присутствовавшие стали подходить, по обычаю, и прикладывались к кресту, и, прикладываясь затем к Евангелию и к иконе в руках священников, они целовали также последних в уста, причем давали им, каждый, красное яйцо. Так делали мальчики и взрослые мужчины. После них подходили женщины и девушки всех сословий, от высших до низших. Мы горели от стыда, когда женщины и девицы целовали священников в уста, а священники целовали их, говоря: «Христос воскресе», на что миряне и женщины отвечали: «Воистину воскресе», и последние в то же время целовали в уста священников, без всякого стыда» Байбурин А, Топорков А. «У истоков этикета»

Вот, что писал Л.Толстой в романе «Война и мир»: «Они вышли с Матреной Павловной на паперть и остановились, подавая нищим. Нищий, с красной, зажившей болячкой вместо носа, подошел к Катюше. Она достала из платка что-то, подала ему и потом приблизилась к нему и, не выражая ни малейшего отвращения, напротив, так же радостно сияя глазами, три раза поцеловалась».


Поцелуй — способ выражения приязни гостю. «В средневековой Европе существовал обычай, чтобы всякого гостя приветствовали поцелуем жена, дочери и другие родственницы хозяина». А на Руси еще дальше:

«Павел Алеппский рассказывал о том, в какое смущение привела его необходимость поцеловать жену воеводы (дело происходило в пасхальное воскресенье): «Со стыдом и с большим принуждением подошел я и поцеловал ее в уста, говоря „Христос воскресе"; я был словно лишенный зрения и разума, ибо никогда ничего подобного не видел. Нам рассказывали, но я не верил, что не только в этот день Пасхи, но и когда угощают у себя постороннего человека, то приводят к нему свою жену, чтобы они и все присутствующие поцеловали ее в уста, причем муж ее спокойно смотрит на это, и никто не может ее не поцеловать, а то выгонят из дому». Байбурин А, Топорков А. «У истоков этикета»

«Домострой» XVI века содержал указания, как именно должны целовать друг друга «христосующиеся»: «…дух в себе удержав, поцеловатися, а губами не плюскати» [5, с. 72].


Постепенно эти традиции утратились. Свелось к тому, что поцелуями могли обмениваться только люди одного пола - мужчины с мужчинами, женщины с женщинами.


А теперь даже поцелуи однополых могут вызвать недоумение…


Переведенное как целование, лобзание:
5370
filhma
поцелуй, целование, лобзание.


Поцелуй устанавливает между людьми взаимную симпатию и обоюдное влечение.

Несет утешение - для того чтобы утешить,«исцелить» ребенка, ему до сих пор целуют ушибленное место или дуют на него.

Содержит благословение, оберег: в Калужской губернии одно из средств от падежа скота заключалось в том, что животных целовали в лоб.

Поцелуй – отдача частички своей души (энергии). В сказках, нередко, чтобы разбудить заколдованную спящую красавицу, вернуть лягушке и свирепому чудищу человеческий облик, требовался поцелуй.


Поцелуй должен быть святым
святой
40
agiow
святой, посвященный, благочестивый, праведный, как сущ. святыня;
см. гл. 37 (agiazv) и сущ. 42 (agivsunh).

Издревле поцелуй имел сакральное значение. Он входил во многие ритуалы: люди целовали крест, распятие, землю, пол, иконы, меч, стяг, Евангелие, руку священнослужителя. Это святыни, к которым испытывают почтение, благоговение и выражают определенным образом.

Когда целуют святыни, то и касаются лбом при этом, может быть отсюда ЛОБызать? Лоб возвышенное место у человека, поэтому и лобызание(целование) изначально возвышенное, святое. Это мое предположение…

Лобзание любви
любви
26
agaph
любовь;
син. 5373 (filia)

Словарное определение:
;;;;; (;;;) ;
1) любовь NT;
2) pl. агапы, братские трапезы (у христиан ранних веков)NT.

Невооруженным взглядом видно, что «целование» или «лобзание» , переведенные греческим словом «filema» тесным образом связаны с другим греческим словом «filia» - любовь. И «agape» тоже имеет значение - «любовь».

В Греции любовь разделяют на филео, агаппе, эрос…, т.е., разные грани любви. Все эти виды любви связаны с чувствами, эмоциями.

Например, филео - это любовь в душевной сфере, т.е. чувства, эмоции… Братская, дружеская  любовь, дружба, влечение душ. Ее питает взаимная симпатия, возвышенные чувства и эмоции. Действительно, жалко выглядит поцелуй без чувств и эмоций. Но чувства очень ненадежное основание, потому что они нестабильны и изменчивы. Пока связывает симпатия, пока видим некие положительные качества в друге, филео растет. Но стоит сердечному другу совершить нечаянно проступок, или какой-нибудь «фокус», тогда симпатия « испаряется» и нет уже филео.


Лобзание любви или поцелуй любви(1Петр.5:14) - это филема(филео) плюс агапе.

Но как же их соединить?

Ведь любовь агапе, наоборот, не связана с чувствами. Не зависит от них, не питается ими, не нуждается в них.

Это любовь, проистекающая из разума. Это выбор воли, решение, служение, дела… А раз она не зависит от чувств, то чувства или их отсутствие не убивают ее(Пес.п.8:7). Тогда можно сказать, что она не от чего не зависит, и, следовательно, не перестает(1Кор.13:8).

А чувства? Мы все же не роботы, кажется?

Разве дети целуя не испытывают никаких чувств? А родители? А друзья?


Как связать филео с агапе в поцелуе?

Нежность с умом, осознанная нежность…

« Любовь да будет непритворна… будьте братолюбивы друг к другу с
нежностью»(Рим.12:9,10).

И напротив: "…ты целования Мне не дал" (Лук.7:45)


Чем отличается святой поцелуй от обычного(эротического)?

«Поцелуй - маленький секс. Секс - поцелуй всем телом» неизвестный автор

Нам, ушедшим в глубокую деградацию от апостольских времен, что легче представить во время поцелуя: половой акт с симпатичным мужчиной, женщиной или Христа в храме сердца, и уста как преддверие этого храма? То-то и оно… Эрос, и не только эрос, но откровенная пошлость наступают по всем фронтам.

«Надо как апостолы», «как первые христиане» - то и дело слышаться призывы к чистоте веры. А поцелуетесь святым поцелуем мира? И как может быть чистая вера без чистой души? Как можно возродить форму без соответствующего содержания? Вон, протестанты попробовали, и кончилось дело срамом и содомом, правда, в некоторых местах узаконенными уже.


Поцелуй в посланиях апостолов связан с прилагательным «святой». Это обязательно.

Если целование содержит хоть намек интимных чувств(телесное возбуждение, наслаждение), то такой поцелуй будет движим телом, а не духом. И тут не будет никакой святости.


Поэтому и не целуются более братья и сестры по вере  друг с другом. Что же прибавлять грех ко греху… До благочестия первых христиан как до Луны.

Но что все о грустном… С чего начали?

Поцелуй – это ритуал, способ выражения своей радости при встречи с ближним, приветствие его с нежностью и благоговением. В ведические времена тоже не целовались. Другие были обычаи. Приветствовали друг друга сложенными на уровне груди ладонями, поклоном. Уважение выражали касанием стоп. На первом месте стоит приветствие, а способ его выражения потом, в зависимости от эпохи и сознания.


Но по-моему, дело идет к тому, что скоро просто приветствовать друг друга не захотим. Тогда стоит ли говорить о том, как мы не будем приветствовать друг друга?


«Смотришь на какое-нибудь лицо, даже неизвестное, и думаешь: товарищ, дай я тебя поцелую. Но он отвернется, - не кончилась, говорит, классовая борьба - кулак мешает коснуться нашим устам» Андрей Платонов

Классовой ли, политической, половой, религиозной, атеистической, междоусобной, полемической, но какой-нибудь борьбой мы постоянно заняты, вот беда... И во время примирения, встречи фронтов, хватило бы и такого поцелуя:" В уста целует, кто отвечает словами верными"(Пр.24:26).



Фото: картина Кустодиева Б.М. "Пасхальный обряд (Христосование)"