О чём плачут сосны Гл. 33

Клименко Галина
Гл.33


Оставшуюся дорогу они молчали. Артём переваривал обидные в его адрес слова, к тому же, юноша был удивлён внезапной резкостью отца, с чего бы это? Не так давно сам намекал, мол, туда-сюда, Артёмка, и семьёй обзаводись, а то, вдруг и сопляком обозвал и неучем.

А вот у Якова мысли в голове роились, куда более серьёзные.

"Ну надо же такому! Черти меня дёрнули на поиски телушки взять с собой сына. Ну ещё не хватало, чтобы Артём влюбился в собственную сестру. Это только Господь меня наказывает за мою прошлую несознательную жизню. И поделом."

Когда уже отдали коровку хозяйке, а после въехали в распахнутые ворота своего двора, то их там встречала Авдотья. Мельком глянув на своих дорогих мужчин, она всплеснула руками:

-   Ой, мамочки! А шо ж произошло, чего друг на друга надулись, как те сычи?

-   Да вот, мать, наш сын пожелал ожениться.  -  с усмешкой объяснил ей Яков.

Женщина пожала плечами, выказывая этим свою полную неосведомлённость, как так она могла такое прозевать?!

-   Жениться? На ком же это?  -  она перевела взгляд на сына, но тот не пожелал объясняться перед матерью.

-   Да вот, встретили по пути дивчину с Вольного и он сразу влюбился. - продолжал Яков. 

-   Не дело то!  -  в калитке внезапно появилась Прасковья Ильинична.  -  Не вздумай внучек якшаться с той, кого толком не знаешь. Как можно сватать ту, которую увидел-то первый раз?!

-   Бабунь, а что мне мешает поехать к ней на свидание и посмотреть на неё второй, третий и десятый раз?! А также и познакомиться поближе.  -  ответил Артём.

-   Я тебе как познакомлюсь поближе, что раз и навсегда запомнишь это!  -  вмешался Яков.  -  Выучись сначала, а потом и о женитьбе заикайся.

-   А что, хоть там за дивчина?  -  поинтересовалась Авдотья.

-   Да в колхозе работает, либо на разных. А живёт там со своей старой бабкой.  -  безразлично поведал Угольников-старший.

-   Аааа,  -  разочарованно пропела Авдотья и махнула рукой, мол, овчинка выделки не стоит.

-   А вам тока богатую подавай, да?  -  вспылил Артём.

-   И действительно! Можно думать вы сами с панского двора.  -  заступилась за него Прасковья Ильинична и распахнув объятия, позвала к себе внука:

-   Иди, мой хороший, бабуля зараз пожалеет.

-   Бабунь, я уже не маленький, чтобы ты меня по головке гладила.  -  огрызнулся парень и опрометью выбежал на улицу. Прасковья Ильинична с сожалением глянула ему вслед, но всё недовольство выплеснула на его родителей.

-   Привыкли на пацана орать, когда уж глотки надорвёте.

Ночью Якову не спалось. Сын как смылся с вечера на гуляние, так до сих пор и не вернулся.

"А вдруг, он нарунжился в Вольное, ить всякое могёть случиться. Хоть лошадь дома, но он такая детина упрямая и пешком попрётся. Не дай Господи такому произойти."

Мужчина выбрался на порог и сидел там до тех пор, пока не звякнул крючок и в проёме калитки не показался Артём.
Он всё ещё дулся на всех, поэтому собрался прошмыгнуть в дом мимо отца, но Яков ласково попросил его:

-   Присядь рядом, Артёмка.

Юноша подчинился.

-   Сынок!  -  Яков обнял сына и похлопал того по спине. -  Ну зачем она тебе нужна, ну оглянись кругом! Сколь девок, а тебе обязательно надо остановить взгляд именно на той, о ком и думать нельзя.

-   Почему, батя?  -  он заглядывал отцу прямо в глаза, ища в них объяснений.

-   Потому... Потому что... Она уже занята, вот и весь сказ!  -  выпалил мужчина.

-   Занята? Кем?

-   Пока ты колесо пытался мастерить, она мне и призналась, будто уже помолвлена с кем-то, а на выходные и сватовство намечается.  -  без зазрения совести соврал Яков.

-   Странно.  -  пожал плечами юноша.  -  Мы с ней так весело по-дружески болтали и мне показалось, будто она свободная.

-   Когда кажется, то креститься следует. Сам подумай, тока мне поведала обо всём, а тут ишшо и перед тобой отчитуйся. Да што она обязана?

-   Да нет, не обязана.  -  согласился Артём.  -  Ну и ладно, тогда я ей счастия желаю. Да и не влюбился я, просто вредничал. Иногда обидно, когда ко мне относятся, как к пацану, который под столом ещё помещается. Просто она мне понравилась, от понимаешь, как будто мы с ней сто лет на одной улице проживали. У нас столько разговоров одинаковых, в общем, мне с нею интересно, но на этом и всё.

С души Якова свалилась целая гора.

-   Ну и слава Богу, сынок.  -  он крепче обнял его.  -  Ты ладный у нас, потому имеешь право выбирать самую лучшую из лучших. О как!

-   Уже выбрал, батя?

-   Уже?  -  Яков нахмурился.

-   Да не, не Лушку, не беспокойся. В село приехала дочка Ольги Александровны. А знаешь, как её зовут? Имя такое красивое, ни разу не слыхал. Дарина, понял? Тебе нравится?

-   Конечно! Очень даже ничего! А что? Прекрасное имя, сын! А когда она успела прикатить, что-то я и не чуял ни от кого.

-   Да сёдни в обедах, потому ещё и не всем известно. Она, оказывается, тоже здеся родилась, а я и не туда себе. А теперь Дарина прошла какую-то там подготовку и нынче матери в школе зачнёт помогать.

-   Ох, как здорово!  -  обрадовался Яков. По существу, Ольга Александровна мало говорила о дочери и никто понятия не имел, где она учится и прочие личные подробности.  -  Учителя нам очень нужны, сынок. Спасибо, родной, ты такие новости ладные принёс!

Артём ликовал, что угодил отцу и тому, что они с ним помирились. Ему не терпелось поделиться с ним самым сокровенным.

-   Папка, кабы ты увидел, какая она красавица!  -  восхищённо промолвил юноша и прищёлкнул языком. 

-   Дык, сведётся ещё. Чай в одной деревне станем вертеться!  -  наслаждался такому стечению обстоятельств, Яков.

-   И ни на кого из парней внимание не обратила, а мне разрешила её проводить, представляешь?

-   Я горжусь тобой, сынок, очень горжусь!

А уже через пару недель Артём поставил родителей перед фактом, мол, на субботу чтобы готовились к сватовству.

-   Как к сватовству?  -  удивилась Авдотья.

-   И правда, сын, чего так скоро?  -  поддержал жену Яков.

-   А чего тянуть?  -  вновь возмутился Артём.  -  Мы любим друг друга. Какая разница сколько встречаться, год или несколько дней?

-   Ну, я не знаю...  -  растерялась Авдотья.  -  Надоть получшее узнать друг друга. Мы вот с твоим отцом, более года гуляли, а уж потом...

-   Ма, что мне надо знать, то я уже знаю. К чему эти бесполезные разговоры?

-   Погоди, сын,  -  вмешался Яков.  -  это вы с Дариной так решили. Нет, не думай, мы с матерью не против, но что скажет Ольга Александровна?

-   Она тоже согласна.  -  без запинки ответил Артём.

-   Это Дарина тебя заверила?  -  спросила Авдотья.

-   Это я вам говорю, потому что лично общался со своей учительницей.

-   Хорошо.  -  сдался Яков. Ему не хотелось сейчас скандала.  -  Давай так рассудим, чтобы потом не возникло никаких конфузов. Ты - это одно, а вот завтра я сам к ней в школу наведаюсь и уж тогда конкретно всё и расставим по своим углам, договорились?

-   Пожалуйста.  -  кивнул Артём.  -  Сходи ещё и ты туда, раз мне не веришь.

Яков не стал откладывать беседу с учительницей в долгий ящик, а прямо на утро следующего дня, после того, как раздал наряды рабочим на лесопилке, прямиком направился к зданию школы. Как раз прозвенел звонок на перемену, вернее, уборщица, тётка Танька Морозова, вручную потрясла колокольчик, подойдя к дверям класса, и вскоре детвора оттуда шумной гурьбой понеслись на улицу. За ними следом вышла и Ольга Александровна. Увидев Якова, женщина улыбнулась и пригласила в свой кабинет.

-   Слушаю вас, Яков Михайлович.  -  сказала учительница, когда они присели на стулья. Но по всему было видно, что она знает ту причину, по которой мужчина здесь.

-   Да я, Ольга Александровна, по поводу наших детей. Артём нас оповестил, вроде они с Дариной собрались...  -  и дальше он не осмелился продолжить.

-   Пожениться?  -  за него это сделала Ольга.

-   Да вроде так...  -  замялся он.

-   Яков Михайлович, если вас интересует моё мнение, то я не возражаю.  -  сразу раскрыла карты Ольга Александровна. Не было у неё лишнего времени распетюкивать да и тема серьёзная, чтобы медлить или как-то лукавить в её разборе.

-   Да я просто хотел убедиться, а то ведь это такое дело... А Тёмка пока без специальности да и баловником слыл, когда учился.

-   И вы подумали, что я не соглашусь? Зря, Яков Михайлович, зря. Я всегда хорошо относилась к вашему сыну, несмотря на его проказы. Даже тайно любовалась им. Да-да, это так. Видите ли, с некоторых пор я поняла, что дороже честности, доброты к ближнему - ничего не может быть в целом свете. И совсем не имеет значения, есть у Тёмы профессия или нету, я точно знаю одно, с вашим сыном моя дочь никогда не пропадёт. Повторяю, Яков Михайлович, я с удовольствием даю своё согласие.

-   Спасибо, теперь и я спокоен.  -  признался ей мужчина.  -  Тогда в субботу сватаем?

-   Конечно! А чем мы с вами хуже других?

-   Тогда ждите, сватья дорогая, как штыки явимся к положенному сроку.  - позволил себе панибратство Угольников, раз так всё удачно складывалось.

-   Мы не только ждать будем, мы ещё и столы подготовим.  -  заверила его Ольга Александровна.

*****

-   Ещё чего!  -  завопила Прасковья, узнав, что им предстоит засватать Дарину.  -  Неужто других девок не нашлось, окромя этого помещичьего отродья?!  -  она по-прежнему испытывала неприязнь в отношении Ольши, несмотря на то, что минуло много лет и учительница столько полезного сделала для их села.

-   Не зачинай истерик, маманя!  -  прикрикнул на неё Яков.  -  Хорошая она дивчина! Самостоятельная и не горделивая. А что ещё тебе надобно?

-   Не повышай голос на мать!  -  приструнил его Михаил Фёдорович.  -  А тебе, старая, вот что скажу. Ты, давай, занимайся моей спиною, шобы я к субботе был, аки тот огурец с пупырышками. А ты можешь не идти на мероприятию, уговаривать не станем.

-   И шагу не ступлю, а то как же!  -  перебила его супруга.

-   А и не надоть, без тебя управим. А меня лечи, я зато собираюсь. Я тут самый старший и каравай тока я понесу. Дивчину эту мы засватаем по всем правилам. Угольниковы ишшо - никогда никого не позорили!

-   Да я, вроде и не супротив, сынок!  -  жалобно произнесла старая женщина и повернулась к Якову.

-   Тогда что, маманя?  -  примирительно спросил он.

-   Да боюсь, чтобы у Тёмочки дети не народились такими злыми, как Аниська. Даринка-то его дочка, а ябочко от яблоньки...  -  и она захлюпала носом.

-   Ой, маманя, ну что ты такое выдумляешь?   -  он схватил мать в охапку и нежно прижал её голову к своей груди.  -  Успокойся, любимая, всё будет хорошо.