1. Дебют Театра-Студии - Ради одной надежды

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКЕ: Иллюстрация к спектаклю из воспоминаний Клары и Владимира Штерн, опубликованных на их блоге.


Теперь о театре-студии Академгородка. О его начале было подробно написано мною в предыдущей книге в 1962 году.


Там было два спектакля – Юрий Постнов поставил композицию «Сибирь – земля героев», а Арнольд Пономаренко – спектакль «Великий день».

Но по-настоящему о театре-студии, режиссёре, артистах заговорили после спектакля «Ради одной надежды».

Любочка и Володя два раза в неделю ездили на репетиции в ДК «Юность». Любочка ездила с радостью. Возвращалась счастливая.

Там постепенно вокруг Арнольда Пономаренко формировался замечательный коллектив. Дружный, сплочённый. Они были влюблены в театр и верили своему режиссёру.

Весной 1963 года Арнольд Пономаренко поставил на сцене «Юности» яркий спектакль «Ради одной надежды» по пьесе Эммануэля Роблеса «Монсерра». Пьеса была переведена на 27 языков мира, но почему-то в Советском Союзе нигде не ставилась, Театр Арнольда Пономаренко первым поставил ее у нас в стране. Успех был налицо.

Несмотря на то, что декораций практически не было и на сцене не только не была воспроизведена обстановка того времени, но и вообще все было упрощено до примитива, игра артистов коллектива заставила об этом забыть. Я сидел, как зачарованный. По-моему, весь зал тоже. Режиссер и артисты нашли естественную реакцию в этот трагический момент для каждого персонажа, и каждый сыграл свою роль блестяще.

Любочка играла в спектакле роль матери. И как играла!

Ее героиня –мать – на секундочку вышла из дома, купить хлеба, а дома остался грудной ребенок. Один. И в этот момент ее арестовывают и берут заложницей. Она вместе с другими заложниками умоляет отпустить ее. У нее дома грудной ребенок.
Зал буквально замирает, когда мать произносит:

– Мои груди полны молока.

И зал начинает рыдать, когда ее ведут на расстрел, а мать произносит со всеми оттенками, на какие только способна душа матери:

– Нет, нет, нет, ... Эти НЕТ и сегодня стоят у меня в ушах.

Это было удивительно. Режиссер не был профессионалом, и артисты не учились актерскому мастерству, – и заставить рыдать зал!

Спустя много-много лет Любочка получила письмо от Юлии Вильевны Лихачевой, своей многолетней подруги. Вот ее письмо:

Любонька, родная моя!

Приближение красивой даты, отмечающей радость твоего присутствия на Земле («...все мы немного у Жизни в гостях...») для всех, кто тебя, прости, видел (первое мое «в;дение» незабываемо – около 40 лет тому назад на сцене Дома ученых – скорее в «Академии» [на самом деле, в ДК "Юность". –МК], когда внешняя твоя красота была пронзена твоим голосом – молнией сверкнувшей глубиной тысячелетий (!). А ты всего произнесла: «Груди мои полны молока...»), знал, встречал, требует степеней превосходных (это всего лишь грамматический термин – «превосходная степень» - но уже красиво!)

Как сказать о десятилетиях, которые отметила «души высокая свобода, что дружбою наречена» ?!

Молчу благодарно и благоговейно.

Арнольд был одновременно и режиссером, и актером. Он играл главную мужскую роль Искьердо, офицера, который и приказал взять первых попавшихся на улице людей заложниками, чтобы заставить революционера Монсерру, которого играл Леонид Шкутин, сказать, где скрывается Боливар.

Искьердо приказывал расстреливать заложников, одного за другим, – молодую девушку Елену, которую играла десятиклассница Лена Ширшова, актера (студент НГУ Владимир Штерн), купца (Сергей Кудрявцев), горшечника (студент НГУ Владимир Свиньин), Рикардо (инженер-электросетей Борис Ракитин), – а Монсерра видел, как уводят на казнь невинных людей.

Мы видели его душевные муки, и он чуть-чуть не дрогнул, но девушка, ценой собственной гибели, вовремя остановила его. Монсерра выдержал все эти душевные муки и так и не предал вождя революции Боливара.

Арнольд-актер, конечно, был бесподобен. Да и все актеры играли замечательно. Кроме уже названных, играли Геннадий Кайгородцев, Евгений Савин, Александр Чернобров, Владимир Федотов, Георгий Цыкин. Большой коллектив, но ни один не выпал из образа. Каждый обеспечил в полной мере достоверность происходящего на сцене. Спектакль прошел, что называется, на ура. Зал был полон и сопереживал.

Это был совершенно потрясающий спектакль. По самым высоким меркам. Был настоящий театр, без всяких скидок. И каждая роль была сыграна с мастерством.

О театре-студии сразу заговорили как об явлении в культурной жизни Академгородка, а об Арнольде Пономаренко как о талантливом режиссере. Так появился и сразу полюбился всем наш академгородковский театр – театр-студия Пономаренко.

Потом коллектив сыграл этот спектакль еще восемь раз, в т.ч. в ТЮЗе и даже в поселке Ярки.

Пресса спектакль заметила: появились положительные отклики.

В США по пьесе «Монсерра» в 1971 режиссером Дэвидом Фридкиным был сделан телевизионный фильм. В Советском Союзе спектакль по этой пьесе был поставлен в Народном театре города Николаева режиссером Николаем Трояновым только в 1998, причем этот спектакль считался в этом театре этапным. Я понимаю, почему, – он очень и очень непрост.

А я тогда, в 1963 году, наверное, впервые понял, какой огромный артистический потенциал скрыт в Любочке. Пойди она по этому пути – быть бы ей великой актрисой.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2018/06/30/485