Тарасенко Юлий Иванович

Петр Панасейко
             У прадедушки Саввы Тарасенко было четыре дочери и один сын Иван. Последний погиб на фронте. Однако фамилия его сохранена по настоящее время. Савва Григорьевич остался бы довольным: фамилию  сохраняют  два праправнука.

             Похоронив в предвоенные грозные годы свою первую жену, Иван Саввич женился во второй раз на Лидии Дробот. У них двадцать восьмого сентября 1936 года родился сын Юлий. Войну, таким образом, он «встретил» в пятилетнем возрасте, как и моя мама. Отца потерял в 1942 году. Тот оказался в самом пекле войны. Уцелеть в том аду повезло не каждому солдату. Геройски погибший отец похоронен на территории Тверской области в братской могиле.

           Как не вспомнить слова песни из фильма «На войне как на войне»: «Да увела его война за леса, за горы». Жили Тарасенко на Украине в селе Ново-Златополь Гуляйпольского района Запорожской области. Как и все односельчане, отец Юлия надеялся по старости найти «вечный приют» в родной земле, а нашёл его не в чужой совсем, но за тысячу километров от дома. Это - трагедия всего предвоенного поколения.

          Как и у многих «детей войны», у Юлия появился отчим, что значительно облегчило его дальнейшую жизнь. Жили они друг с другом нормально. Однако мальчик  не забывал и своего погибшего отца. Память о нём  хранил всю  жизнь.

           В школе учился хорошо, что дало ему возможность после службы в Армии поступить и успешно окончить Мелитопольский институт сельскохозяйственного машиностроения, получить диплом инженера. Армейская служба  проходила в прекрасном приморском городе Одессе. Город, видимо,  ему настолько понравился, что он избрал его постоянным местом жительства, работая до пенсии инженером на одном из одесских заводов.

           Женился (кажется, до Одессы), в семье родились дети. Вот только я жалею, что не поинтересовался у него в своё время, кто из родителей любил «сказки Пушкина»? Сына они назвали Русланом, дочь – Людмилой. Что это чистое совпадение, сомневаюсь.

          В сентябре 1989 года я находился по туристической двухнедельной путёвке на отдыхе в Одессе. Не посетить дядю  не мог. Он несколько раз приезжал к нам в село Малиновку, когда я ещё «ходил пешком под стол». Поэтому мне захотелось его увидеть уже взрослым. Увидел.

               Как не хотелось мне покидать очень тёплый по сентябрьским меркам черноморский песочек, где рядом волны так и манили в свои объятия, но желание проведать дядю взяло вверх. В воскресенье, после завтрака в ресторане, я вместо пляжа отправился к трамвайной остановке. Как известно, это мой любимый вид общественного транспорта. К сожалению, его нет в нашем городе. Хотя, когда в 1960-х годах проектировали новый Автозаводский район, трамвай, правда, скоростной, говорят, в проекте значился. Однако приезжающим на строящийся Волжский автомобильный завод людям требовалось в первую очередь жильё. И его возводили после выпуска первого автомобиля (апрель 1970 года) такими темпами, что «забыли» про трамвай.

          Дядя жил на противоположной стороне города, и мне пришлось ехать долго, заодно любуясь «жемчужиной у моря», как поётся в одной из песен об Одессе. К тому времени я уже успел «оставить» свои следы на Дерибасовской улице – местном «Арбате», как и на Потёмкинской лестнице.  Аж не верится, что по городу в разное время пронеслись войны.

         Если в центре города жилые дома ещё как-то отличались один от другого, то на окраине, куда я прибыл, они выглядели «близнецами». Блочные дома, пришедшие на смену «хрущёвским» кирпичным пятиэтажкам, тогда вырастали во всех городах, как «грибы после дождя». Вот и я, находясь в другом городе, заходил в «знакомый» дом, хотя в нём ранее не бывал. Зашёл в «знакомый» лифт. Поднявшись на нужный этаж, позвонил в дверь. Выбирая для посещения воскресный день, я исходил из того, что в отличие от работы в обычный день, с утра в воскресенье дядя будет дома. И не ошибся.

         Открыл мне дверь сам Юлий Иванович, которого я узнал с первого взгляда. А вот ему пришлось «потрудиться», услышав, что я из Тольятти. Он знал, что в этом волжском городе у него проживали две двоюродные сестры, вырастившие по два сына. Но кто из четверых сейчас стоял перед ним? –  вопрос. Только услышав имя моей мамы, дядя понял, кто его навестил.

        Мы зашли в квартиру, где он представил меня своей жене и дочери Людмиле. К сожалению,  сына Руслана в городе не оказалось. И вот тут я лишний раз убедился, что он не забыл того гостеприимства, с которым принимали его моя мама, бабушка и прабабушка у себя. Увидев голые стены и старые обои на полу, я предложил свою помощь в проведении ремонта в квартире. Но не тут то было: в один миг все ремонтные работы остановились, а мы оказались за не понятно откуда взявшимся праздничным по случаю моего приезда столом. Сидели до вечера, вспомнили всё, что сохранила наша память.

         Уезжая, я приглашал дядю к себе в гости на Волгу, а также обещал, по возможности, навестить его ещё раз.  На следующий год, в июле, я отдыхал две недели в Тирасполе. Во второе воскресенье нас повезли на экскурсию в Одессу. Я этим обстоятельством решил воспользоваться (Одессу-то я уже видел) и съездить к дяде в гости на денёк. Увы!  На этот раз мне не повезло: на звонок в дверь мне никто не ответил. Оно и неудивительно: на дворе стоял июль. Находится при такой жаре в душной квартире, проживая у моря, было бы не очень разумным. Соседей спрашивать не стал, чтобы не расстраивать потом дядю. Он так и не узнал о моём не совсем запланированном визите. Что касается его, то, к сожалению, он к нам на Волгу так и не приехал. Хотя, у нас тоже море. Жигулёвское, правда, рукотворное.

          К моему огорчению, последние годы жизни дядя Юлий болел. Умер в начале двадцать первого века. Для меня он останется живым и таким как на этом фото.
К огромному сожалению, нет в живых и  сына Руслана. Однако два его сына (внуки дяди)  носят фамилию Тарасенко. Что радует: фамилия моего прадедушки продолжает "жить".

13.02.2017 г.