Иго - Орда - Абсолютизм

Виктор По
История таки, если наука, то очень забавная и всем интересна по-разному. Одни любят исторические фильмы - будто маскарад, блеск-мишура и всё же во всей-то серьёзности! Другие любят коллекционировать исторические мифы, выбирать себе по вкусу ту историю, какая ему к радости. И всем-то хорошо и всё-то можно.

Но кто же при этом историки, учёные или сервис? Почему в Химии-Физике-Математике не забалуешь, а в Истории можно всё! Про мифы не буду – это тема болезненная, ведь если кто-то крепко полюбил, пусть даже это своя собственная версия истории, то это уже область "Чувств"! Это уже как с "Чувствами верующих" – лучше не трогать ...

Вот уже кем-то рождена теория, что "Ига" то и не было никакого! Орда была, как же, не могла не быть - на неё даже претендует сразу несколько современных государств. А вот с Игом незадача! Живёшь тут и никогда не знаешь, что в родной истории подлинно было, а чему ещё предстоит произойти.

Но допустите, пожалуйста, что явление лучше рассматривать во всей его полноте. Это зоологи-археологи могут найти одну гнилую косточку скелета абы кого – и вот вам, расскажут кто – да когда ею владел. Так это от того, что они уже собрали под стекло миллион косточек-скелетиков и никогда не поступают с ними по произволу. Одно слово - наука.

Итак, территория России времён домонгольских – это разрозненные сопредельные государства, совокупность княжеств, феодальных вотчин не имеющих одного правителя. Период феодальной раздробленности, как и во всей Европе. На Руси в каждом отдельном феоде правитель был и были правители все одного роду - "Рюриковичи" и даже был заветный главный престол – Киевское княжество, "Киевский стол" – который наследовал старший брат. Да уж с самого начала не было в землях тех полного порядка, единства и были распри.

Настал 1223 год – первое явление новой внешней силы - татаро-монголов. Худо отбились – но отбились. Что пел Баян, каков общий итог: нет великого Единства среди князей – нет силы - вот и беды. Нередки и кровопролитные братские войны, даже под страхом общей угрозы. Однако соправители внять голосу разума не смогли и второй поход татар сокрушил их, в 1237-42 годах внешняя сила установила уже свою власть на этой земле.

Степняки на земли оседлых народов приходили всегда и везде. Но технология их жизни – скотоводство и они оставались в степной зоне: печенеги, кипчаки, половцы ... Приживались, вели меновую торговлю и становились соседями – потом и братьями. Вот в 1223 году уже вместе шли отбиваться от новичков.

У татаро-монголов их образ жизни был закреплен идеологически - в запрете обрабатывать землю. Не умели и не хотели они кормиться земледелием, считали ниже своего достоинства, да и уклад жизни не позволял сидеть на одном месте, как и подчиняться кому-либо. Однако пришло время, подчинила их единая сила – Яса и Темучин, который её родил.

Свободен степняк, как ветер, да не прикрыт ни с какой стороны. Пока просторы позволяли – откочёвывал каждый род подальше от пастбищ соседей и жил себе, как хотел. Но росло народонаселение земли и начиналось злое междоусобье и у них. Неизбежно приходилось умеряться вольнице, приходилось в социуме устанавливать ограничения. Такое ограничение и право на жизнь дал в монгольских землях новый закон – Яса. Предложил этот закон Темучин, мало известный глава малюсенького монгольского рода, который многие годы провёл в плену у соседей. Закон понравился и стал Темучин - Чингизханом, ханом всех монгольских ханов.

Закон – это сила! Есть Закон – есть государство. Яса положила предел внутренним потерям сил и единая Степь сокрушила сначала власть величайшего соседа – Китая. Все разговоры о несметных полчищах кочевников – это жалкий лепет проигравшей стороны. Китай и его армия несравненно превосходили численностью кочевников, но проиграли. Не хотели рядовые китайцы защищать императора и неправедное государство. Нужны ли ещё доводы?

Сила степи внешне приумножилась, но в ней появилась и червоточина! Какая же? Тот же самый – Китай. Не сразу конечно – но неотвратимо. Создали степняки в Китае правящую династию. Очередную. Вооружились всей мудростью тысячелетней культуры и началось триумфальное шествие по миру, которое знают все. И сытая жизнь.

Стоит ли удивляться, что Бату-хан смог победить разрозненных князей Руси? Да и кем вообще был в своих землях русский князь до прихода Орды – предводитель дружины, министр обороны. Только Андрей Боголюбский (великий князь Владимирский; сын Юрия Долгорукого) попытался абсолютным правителем стать (кому, казалось бы, если не ему!)  – как его поправили. Убили в 1174 г. не совсем, чтобы накануне прихода татар, но такую попытку в жизни больше раза и совершить трудно, да тогда и темп жизни был не спешный.

Вот и любимый наш Александр Невский сначала был – князь. В любой момент новгородские бояре могли показать ему на дверь со словами: "Ты, княже, нам больше не люб, иди туда, откуда пришёл", что нередко и бывало, не взирая на заслуги (которых тогда ещё и не было). Мог ли Александр князь Новгородский не увидеть в Орде новую государственную структуру: Батый был военноначальник - и царь; Батый, дав право на княжение, сделал Александра независимым правителем на его земле – противно ли это было воле Александра? Иго – горько, но власть сладка! Все ли знают, что при этом Новгородское княжество завоёвано не было, не дошли татарове туда поначалу – их туда привели.