Молитва и дети

Лариса Калюжная
МОЛИТВА И ДЕТИ (отрывок из книги "Бабушка, а почему?")

...Еще одна сторона жизни православной семьи - молитва. Если в семье есть дети, то особую значимость приобретает общая молитва.
В одном знакомом православном доме, где мне приходится иногда бывать, и где есть маленький ребенок, я с удивлением отметила отсутствие молитвы перед едой и после еды. Икон на кухне нет, хотя в других комнатах они есть. Степень воцерковления членов этой семьи, конечно, разная, но и противиться такой молитве в доме некому. Осторожный разговор на эту тему и мои наблюдения привели меня к выводу, что взрослые просто не понимают и не задумываются над тем, какое значение имеет общая семейная молитва в жизни ребенка.
Чтобы молитва органично, без принуждения вошла в жизнь детей, они с малых лет должны видеть молящимися отца и мать, с молитвы должна начинаться и ею заканчиваться общая трапеза в семье, на коротенькие правила утром и перед сном тоже можно собраться всей семьей или хотя бы частью ее, в детской. Когда однажды мы такой частью – я и внуки – встали на вечернюю молитву, в комнату внезапно зашел мой не очень-то религиозный зять. Я запнулась: как он в своем доме отнесется к тому, что его сыновья молятся вместе с приходящей бабушкой? Похлопав глазами, он встал в общий ряд и вместе с нами вдохновенно спел «Отче наш»!
Если в доме есть ежедневная молитва, то к шести - семи годам дети без всякого специального заучивания будут знать 10 - 15 молитв. Молитва станет частью их жизни, потребностью. Как-то у себя в квартире я засуетилась и села за еду, забыв про молитву. Тут раздался возмущенный вопль моего внука, ему тогда было 2,5 года: "Молиться! Молиться надо, бабуска, молиться!"
На всю жизнь врезаются в память человека зрительные образы детства. У Пушкина есть чудесное воспоминание детских лет о молитве няни:

Ах, умолчу ль о нянюшке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой усмиря,
Тихонечко перекрестит меня…
А. С. Пушкин "Сон"