Портрет

Рей Карсани
- Что-то Любка долго не выходит, пойдем зайдем за ней? - предложила Поля.
Из-за двери раздавались крики, но разобрать, что кричат, оказалось не просто, потому что кричали сразу несколько человек. 
  Вдруг дверь распахнулась и наружу выскочила Люба, вслед за ней, с криком: "Щас пришибу, жидовка",- вылетела палка. А за палкой в дверном проёме появился мужчина, с трудом державшийся на ногах. Заметя девочек, он ретировался вглубь коридора. Не упустив удачный момент, Любка быстро побежала прочь, девочки за ней. Только оказавшись на улице, она остановилась и заплакала. 
- Что случилось, Люб? Чё он на тебя опять напал? - спрашивали подруги.
- Он деньги пропил! Мама их спрятала на шкафу, в гостиной, за зеркалом, она мне хотела штаны новые купить, а деньги пропали… Так что мне теперь еще долго в старых ходить, до следующих денег.
- А кто там еще был в гостиной с момента пропажи денег? - спросила Саша.
- Я была, мама, сестра младшая, так она не достанет, а если достанет так они ей нафиг не нужны, она маленькая. Отчим! Он обычно пьяный валяется, и до гостиной воще не доходит… так мама деньги спрятала, мы думали, он ни вжисть не найдёт, а он значит нашёл и всё пропил! Жид проклятый!
- У тебя, значит, отчим жид?
- Не знаю, жид он или нет, это у нас ругательство такое, он меня обзывает, а я его.
- А чего это он тебя так обзывает?
- Он знает, что моя мама в детдоме выросла и она не помнит ничего о своей семье… ну а потом всех детей с неизвестным происхождением записали русскими, это очень давно было, после Великой Отечественной войны. Но я русская, я на них не похожа.
А ты, Сань, помнишь, обещала мне портрет жида показать… ну, когда?
- Можно сейчас.
- А где он у тебя этот портрет?
- Дома, в альбоме художественном, пойдем посмотрим.
- Ты лучше сама сходи и альбом этот вынеси… мы его здесь, на улице посмотрим.
- Мне мама не разрешает выносить альбомы на улицу.  Если хочешь смотреть, пойдем со мной.
- А там… у тебя все дома или никого нет?
- Вроде никого не должно быть.
- Тогда пойдем.



  Люба прислонила ухо к двери и прислушалась… глаза перепуганные, лицо   покраснело от напряжения.
- Люба, скажи, чего ты боишься?
- А ты девчонкам не расскажешь?
- Нет.
- Просто если они узнают, что я так боюсь – засмеют. У меня так бывает, я и к себе домой не сразу захожу. Сначала у двери постою…послушаю…если всё в порядке, тогда стучу, а если никого дома нет, так я своим ключом открываю!
  У нас если чё… то отчим начинают кулаками махать или предметами разными кидаться… вообще-то в итоге я вырубаюсь… А ты чего-то боишься?
- Не знаю… со мной вроде как ничего такого не происходит, только сны иногда страшные снятся, но это ведь сны, это неправда.
- Ну, ты портрет то мне этот мой показывать будешь…

 
Саша достала альбом и принялась листать его:
- Вот, я нашла этот твой портрет, смотри. 
- Ух ты, как здорово нарисовано, даже смешно. Только это не мой портрет.
- Как это не твой, твой. Ты же сама сказала: " Давай уже мой портрет смотреть".
- Нет! Я не такая, я не урод.
- Да успокойся. Тут написано: карикатура. Карикатуру можно на каждого человека нарисовать, даже очень красивого. Тут все написано про этого человека… который ее нарисовал…
- Что написано?
- Что он ее нарисовал по заказу фашистской газеты времен гитлеровской Германии, с целью разжигать в массах ненависть к евреям.
- Вот как? А еврей тот может красивый был… с которого рисовали карикатуру эту.
- Может… а может никто ему и не позировал.
- Позировать это когда с тебя рисуют в натуре?
- Ага.
- А еще есть портреты?
- Этот альбом весь с портретами евреев, он так и называется " евреи и антисемитизм в искусстве". Есть тут один портрет, я его очень люблю и иногда даже с ним разговариваю, вот, смотри.
- А это кто?
- Написано, что его зовут Виленский Гаон- Ха-Гра,раввин, ученый и математик. Слово "Гаон" в переводе означает "Гений". 
- У него глаза очень красивые… Ой! Он отовсюду на меня смотрит! Как интересно, я отодвигаюсь, а он все равно за мной следит. Он на тебя сейчас не смотрит?
- Он на всех смотрит одновременно, а каждому кажется, что только на него.
- Как же это, что-то мне не по себе.
- Это просто картина такая, художники умеют так рисовать. Тут написано, как нарисовать портрет, который следил бы за нами.
- Давай почитаем:
 

 "Прямая и обратная перспектива."
  Прямая перспектива это когда все прямые сходятся в одной точке на горизонте. Если взять расстояние между глазами за основу, и посмотреть вперёд, то на горизонте взгляды глаз соединятся в одной точке.  И в итоге получается треугольник на плоскости:
  Два глаза и точка на горизонте- это первый треугольник, наш, человеческий, так мы смотрим на мир.


  Наш портрет - он тоже треугольник, только перевёрнутый. Обратная перспектива получается, если продолжить линии первого треугольника после их пересечения. Получается, что на земле стоит обычный треугольник, а на небе перевёрнутый. Линии небесного треугольника могут быть какой угодно длины. Можно в любой момент провести между ними прямую и достроить таким образом треугольник.
 

  Художники иконописцы взяли за основу небесного треугольника расстояние между глазами и, используя обратную перспективу, хотели донести до народа идею ока всевидящего. У человека, смотрящего на один из таких портретов, создаётся впечатление, что портрет на него смотрит и следит за ним. Мы смотрим на портрет, а портрет смотрит в нас. Таким образом треугольники как бы смещаются и приближаются друг к другу, получается более сложная геометрическая фигура, шестиконечная звезда.
  Но если отбросить законы перспективы нашего мира, то взгляды наших глаз это две параллельные линии, уходящие в бесконечность.
И еще он говорит, что наш мир — это "Мир желтого треугольника".


- Но это не так! Саша! Наш мир круглый! Этот дядечка, наверное, из другого мира… так бывает…
- Я уже не знаю, что правильно, раньше думала, как и ты, что это разные миры… Когда была маленькая, я попала в желтый треугольный мир. И оказалось, что эти миры, круглый и треугольный, очень похожи. 
- А давай у него спросим из какого он мира. Может, он инопланетянин?
- Может быть, но он точно из треугольного. Смотри в глубину.
- Вижу!  Он как будто сказать что-то хочет! Глазами говорит… прищурился и смеется: "Привет, жидовка!"