Дворец с повадками птицы Феникс

Алекс Нефедов
Ровно 350 лет назад, зимой 1667 года, в тогдашнем подмосковном селе Коломенском денно и нощно стучали топоры и звенели пилы. К весне, когда зацвели в государевом саду диковинные «райские» яблони, основание будущего сказочного дворца на крутом берегу реки Москвы согласно обычаю торжественно освятили. А вскоре зодческая фантазия обрела реальные черты. Редкие тогда в наших краях иноземные дипломаты нарекли возникшие словно из былинного сказания царские чертоги «осьмым чудом света».
Это была самая большая и самая любимая «игрушка» царя Алексея Михайловича, которая оказалась ещё и единственным в своём роде архитектурным симбиозом традиционной допетровской Руси и Западной Европы. Десятки парадных зал, кельи и чуланчики, галереи и спальни, домовые церкви и гульбища. Говоря современным языком – несколько тысяч квадратных метров полезной площади. Смешение стилей было особенно «кричащим» во внутреннем убранстве дворца. Это можно увидеть и теперь. «Рыкающие» механические львы и православные иконы, рыцарские доспехи и громоздкие стрелецкие топоры – бердыши, персидские ковры и русские парсуны, рукописные грамоты – столбцы и немецкие гравюры, фряжские кубки и радующие глаз финифтью чарки… Для одних – китч, для других – реликвии прошлого. Для всех – свидетельство нашей самобытной истории и… царского дворцового быта.
Стены и башни дворца стали немыми свидетелями многих драматических событий, пунктиром вошедших в школьные учебники. Здесь разворачивались кровавые события стрелецких бунтов, плелись дипломатические интриги, кипели любовные страсти монархов, решались судьбоносные для русского государства политические и экономические вопросы. Здесь творилась наша история – столь противоречивая и таинственная. Далеко не всякому смертному удавалось попасть в дворцовые галереи и под своды теремов, а уж стать «творцом» истории тем более. И лишь избранные иностранные гости, однажды волей случая и «государева хотения» оказавшиеся здесь, оставили восторженные записки о русском «восьмом чуде света» и укладе дворцовой жизни конца XVII века. За век своей жизни хоромы сменили множество хозяев: после Алексея Михайловича здесь подолгу жили царь Фёдор Алексеевич, затем царевичи Пётр и Иван и их несчастная сестра – царевна Софья. До своего окончательного переезда на берега Невы самодержавный Пётр I многократно бывал в этом дворце, да и последующие венценосцы, а особенно государыни – Елизавета Петровна и Екатерина Великая, не обходили своим присутствием совсем уж вышедшие к тому времени из моды теремные покои.
Деревянный дворец простоял ровно 100 лет. К 1767 году он пришёл в такую ветхость, что его было дешевле и проще снести, чем реконструировать. Но мудрая Екатерина II, словно предвидя, что далёкие потомки решат воссоздать эту жемчужину архитектуры, повелела обмерить все строения, сделать рисунки здания и его внутреннего убранства, даже изготовить макет. Эти старания спустя почти четверть тысячелетия сослужили отличную службу современным строителям и реставраторам. И хотя при воссоздании дворца отчасти применялись современные технологии, без старого доброго плотницкого топора дело не обошлось и на этот раз. Правда, дворец решено было возводить на новом месте. Там, где он стоял прежде, за более чем два века сформировался новый природный комплекс, выросли могучие дубы и липы. В конечном итоге в сентябре 2010 года немного в стороне от нынешнего белокаменного коломенского архитектурного ансамбля, на территории бывшей деревни Дьяковское, вновь выросло «осьмое чудо света». Теперь воссозданный в натуральную величину дворец царя Алексея Михайловича, расположенный в шаговой доступности от станции метро «Каширская», открыт абсолютно для всех. Это один из объектов Московского государственного объединённого музея-заповедника Коломенское – Измайлово – Люблино. В стенах дворца, внутреннее убранство которого приближено к первоначальному, размещены интереснейшие исторические экспозиции, здесь проходят выставки и концерты, детские праздники… А на улице, прямо на фоне этой архитектурной жемчужины, вы можете покататься на тройках, постичь тайны царской соколиной охоты, приобщиться ко многим секретам кузнечного дела и иных исконно русских ремёсел. Так, здесь и сейчас, сплетается таинственная нить времён, соединяющая нас с прошлым и устремляющаяся в будущее. Главное – заметить её, не пройти мимо…

Фото автора, декабрь 2016 года.
Подробнее в №2/2017 журнала "Чудеса и приключения"