Три Сашки или Александра

Наталья Евстигнеева 2
   

      Дачный посёлок - это отдельный мир, полный загадок и тайн, богатый  своими историями и приключениями.Начинался он строиться лет двадцать назад, когда каждой желающей семье от предприятия выделялся клочок земли, который нужно было обрабатывать, создавая свой райский уголок на земле. Всё было стандартно - небольшие домики, в которых можно было спрятаться от дождя, сарайчики для садового инвентаря, даже количество плодовых деревьев было строго регламентировано... Выращивали...Общались. А как же без этого. Приводили своё состояние в гармонию, благодаря природе, да окрестным лесам да водоёмам. Благодать!
     О соседях, их трудолюбии и умении выращивать урожай можно рассказывать бесконечно. Но сейчас многое изменилось. Старожилы участков исчезли. На месте прежних стандартов, которые некогда были садами  и огородами, раскинулись зелёные ковры - газоны с цветниками. А вместо небольших домиков и сарайчиков появились коттеджи из 2-х или трёх этажей, бревенчатые бани... Всё это добро, конечно, нужно было усиленно охранять. Поэтому появились, как-то само-собой и сторожа...
     Домик сторожа представлял из себя вполне добротный дом из нескольких комнат с отоплением, газом и водопроводом. Жить там можно было круглый год. Поэтому там обосновалась семья сторожей. Какими такими путями они попали в сторожа, я не интересовалась, т.к. моя миссия заключалась в том, что я арендовала на лето скромный участок (ещё из стандартного прошлого) и занималась вплотную простым крестьянским трудом: выращивала овощи, борясь с сорняками, потом их закрывала на зиму в  банки... В общем, поддерживала традиции наших предков. Судьба дачных старожилов меня особо не волновала, просто поддерживали хорошие соседские отношения. Я, наверное, была той последней точкой, куда сходилась вся информация этого садового "мира". Если узнавала о чём-то я, значит, об этом уже знали все без исключения.
      Итак семья сторожей. Главным сторожем был Виктор. Мужчина пенсионного возраста, худощавый, высокий, с какой-то армейской выправкой, возможно и бывший военный. Его заместителем, а также главным завхозом (она распоряжалась всем их небольшим хозяйством) была его жена. Маленькая, щупленькая, но такая шустрая, как электро-веник. Всё успевала. Не жена, а клад. Следующим членом этого семейства была их дочь, молодая женщина лет двадцати пяти, почему-то не работающая . И, наконец, зять этого Виктора, некий Александр.
    Честно говоря, я вначале думала, что именно Александр и является главным сторожем, потому что именно он делал постоянный обход два раза в день, ходил "лясы точил" с соседями, в этом он превзошёл даже самого себя. Начитанный был и подкованный во всех областях. Когда только он успевал? На любую тему мог разглагольствовать , прямо как профессор какой. За это его и уважали, и угощали кто как расщедрится. А он и помочь был не прочь, если кому нужно было  по хозяйству, тоже ведь приработок не плохой.
      Позднее я узнала, что Сашка-Полторашка, как его все называли за невероятно огромный рост, в молодости был известным баскетболистом, выступал за сборную своей республики. Имел всё, что хотел, объехал пол мира... Но, как он сам признался, в откровенной беседе, прибил одного негодяя, за что и получил по полной программе. Срок "отмотал" полностью, но возвращаться было не куда, так как мать не выдержала горя, умерла почти сразу, как он отправился на зону клопов кормить, а их квартира "уплыла", как и не было. Пристроился он на подмосковной свалке рабочим. Там и свою избранницу повстречал- молодую и беззащитную Анютку. Мать этой Анюты в своё время "прос...ла" собственную  квартиру, то есть по тупости, по глупости, а может и по пьянке "подарила" её  аферистам, а сама с дочкой осталась на улице. Куда идти? Люди добрые подсказали - на помойку. Да, именно на свалке место таким несчастным, облапошенным и совершенно беззащитным. Государство ведь сняло с себя обязательство защищать своих граждан от аферистов,  всяких чёрных риелторов и даже бандитов, которые путём пыток и угроз  выбрасывают людей в никуда, отнимая у них крышу над головой... Первое время Валентина, мать той самой Аннушки, пыталась заработать на жизнь своим телом, но, понятно, что Аня была более лакомым кусочком, поэтому пришлось забыть про совесть, про свои высокие материнские чувства, продавать девочку   жаждущим кобелям мужского пола. Такая вот получилась жизнь... Полторашка тогда отбил Анютку у  своры таких же, как он, бомжей и стал полноправным "мужем" тогда ещё совсем девочки.
      В то время на городской свалке сторожем работал Виктор. Он сразу заприметил Валентину - симпатичную, юркую и работящую женщину. Он фантазировал:
- Если её отмыть, одеть, ведь баба то, что надо будет.
Баба то, что надо оказалась не только отмытая и одетая в подобающий "прикид", но и как любовница она его устраивала так, что лучше не бывает... Видимо, уличная жизнь - это школа ещё та, ведь каждого клиента нужно было безукоризненно обслужить, выполняя любую прихоть и фантазию.
      В то время Виктор расстался со своей законной супругой, и завести новый роман, как говориться, сам Бог ему велел. Тем более, новая "возлюбленная" не требовала ни квартиры, ни машины, ни ежегодного отдыха под  египетским небом... Чтобы особо не афишировать свои новые отношения, он нашёл отдалённое местечко в дачном посёлке, где тогда очень кстати нужен был сторож, и там со своим "новым семейством" и обосновался. Зятя он терпеть не мог, но приходилось мириться скрипя зубами.
     Я, если честно, в отличие от остальных дачников, Полторашку тоже, мягко говоря, недолюбливала. Я считала, что такой лоб, как он должен был бы добросовестно трудиться, уж давно бы себе заработал хотя бы на однокомнатную квартиру.
На что он мне отвечал: "Работать? На чужого дядю? Нет уж, спасибочки!"
Я тихо ненавидела его за то, что он был типичным педофилом. Сколько тогда Анютке было, когда он стал её мужем? По моим подсчётам, лет двенадцать...
 На что он мне с таким же возмущением говорил:
- Другим было можно, а мне нельзя!?
       Для меня это был какой-то сплошной дурдом. Особо я за судьбой этого странного семейства не наблюдала, но только однажды пропал Полторашка, вдрыск разругался со "свёкром", и ушёл на свою "помойку". Анютка маялась, маялась, да, говорят, опять по рукам пошла, исчезнув из общего поля зрения. В конце концов, Виктор и "возлюбленную" выгнал, что-то у них не склеилось... Говорили, что видели её как-то совсем больную и замёрзшую на дороге... А потом и Виктор пропал. Просто пропал. Где? Куда? Никто не знает (Может быть, только Полторашка был в курсе), но милиция тогда ни каких следов  исчезновения сторожа так и не обнаружила.
      Их сменила другая семья, из Молдавии, но я о Сашках...
 С этим Сашкой, извиняюсь, Александром Владимировичем, майором в запасе, некогда боевым командиром, который в боях заслужил свои ордена и медали, был примером мужества и стойкости для своих подчинённых, я познакомилась совершенно случайно. Они вдвоём с приятелем (Юркой одноглазым, как того звали за глаза) подрядились копать огород, взяв совсем не дорого. Конечно, я согласилась, тем более, моя тракторная сила сильно уступала силе двух крепких мужиков.
      За чайком и сытным угощением (надо же было им восстановить утраченные калории), я неожиданно для себя открыла то, что боевой офицер, который может легко уничтожить противника даже с помощью спички, тоже может, оказывается, вдруг стать никому не нужным... Ну, ладно, я пенсионерка, которых миллионы в стране, и наша участь предопределена, как ни крути... А это - молодой мужчина, в самом расцвете лет ( всего сорок с лишним), который прошёл самую современную, лучшую спец.подготовку, мог на сто шагов вперёд просчитать все ходы противника... Как он то очутиться в кампании с одноглазым? Хотя Юрка, как оказалось, бывший бизнесмен, свой глаз потерял (хорошо не жизнь) в суровой схватке с конкурентами. Скрывался от них, так и привык  на вольных хлебах, да на матушке природе. Домик им с Сашкой (Извиняюсь, Александром Владимировичем) одолжил или предложил, не в этом суть, какой-то добрый дедушка( бывший директор какой-то фабрики). Суть в том, что они там жили, в домике,облагораживали участок, на радость дедушке, и ещё часть заработанных денег этому же дедушке отстёгивали. Всё по честному...
         Этот Сашка, почему-то, зацепил мою душу до боли. Рос в детдоме с сестрёнкой, рано оставшись без родителей. Потом суворовское училище, Высшее военно-командное... Всё закончил с красным дипломом. Спец подготовка. "Вымпел". Горячие точки. В промежутках свадьба, рождение сына...Так и не заметил, как сын вырос, тоже пошёл по стопам отца, выбрав военную профессию, Родину защищать.
       Когда приехал домой из очередной командировки, то узнал, что жена нашла ему лучшую замену, мол извини, так получилось... Ушёл, куда глаза глядят... Потом сплошные командировки...За это время  жена умерла, сын уже успел поступить в военное училище. Квартира... С квартирой вообще какая-то тёмная история. Вроде как  начальник части попросил на время его (Александра) командировок пустить в свою квартиру пожить  молодую семью, у которых только родился ребёнок. Конечно, разрешил, Александр ведь очень добрый был...Да, к сожалению, был. Он умер внезапно. Видимо после разгрузки очередной машины по просьбе очередных соседей по даче...На жаре вначале не почувствовал ничего. Ну, устал. В первый раз что ли? А ночью - инфаркт. Сразу убил. До этого похоронил единственную сестрёнку, которая жила в другом городе. Почти следом за ней и женщину, с которой они не были расписаны, но некоторое время он был с ней даже счастлив. И как последнее пристанище - этот домик доброго дедушки... Денег на похороны, естественно, не было. Поэтому собрали с миру по нитке, кое-как упокоили, царство ему небесное... Мне было стыдно, горько, больно, не по себе... Ведь он был хорошим, очень трудолюбивым, очень умным и талантливым, добрым... Таким я его узнала, когда он и его приятель Юра помогали мне на участке... Но ведь он же ещё был героем, это уже потом я узнала от общих знакомых, кто знал его, как боевого офицера... Почему так?!Знаете, до слёз. Мне его очень жаль. Знаю, что где-то есть его сын, сиротинушка... Как его судьба сложилась? Хотелось бы, чтобы лучше, чем у его героического отца.
      И ещё один Александр...Александр Николаевич. В первый раз я его увидела лет двадцать назад. Он совсем не изменился, хотя ему уже восемьдесят исполнилось! Спросила, какими судьбами появился на "наших дачах". На что тот с улыбкой ответил:
- Пути господни неисповедимы...Вот, приютили люди добрые.
В своих кругах мы его называли "Странником". Тогда это был шестидесятилетний старец. Как положено, с седой бородой и усами. Одет был всегда в чистую белую вышитую рубашку. А на лбу красовалась тесьма с узорами. Он ходил по сёлам и городам, читал проповеди, тем зарабатывая на хлеб насущный. Приехал он на подмосковную родину из далёкой Прибалтики, где раньше у него была семья, работа, квартира, в общем, всё, что называется одним словом - "счастье".
     Как призвался в армию, в мор. флот из подмосковной К., так и остался в Риге, где учился, женился, работал штурманом на корабле, ходил по всем морям, бывал во многих странах. В общем, мир повидал. Вырастил двух детей. Хотя, конечно, воспитанием занималась, в основном, жена, ведь по пол года дома не бывал. Но это не мешало их счастью. Счастью, которого вдруг не стало. Вначале умерла жена. Нет, не умерла. Её убили из-за него.Он оказался слишком принципиальным и не захотел участвовать в перевозке наркотиков на своём корабле. Избили, почти до смерти. Но ему удалось выжить. А жену убили, чтоб не повадно было идти против такого мощного течения, как перестройка, бандитизм, нового и жестокого времени...На корабль вернуться было уже не суждено, потому что так решило начальство. А оставшись без работы, не смог оплачивать квартиру...Дети к тому времени уже создали свои семьи, и им было тоже тяжело, поэтому Александр Николаевич, взяв остаток денег и документы, отправился в родной город К., где жили его пятеро братьев, где был его родимый дом...
       Родина встретила без особой радости. Братья "от счастья" не знали, что делать с неба свалившимся родственником. У всех свои семьи, заботы, перестроичный психоз...
Поэтому пришлось гордому и независимому Александру Николаевичу стать "Странником" в полном смысле этого слова. Ситуация усугубилась тем, что в поезде его обобрали под чистую, - ни денег, ни документов! Попытался здесь восстановить документы, так его долго посылали по кругу - то в посольство, то в паспортный стол... И так год за годом. Хорошо, встретился добрый "господин", пристроил его присматривать за большим хозяйством. Работал с утра и до вечера. Спину гнул на хозяина. Так и состарились хозяин и он. А старый работник кому нужен? Опять улица, странствия. Братья все умерли. Их дети, порой, не надолго приютят (на холода), а летом - на вольные хлеба...Хорошо, при храме сделали кормушку для голодных, совсем с голоду не помирает.
Спросила его, а как же с документами? Пенсию хоть получаете?
- Да какой там! Вот в очередной раз ходил в паспортный стол. Опять кипу документов собирал... Да только не верится, что что-то получится. Двадцать лет гоняют по кругу. Как им самим-то не надоело?
    Двадцать лет... Это о чём говорит? Да помогут ли слова. Чинуши у нас ещё те! Стена китайская! Что им люди, судьбы! Их только интересуют свои личные, шкурные вопросы. А зачем они тогда вообще нужны? Зачем?
Имя одно - Александр, что означает - "защитник", "человек"... А судьбы такие разные, но все трагичные, каждая  по своему...Имя ли в этом виновато, что "защитники" оказались сами беззащитными в сложившихся ситуациях... Время может быть... Или какая то общая  бесчеловечность к тому, чьё имя "человек"?..