Мэтр Русской живописи

Плайта
Бывая на Арбате и проходя мимо, находящейся там, картинной галереи Василия Нестеренко, у меня никогда не возникало желание зайти туда. Я не знала этого художника, картин его не видела, удивляло, как смог наш современник добиться того, что у него есть персональная картинная галерея? Как ему это удалось? За какие заслуги?  Уж не за те же, что и художник Бродский, имя которого долгое время носила одна из улиц Ленинграда? Да не какая-нибудь, а та, что ведёт от Невского проспекта к Русскому музею. 
Слышала мнение некоторых, что Нестеренко «близок ко двору» и картины его украшают Кремль и другие помещения «важных и высоких» чиновников. Ясное дело, думала я, знаем по Шилову и Церетели, кого любят в верхах и кому предоставляют возможность иметь свою галерею.

Возможно, я бы и не проявила интерес к этому художнику не попадись мне на глаза фотография, где запечатлён старый моряк на фоне картины со своим изображением.   Фотография удивила и заинтересовала.  Редко встречаются картины о войне, где персонажем является не выдуманный, а настоящий Герой. Быстро удалось узнать, моряк с фотографии это Юрий Александрович Фомичёв, участник войны, ушедший на фронт летом 1941 года  и провоевавший морским пехотинцем до Победы.  Благодаря своему высокому росту, юноше удалось уговорить военного комиссара взять его в Армию в 16 лет.

Быстро я нашла и репродукцию самой картины.  Она называется «Непокорённый» Стройный по-юношески старый моряк в бушлате и бескозырке стоит со сжатыми в решительности кулаками на берегу океана. Ветром распахнутые полы бушлата обнажают грудь моряка, всю в боевых наградах.   
Этот фронтовик, прошедший войну от  начала и до конца не покорён и сегодняшним днём. Он родился, жил и сражался за свою Родину и новые обстоятельства не покорили его. А ведь было всё. Как и многие ветераны-фронтовики, наверное, ощущал недостаток внимания и нехватку денег, особенно в 90-е годы, когда и без того крохотная пенсия задерживалась. Трудная старость выпала на долю наших фронтовиков. Хочется всё исправить, помочь, поблагодарить их. Но… это уже невозможно.

Многие, как и Юрий Александрович Фомичёв, ушли непокорённые жизнью.

Кто же автор этой замечательной картины, сумевшей сказать своей работой такую правду и пробудить во мне столько чувств? 
А написал её художник, с которым я упорно не желала знакомиться.  Василий Игоревич Нестеренко.
Я не ставлю цель познакомить вас с работами этого удивительного и плодотворного художника, это вы сможете сделать и без меня, тем более, что в настоящее время в Центральном Манеже проходит персональная выставка его картин, уже третья выставка Художника в этом крупнейшем зале страны. Я только хочу сказать, что открыла для себя новое имя и поняла, что ни с какими Шиловыми и Глазуновыми он не сравним.

Я вообще предпочитаю картины  художников реалистической школы, каким и является Василий Нестеренко. Очень нравятся его работы и даже не могу сказать какая его тема больше трогает душу. В них много смысла, чувства любви и трепета ко всему нашему, наша история, наши храмы, наши просторы, наши лица и всё то, что дорого русскому человеку.   

В одном из интервью, Художник сказал о себе: «Я очень люблю в своей работе разнообразие. Есть художники, которые всю жизнь пишут натюрморты. И все. Мне кажется это немного скучным. Или все время – обнаженная натура. Одна выставка, вторая, третья – и везде обнаженные. Красиво, конечно, но хочется и одетого человека на картине, наконец, увидеть. Пусть все будет разное, главное – чтобы в любой картине был ты, твой стиль. Разнообразь творчество, не изменяя себе. Но многообразие интересов не должно быть сопряжено с желанием подстроиться на потребу времени: сладенько, гламурненько, иначе не оценят…»


Выставка в Манеже носит название «Наша слава – Русская Держава!» Основа выставки – исторические произведения, посвященные ключевым моментам российской истории. «Избавление от Смуты», «Гибель нашествия», «Москва встречает героев Полтавы», «Отстоим Севастополь!», «Триумф Российского флота», «Мы – русские, с нами Бог!» — сами названия его монументальных исторических полотен говорят за себя. Да и вообще, тема истории в работах Художника занимает ведущее место.
Вот, что я нашла в отзывах о Выставке: «Для Василия Нестеренко обращение к прошлому – это прежде всего возможность говорить языком истории о проблемах современности. Например, картина «Отстоим Севастополь!» посвящена Крымской войне середины XIX века, но для всех очевидно, что это призыв к современникам. Полотно стало одним из символов героизма русского народа, предвосхитив возвращение Крыма в Россию»


 Большую известность Художник получил и благодаря росписи храмов. Именно он воссоздал колоссальную роспись Храма Христа Спасителя, расписывал и другие Храмы в России и за рубежом.   
Среди работ Василия Нестеренко много и уникальных натюрмортов.  Он придумал свой вид исторического натюрморта, куда помимо предметного плана часто входят элементы пейзажа, интерьера и, нередко, полу-фигуры людей.

А какие у него тонкие и нежные пейзажи! Вот где любовь к России проявляется у Художника! Выше я сказала, что не могу отдать предпочтение какому-то одному направлению его полотен, но, наверное, это не так.  Всё же больше других полотен мне нравятся именно пейзажи.  О росписях Храмов сказать ничего не могу, так как лично пока не видела и не знаю, какое впечатление они произведут на меня.  А мои знакомые, видевшие росписи потрясены: они светоносные, нет в них чёрного тона – всё свет сплошной!

Теперь я знаю, Василий Игоревич Нестеренко действительно является лидером современной живописи в России и заслуженно получил звание Народного художника России.  Его выставка в Центральном Манеже приурочена к 50-летию Художника и 35-летию его творческой деятельности.

Василий Нестеренко это гениальное явление в русском реализме.