Крестный ход Бессмертных на Родительскую Субботу

Локсий Ганглери
Однажды святитель Феодосий Черниговский явился в видении одному иеромонаху, сидевшему у его святых мощей. Явился - и попросил молиться за его родителей, иерея Никиту и рабу Божию Марию.
Пораженный инок вопрошал уже прославленного в чине святых архиепископа: "Как ты, святителю - ТЫ, предстоящий пред Небесным Престолом - можешь просить МОИХ молитв?!" 

..."Да!" - ответил иноку святой, - "Приношения на Литургии сильнее моих молитв."

PS. 70-летие великой Победы наш народ ознаменовал маршем Полка Бессмертных. Эта беспрецедентная идея - а вернее сказать, прекрасный образ и возвышенный символ (в самом исконном смысле этих слов) поведет нас, с Божией помощью, к новым победам!

А у меня, вдохновленного преданием о свт. Феодосии Черниговском и возвышенной трансляции шествия Бессмертного Полка, родился образ Бессмертного Крестного хода. Когда мы обходим, в благоговейном - даже молитвенном - молчании наши храмы, с нами вместе идут наши предки, овцы этой же паствы, которые когда-то, возможно, шли со свечами, хоругвями или иконами вокруг этой же церкви, или у стен другого православного храма за тысячи верст отсюда! кто-то несказанно ощущал их присутствие, а кто-то, быть может, даже и зрел (*)...

(*) Был реальный случай в церкви св. прав. Александра Невского (у нас, в Тбилиси, рядом со ст. метро Марджанишвили). Привожу целиком: случай этот не только велик и прекрасен, но имеет реальное отношение к нашей теме.

...Однажды, как это часто бывало, пастырь этой церкви (схимандрит Виталий (Сидоренко), один из прославленных Глинских старцев) и отец Андроник (Лукаш) всю ночь совершали проскомидию: записок, присланных православными, было очень много. «В храме никого не было, кроме отца Виталия и отца Андроника, но был один сторож, дядя Иван: он просыпается посреди ночи, встает и видит, что храм полон народу: яблоку негде упасть, столько людей. И думает: “Как же я прозевал? И мало, что проспал, а кто им дверь-то открыл?”

И вот, стоит он, в полной растерянности, слышит пение, люди в храме; зажжены свечи, лампадки… и он вдруг видит, что на проскомидии стоят отец Виталий и отец Андроник. Он бегом к ним и говорит: “Отец Андроник, простите меня, благословите, столько народу, а я, окаянный, только проснулся. Ведь проспал всё”. Отец Андроник говорит: “Иван, не волнуйся, еще только половина четвертого, ты еще можешь выспаться”. – “А откуда эти люди?”

Он ничего не ответил: это храм был наполнен душами тех людей, которых они поминали. Они как живые и как присутствовавшие физически стояли. Этот простой человек был удостоен этого видения, чтобы знать, что такое поминать в церкви человека»

[Это - рассказ архимандрита Адама (Ахаладзе). (цит. по Воспоминания. Видеозапись из кинофильма «Глинская пустынь в изгнании». Телекомпания «Сретение», 2013].