Свобода

Елизавета Чуковенко
Лис был на грани: ещё чуть-чуть – и он стал бы биться головой о ствол дерева в отчаянии и бессильной злобе. Лапа, угодившая в капкан, застряла намертво. Было два пути – либо остаться и ждать позорной гибели от рук охотника, либо отгрызть лапу и ковылять на трёх оставшихся куда подальше. Что лис и пытался сделать последние пятнадцать минут.

На словах это, конечно, просто, но на деле совсем иначе.

Раздался шорох: из-под куста выполз упитанный ёж, держащий в зубах дохлую мышь. Он лениво окинул взглядом жертву охоты и выплюнул добычу.

- Шо? Никак?

Лис покосился на ежа и со вздохом ответил:

- Никак…

Ёж помолчал.

- Мож, помочь?
- Издеваешься?!
- Да ладно, не кипятись. Мышиное сердечко хошь? Специально тебе оставлю.
- Иди в болото со своим сердечком! – огрызнулся зверь, с тоской глядя на изуродованную лапу.
- Ну как хошь…  – равнодушно отозвался ёж и приступил к трапезе. Немного погодя он спросил:
- Дети есть?

Лис оторвался от лапы и выплюнул кровь:

- Нет у меня ни жены, ни детей. Чего привязался?
- Ну, тады помирать не страшно…  – протянул его собеседник.
- Заткнись, а! Тебе легко говорить – в любой момент отсюда уйти можешь!
- А мог бы и хвостом угодить…  – глубокомысленно изрёк ёж.
- Манал я этот хвост! Вали отсюда!
- Я тебе потроха всё же оставлю, – бурчал толстяк, удаляясь.  – Хоть помирать приятнее будет…
- Идиот. – процедил Лис. Лапа болела нестерпимо, да вдобавок послышались шаги. Человеческие шаги.

- Обана! Гляди, какой красавец!

Коренастый мужчина с двустволкой расплылся в улыбке. У его спутника оружия не было.

- Вот зачем в лес приходить надо! А не как ты – просто шататься.

Вдруг безоружный приблизился к капкану и наклонился к ощерившемуся лису. Тот готов был впиться во врага зубами из последних сил, но мужчина сделал неожиданное: освободил животное.

Даже охотник был поражён.

Человек без оружия, худой, невысокий, с тёмными кругами под глазами, выпрямился.

Лис щёлкнул зубами и потрусил прочь так скоро, насколько позволяла рана. Охотник вскинул ружьё, но его товарищ на удивление властно крикнул:

- Не смей!

Коренастый смачно выругался.

- Ушёл, гад! Ты что, белены объелся?! Видел, какой здоровый? А какой мех!

Худой же сказал негромко:

- Мне гипс с ноги позавчера сняли… А ты? Видел лапу его? Ты хоть представляешь, какая это упоительная свобода – просто ходить? Когда ничего не мешает, не сковывает?
- Да он уже не сможет нормально ходить, придурок! А ты меня… сам не понимаешь, чего лишил! Я выслеживал! Я ставил капкан! Я в утку летящую с лёгкостью попадаю! И я вправе это делать, я свободный человек!
- Может, ты и в меня тогда выстрелишь? Раз я нарушил твою свободу? – холодно осведомился безоружный. И, чуть прихрамывая, отправился восвояси. Охотник же, изрыгая ругательства, нагнулся к капкану.


2016, июль