Введение

Юрий Козиоров
          1. О вере
          2. О чудесах
          3. О религиях
          4. Религия и наука
          5. Христианство и "Ветхий завет"
          6. Литература



1. О ВЕРЕ

               Подумать только, сколько с давних пор
               Ушло людей в неведомый простор,
               Но ни один обратно не явился:
               Все б рассказал и кончен был бы спор.
   
                Омар Хайям

     Александру Городницкому, ученому-океанологу и поэту*, на одной из телевстреч задали вопрос, является ли он верующим. Он ответил, что он, конечно, является верующим, но его вера несколько отличается от того, чему учит церковь. Церковь утверждает, что Бог создал человека по своему образу и подобию, он же, Городницкий, верит, что человек создал Бога по своему образу и подобию.
     Городницкий совершенно прав, считая, что верующими являются не только теисты, т. е. те, кто убежден, что существует некоторая могущественная потусторонняя личность, создавшая наш мир, установившая законы природы и всем управляющая, но и атеисты, считающие, что такой личности не существует, а существует вселенная, эволюционирующая с течением времени, и одним из продуктов этой эволюции является «человек разумный». Убеждения как тех, так и других основаны на интуиции и не подтверждены точными доказательствами.
     Доводы верующих в пользу существовании Бога часто основываются на красоте и гармоничности окружающего нас мира, но это, разумеется, эмоции, а не доказательства. К тому же эти красота и гармоничность весьма относительны. Торнадо, извержения вулканов, землетрясения, морские бури и цунами может и впечатлят тех, кто смотрит на них по телевизору, те же, кто, окажутся лицом к лицу с разгулявшейся стихией, вряд ли усмотрят в ней красоту и гармоничность.
     Утверждение некоторых атеистов, что существование Бога опровергается данными науки, находит возражение у самих ученых, в том числе и у ученых-атеистов, из последних можно в качестве примера указать академика В.Л.Гинзбурга**, который писал: «доказать отсутствие Бога невозможно, как нельзя доказать и его существование», «проблема Бога и веры в него это не математическая теорема, строгих доказательств здесь быть не может»***.
     Действительно, существование Бога можно было бы опровергнуть лишь тогда, когда были бы получены абсолютно полные научные знания о вселенной, о законах ее развития и, что самое главное, о происхождении жизни и разума. Однако, хотя ученые узнают о природе все больше и больше, они не считают возможным, что в какой-то момент абсолютно все будет открыто и записано и наука окажется полностью завершенной.
     Право, предоставляемое государством своим гражданам, быть теистом или быть атеистом и, будучи теистом, исповедовать ту или иную религию или не исповедовать никакой, называют «свободой совести». Если бы было научно доказано, что Бога нет или что какая-то религия является истинной, а остальные – ложными, то это право называли бы «свободой глупости»: глупо верить в то, что неправильно, даже если это разрешено.
     А поскольку ничего такого не доказано, остается пожелать как верующим в существование Бога, так и имеющим веру противоположного знака, уважать убеждения друг друга и судить человека не по вере его, а по делам его.

_______________
*А.М.Городницкий (р. 1933) – доктор геолого-минералогических наук, член Российской академии естественных наук. Один из основоположников авторской песни. Дважды Заслуженный деятель (науки и искусств) РФ.
**В.Л.Гинзбург (1916–2009) – физик-теоретик, академик РАН, лауреат Нобелевской премии.
***«Религия и наука, разум и вера», в журн. «Наука и жизнь» № 7, 2000 г.



2. О ЧУДЕСАХ

               О чем бы ни молился человек – он молится о чуде.
               Всякая молитва сводится на следующую: «Великий боже,
               сделай, чтобы дважды два не было четыре!»

                И. С. Тургенев

     Вот еще одна цитата из той же статьи академика Гинзбурга: «Будучи убежденным материалистом и атеистом, я уверен в прогрессе науки, ее безграничных возможностях. Однако могу понять тех, кто придерживается других взглядов и склонен верить в какие-то высшие силы, Мировой Разум и т. п. ... Что выше моего понимания, так это религиозная вера в чудеса ... ».
     О чудесах, в основном, тех, о которых повествует Библия, еще будет речь. Веру в то, что эти чудеса на самом деле происходили, действительно  понять трудно. Ведь всякое чудо является нарушением законов природы. Если предположить, что эти законы были установлены Богом при сотворении мира, то получается, что Бог позволяет себе нарушать свои собственные законы, подобно некоторым депутатам Государственной думы!
     Чтобы узнать законы природы ученые проводят эксперименты, но если возможны чудеса, т. е. нарушение по воле Бога законов природы, то результаты экспериментов могут искажаться и, следовательно, будут получаться неверные выводы. Другими словами, возможность чудес противоречит познаваемости окружающего нас реального мира. Однако не только ученые-атеисты, но и богословы утверждают, что мир познаваем. Действительно, не имея правильных знаний о законах природы, мы не могли бы иметь ни машин, ни самолетов, ни космических кораблей, ни телевизоров, ни телефонов, ни компьютеров, ни много чего другого.
     Вопрос о чудесах был впервые поднят вовсе не атеистами. В Библии рассказывается, например, как евреи под предводительством Иисуса Навина и с Божьей помощью* побеждали своих врагов, для полного разгрома которых им не хватало светового дня. И тогда случилось чудо: солнце остановилось и стояло на одном месте до тех пор, пока евреи не добили своих врагов. Однако Галилей**  построил первый телескоп, направил его в небо, увидел 4 луны у планеты Юпитер и убедился в правоте теории Коперника, согласно которой Солнце не могло остановиться, т. к. оно вообще не ходит вокруг Земли. При всем этом Галилей не утратил веры в Бога. «Наши противники называют ложным и еретическим все то, что они не могут опровергнуть, – писал он герцогине Лотарингской. – Эти ханжи делают себе щит из лицемерного религиозного рвения и унижают Священное писание, пользуясь им как орудием для достижения своих личных целей».
     За свои открытия Галилей был обвинен судом инквизиции в ереси и присужден к церковному покаянию (обвинение было снято папой Иоанном Павлом II*** в 1992 г.). Другим, однако, не так везло. Джордано Бруно, который не только отстаивал теорию Коперника, опровергающую ветхозаветные чудеса, но покусился и на «Новый завет», публично высказывая сомнения в чуде «непорочного зачатия», был сожжен в 1600 г. на площади Кампо Деи Фиори в Риме****. На той же площади ему в 1889 г. поставили памятник, не спросив у церкви, нравится ей это или нет. Памятник, между прочим, поставлен верующими в Бога людьми.
     В позднейшие времена костры в качестве богословских доводов стали не актуальны. Профессоров-богословов Д. Ф. Штрауса в Германии и Э. Ренана во Франции просто изгнали с кафедр за их книги с одинаковым названием «Жизнь Иисуса»*****, поскольку в них, в частности, евангельские чудеса представлялись как плод мифотворчества: утверждалось, что после смерти Иисуса Христа рассказы о нем сначала передавались из уст в уста и к тому времени, когда были зафиксированы письменно, обросли невероятными подробностями. Оба автора признавали существование Бога как источника природных законов, но не признавали чуда, потому что оно враждебно законам природы, а значит и воле Бога.
     Эти и другие книги названных авторов активно раскупались, были переведены на разные языки (в том числе на русский) и породили в свое время острую полемику.
     Подавляющее большинство верующих в Бога не читают Библию и не интересуются наукой. Их вера безгранична: они верят, что пророк Иона был проглочен китом, а потом невредимым вышел обратно; если священник сообщит, что Иона проглотил кита, они благочестиво поверят и этому. Что удивительно, так это то, что некоторые люди, по своей должности связанные с наукой, также, по-видимому, верят в чудеса. Например, администрации некоторых университетов в число мероприятий по посвящению первокурсников в студенты вставляет церковный молебен о подаче успехов в учении. Конечно, будет чудо, если Бог подаст успехи в учении ленивым или неспособным, но принявшим участие в этом молебне или, напротив, лишит успехов тех трудолюбивых и талантливых студентов, которые этот молебен проигнорируют. Вопрос в том, будет ли это справедливо? Автор, однако, может свидетельствовать, что за свою полувековую преподавательскую работу в вузах не сталкивался ни с одним из подобных чудес.
     Когда кто-нибудь умирает от болезни, врач обычно говорит родственникам, что нарушения в его организме несовместимы с жизнью и спасти больного могло только чудо. Почему бы Богу не совершить это чудо хотя бы в тех случаях, когда больной был «праведной» жизни, или когда это был безгрешный младенец, или когда верующие в Бога родственники усердно молились о его выздоровлении (т. е. молились о том, чтобы это чудо произошло)? После смерти больного родственники могли бы продолжать молиться уже не о выздоровлении, а о воскресении, но не делают этого, считая просьбу о таком чуде чрезмерной. Вот что, однако, написала по этому поводу наш выдающийся математик Софья Васильевна Кавалевская******:
     «Вряд ли найдется человек, который, не будучи сумасшедшим, стал бы молить Создателя нарушить ради него явным образом незыблемые законы природы, заставить, например, мертвого вернуться к жизни. Но я позволю себе спросить верующих людей, кто из них не молил Господа сделать ради него маленькое изменение в своих постановлениях, заставить, например, больного выздороветь. Маленькое чудо кажется нам несравненно более легким для выполнения, чем большое, и нужно действительно некоторое умственное усилие, чтобы признать обе эти просьбы совершенно однородными»*******.
    С. В. Ковалевская, дочь царского генерала, искренне верила в Бога, но, по-видимому, имела основательные сомнения по поводу таких библейских чудес, как, например, воскрешение Лазаря Иисусом, если считала подобное явление «нарушением незыблемых законов природы», о котором просить Бога может только сумасшедший.

_______________
*Как утверждает Библия, Бог поражал с неба врагов евреев камнями и этим нанес им бOльший урон, чем все еврейские воины вместе взятые.
**Галилео Галилей (1564–1642) – выдающийся итальянский ученый, физик, механик и астроном, один из основоположников точного естествознания.
***Св. Иоанн Павел II (до интронизации Кароль Юзеф Войтыла, 1920–2005) – римский папа (с 1978 г.), поэт и драматург. По национальности поляк. Будучи папой принёс покаяние от лица католической церкви за преступления инквизиции. «Назначил» покровителем Интернета св. Исидора Севильского. Канонизирован католической церковью в 2014 г.
****Джордано Бруно (1548–1600) – итальянский философ и поэт. Высказал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями. Например, он первым понял, что Солнце является ближайшей к Земле звездой.  Кампо Деи Фиори (итальянск.) – «поле цветов».
*****Давид Фридрих Штраус (1808–74) – немецкий теолог. Его книга «Жизнь Иисуса» вышла в 1835 г. Эрнест Ренан (1823–92) – французский писатель, историк религии, иностр. чл.-корр. Петербургской АН (1860), член французской АН (1879). Его «Жизнь Иисуса» вышла в 1863 г.
******С. В. Ковалевская (1850–1891) – математик, доктор философии, проф. Стокгольмского ун-та, иностр. член-корр. Петербургской АН.
*******С. Ковалевская. Воспоминания и письма. – М.,1961.


3. О РЕЛИГИЯХ

            Наши земные перегородки до неба не доходят.

                Платон, митрополит Киевский (ум. в 1891 г.)
                о православных и католиках.

      Когда какое-нибудь племя или народ решал, что их предки созданы богом или богами, т. е. могущественными существами, имеющими, по-видимому, неограниченные возможности, люди считали необходимым благодарить этих богов за собственное существование. Они, конечно, понимали, что бог или боги создавали их исключительно ради собственного удовольствия, но тем не менее выражали благодарность, надеясь снискать благосклонность божества, помощь в охоте и выращивании хорошего урожая, содействие в размножении домашнего скота, да и в своем собственном тоже. Люди запоминали обращенные к богу или богам слова и жесты, при которых была наиболее удачная охота или наиболее урожайный год, и с помощью тех же слов и жестов пытались эту удачу повторить. Так появлялись ритуалы, т. е. методы общения с богами, которые постепенно настолько усложнялись, что для общения с богом потребовались специальные люди: жрецы, волхвы, пророки, священники, а затем и специальные здания – храмы. Словом, появились религии.
      Оставляя в стороне вопросы, существования Бога, истинности той или иной религии, мы можем отметить одну существенную особенность всех без исключения религий: приверженцы каждой религии считают, что только они имеют истинную веру, а всех, исповедующих другую религию (или не исповедующих никакой), считают неполноценными, с которыми можно поступать как угодно. Предполагалось даже, что иноверцев для внушения им истинной веры вполне возможно и даже нужно убивать (и теперь немало таких, кто по-прежнему так считает, но их называют экстремистами). Вот, что писал в XII веке известный раввин и врач Моше бен Маймон.
      «Убивая сына израилева, человек нарушает заповедь, ибо в священном писании сказано «не убий». Если кто совершает убийство преднамеренно и в присутствии свидетелей, его нужно казнить мечом. Не требует пояснения, что убивший язычника  НЕ  должен быть казнен».
      В какой-то исторический период религия играла важную роль для цементирования наций. Вспомним для примера историю русского народа, который на пути своего становления должен был преодолеть и татаро-монгольское иго, и бесконечные междоусобицы князей, не боявшихся никого, кроме Бога, а значит, мирить их и направлять их деятельность на общее благо могла только церковь. Любой народ, чтобы обеспечить себе место под солнцем, должен был когда-то воевать с другими народами и немалую роль играло осознание того, что его истинный бог поможет победить противника, у которого бог не настоящий, ложный.
      Но и когда образование наций завершилось, священнослужители, имея ввиду не всегда общественный, но часто корпоративный интерес, по-прежнему продолжали внушать каждый своему народу исключительность его религии и неполноценность приверженцев всех иных религий. Главная заповедь Бога «не убий», присутствующая и в иудейской, и в христианской, и в исламской религиях, по-прежнему не распространялась на людей иной веры. В результате сравнительно за небольшой по историческим меркам промежуток времени убиты миллионы людей. Вот лишь некоторые примеры.
      1) В крестовых походах погублены многие десятки тысяч людей. Захватив Иерусалим в 1099 г., крестоносцы устроили такую бойню на его узких улочках, что, по словам летописцев, потоки пролитой крови доставали до конских уздечек. Опустошение целых территорий Ближнего Востока, а в особенности резня, устроенная после захвата Иерусалима, обусловили многовековую конфронтацию католического Запада с мусульманским Востоком.
      2) В ночь с 23 на 24 августа (день св. Варфоломея) 1572 г. католиками было убито 2000 гугенотов (французских протестантов) в Париже и до 30 тысяч в других городах Франции.
      3) В конце XIX и начале XX вв. турками было уничтожено до 1,5 миллионов армян (около 300 тысяч армян смогло перебежать в Россию из тех областей Турции, в которых армяне жили с незапамятных времен). В это же время турки уничтожили на своей территории практически все неисламское население (греков, ассирийцев и др.)
      4) После еврейского погрома в Белостоке 15.06.1906, спровоцированного царскими жандармами, корреспондент «Биржевой газеты», приехавший туда и потрясенный тем, что ему довелось там увидеть, писал: «Лица убитых были изуродованы до такой степени, что в них не осталось ничего человеческого. Тело учителя Апштейна лежало на траве со связанными руками. В лицо и глаза его были вбиты трехдюймовые гвозди. Умертвив его таким способом, погромщики ворвались в его дом и перебили всю его семью — семь человек... Рядом с Апштейном лежал труп десятилетнего ребенка, которому топором отрубили ногу. Тут же лежали жертвы из дома Шляхтера, куда, согласно показаниям свидетелей, вломились солдаты, которые, ограбив дом, убили жену Шляхтера, его сына и дочь соседей, а ему самому и его двум дочерям нанесли тяжелые ранения... Солдаты ворвались в набитую людьми квартиру братьев Лапидус и приказали христианам отойти от евреев. Студент-христианин по фамилии Дикарь попробовал протестовать и был тут же убит. Затем всех евреев перестреляли...». Люди, которые это делали, называли себя православными христианами. Были и другие погромы, по поводу которых православная церковь не высказала никакого осуждения. Как, впрочем, и царь Николай Романов, канонизированный ныне православной церковью.
      5) В 1-ю Мировую войну вступили государства, почти все имеющие в качестве государственной религии ту или иную ветвь христианства. В церквях разных стран совершались молебны за победу русского, немецкого, французского и т. д. оружия. В ту пору церковь имела значительное влияние и, если бы вместо этих заказанных правительствами молебнов во всех церквях провозглашали слова Ииуса Христа «возлюбите врагов ваших»*, верующие в Бога солдаты (таких в каждой стране было подавляющее большинство) отказались бы воевать, война бы не состоялась и сохранились бы более десяти миллионов жизней (и еще больше не оказались бы искалеченными). В связи с этим, кстати, можно усомнится, а точно ли христианскими являются церкви, называющие себя таковыми.
      6) Во время раздела Индии (1947 г.) в религиозной борьбе между индуистами и мусульманами погибло более миллиона человек, а еще 15 миллионов остались бездомными. Жертвы от палачей не отличались ничем, кроме ярлыка религиозной принадлежности.
      В последнее время, когда образование наций завершилось, границы установились, сферы влияния (а значит, и источники доходов) различных церквей определились, иерархи всех церквей стали прогрессивными: они осуждают «подвиги» ирландских католиков и исламских фундаменталистов, встречаются друг с другом (а в былые времена проклинали друг друга и предавали анафеме) и провозглашают (вопреки Ветхому завету, между прочим), что вера не должна разделять людей, что народы независимо от их вероисповедания должны уважать друг друга и жить в мире.
     Но плевелы, которые посеял между пшеницами не дьявол**, но всевозможные «священные писания», проповедующие крайнюю религиозную нетерпимость, продолжают всходить. Вот выдержка из иудейской Торы, вошедшая в неизменном виде и в христианский Ветхий завет и в исламский Коран:
     «Если услышишь о каком-либо из городов твоих, которые Господь, Бог твой, даёт тебе для жительства, что появились в нём нечестивые люди из среды тебя и соблазнили жителей города их, говоря: "пойдём и будем служить богам иным, которых вы не знали", – то … порази жителей того города остриём меча, предай заклятию его и всё, что в нём, и скот его порази остриём меча; всю же добычу его собери на средину площади его и сожги огнём город и всю добычу его во всесожжение Господу, Богу твоему, и да будет он вечно в развалинах, не должно никогда вновь созидать его …» (Ветхий завет, Второзаконие, 13:12-16).
     В результате имеем не прекращающиеся арабо-израильские конфликты, исламский фундаментализм, шахидок, во имя Аллаха подрывающих себя в автобусе и на вокзале (в России в 2013 г.), захват заложников, в результате чего гибнут ни в чем не повинные люди, в том числе и дети, атака террористов-смертников Аль-Каиды на Всемирный торговый центр (в США, 11.09.2001), в результате которой погибло почти 3000 человек и ранено более 6000, противостояние католиков и протестантов в Ирландии, захватившее даже детей (благодаря раздельным школам для католиков и протестантов) и многое другое.
     Делаем вывод. Вера людей в Бога, в Высшее существо, в бессмертие души или в перевоплощение душ, как и отказ от какой-либо веры – дело сугубо личное, интимное для каждого человека и в таком качестве никому и ничему не мешает (например, не мешает жить людям другой веры). Религии же имеют большую вину перед человечеством: они РАЗДЕЛЯЮТ ЛЮДЕЙ.
      В заключение несколько моих прогнозов (некоторые из которых, возможно неоправданно оптимистичны, но, во всяком случае, никакие из них не обязательны для читателя).
      1) Пока будет существовать люди на Земле, одни из них будут верить в Бога (в Высший разум), другие же – в то, что Бога не существует. Причины этого изложены в 1-м разделе.
      2) Верующие в Бога евреи перестанут считать себя любимчиками Бога (избранными Богом)***, а верующие христианских конфессий прекратят глупые обвинения нынешних евреев в христоубийстве****.
      3) Верующие в Бога не будут считать, что верующие других конфессий неправильно молятся, исполняют не надлежащие обряды и т. п., поскольку поймут, что все богослужебные ритуалы есть чисто национальное творчество, они не предписаны Богом, а созданы самими народами, зачастую проявившими при этом поразительное воображение и немалые поэтические таланты. Они станут думать, что Богу одинаково нравятся и многоголосное хоровое пение в православных храмах, и органная музыка в католических соборах и что Бога, по-видимому, одинаково устраивает и обрезание евреев и мусульман, и обряд крещения у христиан*****.
      4) Все без исключения государства будут светскими, т. е никакую религию не будут объявлять государственной, потому что только в этом случае представители других вероисповеданий и атеисты не окажутся ограниченными в правах неполноценными людьми, а недобросовестные политики не смогут стравливать верующих разных конфессий для достижения своих корыстных целей******.
      5) И сделается то, о чем сказал А. С. Пушкин в своем стихотворении о Мицкевиче:

                Он говорил о временах грядущих,
                Когда народы, распри позабыв,
                В великую семью соединятся.

______________
*Проповедь Иисуса Христа в Евангелии от Матфея, 5:44.
**«Я сеял доброе семя, но пришел враг мой и посеял между пшеницами плевел» (см. Еванг. от Матфея, 13:24–30, 36–43).
***Заметим, что евреи признаком избранности всегда считали плодовитость народа, но по этому признаку избранным Богом народом нужно бы считать китайцев (1,3 миллиарда).
****Уже теперь некоторые христиане даже Иуду не считают предателем, но говорят, что он действовал по приказу Христа, осуществляя, таким образом, волю Бога.
*****Патриарх Никон совершил большое зло, подгоняя русскую церковь под греческие образцы. Сложившаяся в стране традиция была не хуже и не лучше греческой, но он резал по живому, проявив нехристианскую жестокость: протопоп Аввакум и некоторые другие «раскольники» сожжены заживо, боярыня Морозова, увековеченная на полотне В. И. Сурикова, подверглась пыткам.
******В России по закону церковь отделена от государства, но закон нарушается: РПЦ имеет льготы и преимущества по сравнению с другими конфессиями, на государственном телевидении православные священники читают проповеди, они же появились и в армии, православные праздники становятся государственными. РПЦ сращивается с государством и итогом может оказаться распад Российской Федерации по религиозному признаку.


4. РЕЛИГИЯ И НАУКА

          Религия должна уничтожить науку, ибо наука – враг религии.
               Папа Павел II (Пьетро Барбо, XV в.)

          Вера и наука – это как бы два крыла, на которых человеческий дух
     возносится к созерцанию истины.
               Папа Иоанн Павел II (Кароль Юзеф Войтыла, XX в.)

     Как уже было сказано, религия – это не только вера в существование бога или богов. Каждая религия требует еще и безусловной веры в те сведения, которые имеет данная религия о том, как ее бог или боги создавали вселенную, растения, животных и людей, об устройстве мира, установленных ее богом законах природы, о ритуалах (правилах общения людей с богом или богами), о том, что божество запрещает людям, а что разрешает или даже предписывает. Эти сведения, частью являющиеся преданиями данного народа, а частью просто изобретенные священнослужителями, в какой-то момент фиксируются в священных писаниях данной религии и становятся догмами, не подлежащими какой-либо критике, поскольку объявляются божественным откровением. Они вполне соответствуют тому, что знали или думали люди о природе и богах в то время, когда эти писания создавались.
     Однако проходит время и люди узнают что-то новое о природе, в том числе и то, что идет вразрез с религиозными догмами, и тогда некоторые религии отмирают (в существование Зевса и Одина не верит теперь никто), а некоторые начинают борьбу с зарождающейся наукой. О средствах этой борьбы можно судить по тому, что было рассказано о Галилее и Джордано Бруно, но это только два эпизода из бесчисленного множества других. Проходит еще несколько столетий и достижения науки становятся настолько убедительными и неоспоримыми, что догмы, от которых религия не может отказаться, но которые противоречат научным открытиям, приходится истолковывать как иносказания, которые при их «правильном» понимании не только не противоречат науке, но, наоборот, должны некоторым образом способствовать более глубокому познанию истины. Этими истолкованиями богословы занимаются и по сей день.
     Так, Тора, первая часть священного писания иудейской религии, утверждает, что Бог создал весь мир, животных и человека за 6 дней, а на седьмой день отдыхал. (Седьмой день у евреев был субботой и в этот день Тора запрещает иудеям* делать какую-либо работу.) Что касается устройства мироздания, то Тора утверждает, например, что небо представляет собою твердь, на которой Бог поместил часть мировых вод, солнце, луну и звезды. В тверди имеются отверстия, закрытые заслонками. Когда нужно послать на землю дождь, ангелы некоторые из этих заслонок открывают, а когда Богу потребовалось устроить всемирный потоп, были напрочь открыты все небесные отверстия**. Все сведения, содержащиеся в Торе, иудеи то сих пор считают непреложной истиной, поскольку эти сведения, как утверждает та же Тора, сообщены самим Богом пророку Моисею на горе Синай.
     Всё иудейское священное писание вместе с его сведениями о сотворении и устройстве мира стало под именем Ветхого завета частью христианской Библии, и Христианская церковь с момента своего укрепления и до Ренессанса включительно преследовала ученых отнюдь не в духе христианского смирения, но в духе ненависти и непримиримости к инакомыслящим, утверждаемому именно Ветхим заветом. И лишь в ХХ-м веке папа Иоанн Павел II, реабилитировав Галилея и принеся покаяние за преступления инквизиции, объявил, что наука и религия должны некоторым образом сотрудничать***. И богословы всех христианских церквей активно взялись истолковывать Писание, стараясь согласовать свои толкования с достижениями науки.
     В качестве примера приводим выдержки из сочинения протоирея Глеба Каледы «Библия и наука о сотворении мира»:
     «Для богословия единственным критерием возраста мира являются библейские тексты. В приведенных текстах книги Бытия создание мира описывается по определенным этапам, названным “днями”. Понимать под ними наши привычные астрономические сутки, связанные с вращением Земли вокруг своей оси, нельзя, так как до четвертого “дня” не существовало Солнца и, следовательно, не было смены дня и ночи».
     Короче говоря, 6 дней творения надо иносказательно толковать как 4,5 миллиарда лет, тогда никакого противоречия религии с наукой не усматривается.
     Рассматривая, например, «пятый день творения», когда по Ветхому завету были сотворены пресмыкающиеся, рыбы и птицы, Каледа (очевидно, очень образованный священник) довольно подробно и квалифицированно излагает сведения из геологии и палеонтологии о происхождении этих животных и делает вывод:
     «Таким образом, согласно библейской терминологии, девонский, каменноугольный, пермский период и значительная часть мезозойской эры могут быть названы днем пресмыкающихся и птиц».
     Попросту говоря, слово «день» в данном случае нужно иносказательно понимать как несколько сотен миллионов лет.
     Возникает вопрос, зачем Богу, который рассказывал Моисею о том, как он сотворил мир, нужно было говорить загадками. Почему прямо не рассказать безо всяких иносказаний, как все происходило на самом деле. Каледа отвечает и на этот вопрос:
     «…Современная развернутая форма изложения была бы практически бесцельной, так как в этом случае книга Бытия оставалась бы на протяжении тысячелетий непонятной».
     В отношении сведений из геологии и палеонтологии это, может быть, и так, но то, что пресмыкающиеся и птицы «творились» не один день, а многие миллионы лет, люди могли бы понять уже в те времена, когда счет состоял всего из двух слов – «один» и «много».
     Рассмотрим и то место из сочинения Каледы, где он разъясняет, как нужно иносказательно понимать библейский рассказ о сотворение человека. Когда автор это прочитал, то стал выяснять, не объявлен ли Каледа Православной церковью еретиком. Ничего подобного. Такие объяснения имеются и в учебниках для духовных академий****. Итак, цитируем:
     «Человек, созданный из праха земли, был "действующим животным существом подобно другим, живущим на земле, хотя и превосходствовал над всеми зверями, скотами и птицами". Они, как часть земли, то есть как из земли происходящие, могли даже послужить материалом для его создания. Поэтому нет ничего антихристианского во включении человека в один систематический ряд с другими животными, как это сделал Линней и как принято сейчас в биологии, – это есть констатация одной из сторон человеческого естества. Нет ничего антирелигиозного в гипотезах происхождения человека от обезьяноподобного существа; для христианина подтверждение этих гипотез лишь раскрывает то, как создавался человек в биологическом процессе своего становления».
     Если бы Каледа жил во времена Джордано Бруно, то его за такое толкование, скорее всего, постигла бы та же участь, что и упомянутого ученого. В те времена (XVI в.) сожжение на костре в нашей стране тоже практиковалось, хотя и реже, чем на западе.
     О сотворении женщины Библия высказывает две противоречащие друг другу версии. Первая рассказывает о 6-м дне творения так: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие, 1:27). Во второй главе книги Бытия совсем другая версия: Бог творит Адама, затем животных, а в последний день творит лишь одну Еву, причем из ребра Адама. Каледа безоговорочно принимает первую версию и полностью игнорирует вторую. И это понятно, поскольку для толкования ему необходимо, чтобы животный мир появился раньше как мужчины, так и женщины, а сотворение Евы из ребра, по-видимому, нельзя никаким толкованием примирить с наукой.
     Многие склонные к размышлению христиане, давно поняли, что древние евреи, написавшие Тору, на самом деле толком ничего не знали о том, как Бог создавал мир, а также и то, что этого вообще никто не может знать, но основной массе верующих, которые наукой не интересуются и Библию тоже не читают, священники по-прежнему внушают в своих проповедях, что Бог создал мир за 6 (обычных) дней, Адама – непосредственно (а не через животный мир) из праха земного, а Еву – из ребра Адама. Никакая религия не может окончательно отказаться ни от одной своей догмы, это грозит сомнением относительно остальных ее положений, а значит, возможным отпадением адептов, а то и вовсе потерей ими веры. Таким образом, получаем, что любая религия до сих пор представляет в ложном свете происхождение человека и вселенной. (И не только это.)

_____________
*В древности слово «иудей» означало принадлежность к еврейскому племени («колену»), родоначальником которого по преданию был Иуда, правнук Авраама. В современном русском языке слово «иудей» используется для обозначения вероисповедания человека, а слово «еврей» – для указания национальности.
**«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей» (Бытие, 7:11,12). Теперь христианская церковь утверждает, что «окна небесные» – это просто образ, как и «твердь» небесная.
***В энциклике «Fides et ratio» (Вера и разум). Опубликована 15 октября 1998 г.
****См., например, «Лекции по Ветхому завету» протоиерея Николая Соколова.


 5. ХРИСТИАНСТВО И «ВЕТХИЙ ЗАВЕТ»

          Бог свиреп в Ветхом завете и обаятелен в Новом.
                Марк Твен

     Ветхий завет, составляющий три четверти христианской Библии, является иудейским священным писанием, которое на иврите* носит название Танах. Последнее слово есть аббревиатура, составленная из трёх слов: Тора' (закон), Невии'м (пророки) и Ктуви'м (писания).
      Тора иначе называется Моисеевым пятикнижием, так как в ней утверждается, что эти пять книг были продиктованы Моисею Богом на горе Синай. Библеисты, однако, доказали, что Тора составлена из сочинений различных авторов, среди которых Моисей играл незначительную роль (если вообще играл). Протоирей Н. Соловьев пишет:
      «Когда впервые было высказано мнение, что не один Моисей писал эти книги, оно было встречено во многих кругах с некоторой враждебностью (это мягко сказано – Ю.К.): казалось, что посягать на авторство Моисея – все равно что посягать на авторитет самого пятикнижия, самого закона. Однако религиозное значение этих книг ни в коей мере не может быть поколеблено тем предположением, что их писал не один автор. Профессор Карташев говорит: “Ветхозаветная церковь отбирала и канонизировала книги … по их внутренней ценности, а не по славе авторских имен”»**.
      Мы видим, что в результате научной критики церковь сдала свои позиции, хотя продолжает утверждать, что Моисей если и не писал пятикнижие, то, по крайней мере, участвовал в его написании.
      Еще больше уязвимым для критики является утверждение о том, что Тора была сообщена Моисею самим Богом, т. к. тогда получается, что Бог сознательно вводил евреев в заблуждение, сообщая неверные сведения о мире, который он создал и о законах природы, которые он установил. Действительно в Торе, да и во всем Ветхом завете почти на любой странице обнаруживаем:
      А. Утверждения, противоречащие современным данным или выводам науки. Б. Утверждения, противоречащие другим утверждениям того же Ветхого завета. В. Утверждения, противоречащие утверждениям христианского Нового завета.
      Некоторые утверждения типа А (небесная «твердь», 6 дней творения) приведены в предыдущем разделе, вот еще примеры:
      а) Утверждается, что заяц жует жвачку, т. е. является жвачным животным, а змеи питаются «прахом земным» (Левит, 11:6 и Бытие, 3:14).
      б) Утверждается, что реки Тигр (в Торе Хиддекель) и Евфрат имеют общий исток (Бытие, 2:10–14). На самом деле истоки этих рек расположены в сотне километров друг от друга.
      в) Вполне серьезно утверждается что Давид, будущий царь Иудеи, победил в единоборстве великана более, чем трехметрового роста (6 локтей и пядь), доспехи и оружие которого составляло около 90 кг (5600 сиклей; 1-я книга Царств,11:1–11). Биологи еще в XIX в. установили, что такой рост должен был сделать гиганта слабым и совершенно небоеспособным, а в XX в. этот вывод был подтвержден практически: американец Роберт Уодлоу, рост которого достиг 272 см., в результате потери чувствительности ног вынужден был при ходьбе опираться на костыли.
      Примером типа Б является две противоречащих версии сотворения женщины, о чем говорилось в предыдущем разделе. Приведем еще один пример. Когда царя Саула возмущал злой дух, слуги посоветовали ему использовать хорошего музыканта и назвали таковым Давида, сына Иессея. Саул затребовал у Иессея сына, и вот Давид «взяв гусли, играл, – и отраднее и лучше становилось Саулу и дух злой отступал от него». Давид провел во дворце довольно много времени, всем понравился и царь сделал его своим оруженосцем (1-я книга Царств, 16:15–23). А далее, в 17-й главе, когда идет война, этот оруженосец благополучно пасет овец своего отца и лишь случайно, когда отец послал его проведать братьев, ввязывается в поединок с трехметровым Голиафом (1-я книга Царств, 17:15–23). При этом оказывается, что Саул понятия не имеет, кто такой Давид, и спрашивает начальника войска: «Чей сын этот юноша?», а тот тоже «не в курсе» (1 Царств, 17:55–58).
      Множество утверждений, противоречащих христианскому Новому завету (т. е. типа В), касаются описания личности Бога, ангелов и дьявола, рая и ада, ритуалов и многого другого. Остановимся здесь на личности Бога.
      Ветхозаветный Бог, если буквально читать еврейскую Тору, имеет подобно человеку тело и душу. Что касается тела, то это видно, например, из следующих стихов:
      «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» (Бытие 1:26).
      «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая» (Бытие 3:8).
      «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Бытие 3:21).
      «И потом сказал (Моисею – Ю.К.) Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исход, 33:20).
      «Я поставлю тебя в расселине скалы и покрою тебя рукою Моею, доколе не пройду; и когда сниму руку Мою, ты увидишь Меня сзади, а лице Моё не будет видимо» (Слова Бога Моисею в книге Исход, 33:22–23).
      О душе Бога читаем в книге Бытия (1:2): «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».
      Церковь любой христианской конфессии считает, что ветхозаветный еврейский Бог тождественен христианскому Богу Нового завета. И тем не менее утверждаются следующие три положения:
      а) Бог – чистый дух, не имеющий тела***.
      б) Бог состоит из трех ипостасей: Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух святой.
      в) Утверждения а) и б) прямо вытекают из текстов Ветхого завета, если правильно понимать иносказательный смысл этих текстов. Например, Дух Божий из приведенной выше цитаты есть не что иное как Бог-Дух святой, а Слово Божие – Иисус Христос.
      Однако иудеи не соглашаются с таким толкованием и логично предполагают, что если бы Бог был троичен, то прямо сообщил бы об этом Моисею на горе Синай наряду с другими сведениями о себе, так что евреи, избранный народ, знали бы об этом в первую очередь. Кстати, избранность евреев христианство не отвергает, хотя евреям от вошедшего в силу христианства доставалось довольно крепко****. Из «великих», верующих в Бога, но отвергавших божественность Иисуса Христа и догмат троичности, укажем на Исаака Ньютона и Льва Толстого, об этом подробнее скажем в одном из очерков.
      Самое важное, однако, – это не фактические расхождения Ветхого и Нового заветов, которые устраняются путем надлежащего толкования, а кардинальные расхождения Ветхого и Нового заветов в вопросах нравственности. Это признается христианскими богословами, однако с различными оговорками. Так, протоиерей Н. Соловьев в цитированном выше сочинении пишет: «В нравственном отношении, бесспорно, Новый завет выше Ветхого. Но не будем забывать ни на минуту, что как ветхозаветное учение, так и новозаветное несут на себе печать Богодухновенности».
      На самом деле с христианской точки зрения Ветхий завет просто аморален. Персонажи Ветхого завета, признанные христианской церковью пророками и святыми, совершают далеко не благочестивые поступки. Патриарх Авраам дважды продает свою жену, выдавая ее за сестру, выгоняет из дома малолетнего сына вместе с матерью безо всяких средств к существованию, готов зарезать из страха перед Богом другого сына. Его воспитанник и племянник Лот, спасенный за свое благочестие при разрушении Содома, сожительствует со своими дочерями. Царь Давид, забирает понравившуюся ему жену своего офицера, а самого офицера предает смерти. Победив в войне аммонитян царь Давид подвергает жителей их города чудовищным пыткам: «А народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры и бросил их в обжигательные печи. Так поступил он со всеми городами аммонитскими» (2-я книга Царств, 12:31). Соломон, сын Давида узурпирует власть после смерти отца и приказывает убить своего старшего брата, несмотря на то, что тот вполне смирился с потерей власти. Этот же Соломон имеет 700 жен и 300 наложниц, что противоречит не только морали христианской церкви, но даже морали ислама, разрешающего своим правоверным лишь четыре жены.
      Иисус Христос призывал в своих проповедях к милосердию, ненасилию. А ветхозаветный Бог не только поощряет зверства, подобные Давидовым, но прямо предписывает их. Вот его повеления еврейскому полководцу Иисусу Навину:
      «... В городах сих народов, которых Господь Бог твой даёт тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию...» (Второзаконие, 20:16);
      «убейте всех детей мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте;  а всех детей женского пола, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых для себя» (Числа, 31:17,18).
      Толкователи «Писания» в заметном смущении объясняют, что воинам предписывалось оставлять себе девочек, «не познавших мужеского ложа», чтобы воспитать из них рабынь, домашнюю прислугу, а не для какой другой цели, но ведь и мальчиков еврейские воины могли бы не убивать, а воспитывать из них рабов.
      Для древних евреев дети были не более, чем вид имущества, поэтому и своему Богу они приписывают невероятную жестокость и несправедливость по отношению к детям. Например, когда фараон не отпускал евреев из Египта, Бог «оштрафовал» египтян, умертвив всех детей-первенцев в египетских семьях. Население Древнего Египта оценивается историками в 6–8 млн человек. Предположим, что из них 4 млн были этнические египтяне и половина из них, т. е. 2 млн были в репродуктивном возрасте и имели семьи и детей. Получаем миллион семей и миллион первенцев, которых Бог безо всякой их вины якобы уничтожил за одну ночь. Тот ли это Бог, которого христиане называют милосердным? С детьми «избранного народа» Бог этого народа поступает не лучше. Например, когда озорные детишки, дразнили пророка Елисея, называя его «плешивым» (каковым он, вероятно, и был), разгневанный Елисей этих детей проклял, а Бог напустил на них медведицу, растерзавшую 42 ребенка (4 кн. Царств, 2:23–24). Мог ли так рассердиться на детей Иисус Христос? По сообщению евангелистов детей он любил, не говоря уже о том, что был противником всякого насилия. Если предположить, что стали бы дразнить его, он, наверное, сначала посмеялся бы вместе с детишками, а потом ласково объяснил, что плешивость от Бога и дразнить по этой причине нехорошо.
      Уже ко времени Иисуса Христа образованные иудеи находились под влиянием философии Платона и стоиков и их несомненно коробили многие эпизоды Ветхого завета. Это, прежде всего, касается евреев очень многочисленной александрийской диаспоры, где нравственно сомнительные или вовсе безнравственные эпизоды философы стали рассматривать как аллегории, имевшие некий высший мистический смысл. Крупнейшим представителем аллегорического толкования Ветхого завета был Филон Александрийский (~ 25 г. до н.э.– 50 г. н.э.). Разработанный им аллегорический метод толкования Библии оказал влияние на многих христианских религиозных философов. Это, в первую очередь, Климент Александрийский (150–215), почитаемый христианской церковью как учитель веры, Ориген (~ 185–254), которому, как ни странно, мы обязаны тем, что знаем имя подлинного отца Иисуса Христа*****, и затем многие другие. Но прежде всех в числе учеников александрийской философской школы нужно указать самого Иисуса, по-видимому, учившегося (в начале 20-х гг.) если не у самого Филона, то у одного из его учеников.

________________
*Слово «иврит» (название еврейского языка) как и «евреи» производят от имени Евер, которое по преданию носил почитаемый предок Авраама.
**Протоирей Николай Соловьев, «Лекции по Ветхому завету».
***«Бог – чистейший Дух. Бога никто никогда не видел, на Него даже ангелы не смеют взирать, и нельзя Бога понимать, будто это дедушка с бородой сидит на облаках и управляет миром. В такого языческого бога мы не веруем» (С. Лавров, «Яко с нами бог»).
****Весьма показательна молитва, сочиненная по этому поводу папой Иоанном XXIII: «Мы осознаем теперь, что много-много веков слепоты поразили наши очи, так что мы не созерцали красоты Тобою избранного народа и не узнавали в лицах их черт нашего брата-первенца. Мы осознаем, что чело наше заклеймено Каиновой печатью. Столетия пролежал Авель в крови и слезах, ибо забыли мы про любовь к Тебе. Прости нас за то, что своим прегрешением мы во второй раз распяли Тебя».
*****Подробно об этом будет рассказано в очерке «Отец Иисуса».



      6. ЛИТЕРАТУРА

     Здесь приводится список книг, использованных как во введении, так и в очерках. Очевидно, в дальнейшем этот список будет дополняться.

      а) Христианская
1. Библия: Книги священного писания Ветхого и Нового завета
2. С. Лавров. Яко с нами Бог
3. Священная история Ветхого и Нового завета, 1908
4. Лекции по Ветхому завету протоиерея Николая Соловьева
5. Евангелие детства от Фомы (апокриф)
6. Протоевангелие от Иакова (апокриф)
7. Прот. Александр Мень, Сын человеческий
8. Ю.В. Серебрякова. Четвероевангелие (для высших учебных заведений). Изд-во ПСТГУ,2013

      б) Историческая
1. Иосиф Флавий, Иудейская война
2. Иосиф Флавий, Иудейские древности
3. Гай Светоний Транквилл, Жизнь двенадцати цезарей
4. Айзек Азимов, Рим: От триумфа до краха империи
5. Айзек Азимов, Земля Ханаанская: родина иудаизма и христианства
6. Жан Делорм, Основные события древнего мира
7. Джеймс Тейбор, Династия Иисуса
8. С. Г. Лозинский, История папства
9. Филипп Дженкинс, Войны за Иисуса. Как церковь решала, во что верить

     в) Библеистика
1. Д. Ф. Штраус, Жизнь Иисуса
2. Э. Ренан, Жизнь Иисуса
3. Зенон Косидовский, Библейские сказания
4. Зенон Косидовский, Сказания евангелистов
5. Джеймс Джордж Фрэзер, Фольклор в Ветхом завете
6. Руслан Хазарзар, Сын человеческий
7. И. С. Свенцицкая, Раннее христианство, страницы истории.

     г) Художественная
1. Д. Л. Мордовцев, Ирод
2. М. А. Булгаков, Мастер и Маргарита
3. Антуанетта Мэй, Жена Пилата
4. Л. Фейхтвангер, Иудейская война

     д) Прочая
И. Ф. Полак. Время и календарь