Апостериори и Пейто - богиня убеждения - 2 из рифм

Лидия Кузьмина Сапогова
Апостериори и Пейто - богиня убеждения - 2 из рифмованного

1я публикация на Проза ру 2017 03 14



Если вы читаете текст повторно,
он может быть уже немного другим,
т.е. фрагментарно изменён и дополнен, найденные ошибки исправлены;
см.  дату "ближайшей редакции".

 
Далее – 2 рифмованные вещицы.


1   ПЕЙТО  - БОГИНЯ УБЕЖДЕНИЯ
(1й вариант)

2   АПОСТЕРИОРИ или Я ВИНОВАТА, ПРОСТИ

===========1


Лидия Кузьмина-Сапогова

ПЕЙТО  - БОГИНЯ УБЕЖДЕНИЯ
(1й вариант)


«Кто-то дуло наводит
На невинную грудь...

Кто-то злой и умелый,
Веселясь, наугад
Мечет острые стрелы
В воспалённый закат.
Слышно в буре мелодий
Повторение нот...»

Владимир Высоцкий «Оплавляются свечи»
1972



          Кто умами владеет,
Не всесилен ли тот?
Говорят, что Медею
Уломала Пейто.

Для корысти, забавы?
Непокорная дочь
На беду и бесславье
Оказалась - не прочь.

Сила слова во благо
И на гибель дана.
Что до будущих тягот,
Коль в крови белена?

За любимым Ясоном -
Царских прав лишена.
Для других - вне закона.
И ему - не жена.

Век за веком проходит.
Не руно? – всё равно.
В том ли – этом ли роде -
То же крутят кино.

На пороге решенья,
Чьим итогом – судьба,
Быть бы нам мудренее…
Да натура слаба.

Искушенью поддаться, 
Верить в счастье и фарт...
Отступается «рацио» 
И довлеет азарт.

Как же самонадеян
искуситель - питон…

Ты подумай, Медея!
Отвечать - не Пейто…

2017


Примечания автора

*Пейто (др.-греч. «убеждение») —
в древнегреческой мифологии богиня убеждения,
спутница Афродиты.

**Вернан видел в её божестве воплощение силы слов.

***Убедила Медею бросить родину.

****Эпиклеса Афродиты.


==========================================2


Лидия Кузьмина-Сапогова

АПОСТЕРИОРИ или Я ВИНОВАТА, ПРОСТИ

          (для И. – безнадежно)


Старая песня - «Мы выбираем».
Дальше известно: «не совпадает».
Вновь треугольно – слишком уж часто.
Не панацея – «просто участье».


Не по хотенью – да растревожишь,
Но не выходит «ятебятоже».
Чем утолить нам чужие печали?
Тем алгоритмам не «научали».


Юность, влюбленья, злая беспечность…
Я виновата. Время не лечит.
Нет беспощадней сам-трибунала.
Честное слово! не понимала!


Рвать ли продольно иль поперечно?
Боль сортирует профи заплечный -
А дилетанты множат страданья,
Не ощущая адовой грани.


Лишь семинары дидактика-рока
Кровью в дневник:
                "б е з о б р а з н а   ж е с т о к о с т ь".


К чёрту детали! Гиперприватно.
Чувством не рулят - вроде понятно.
Я не люблю. Не любила. Но, право,
Сердце чужое – не для потравы.


В море бутылка - это посланье.
Без адресата – мерою крайней.
Я нипочём не хотела бы встречи -
Даже заочно еле лепечешь…


Где ты, не знаю. Забыл? Хорошо бы,
Чтобы с тобой позабыли мы оба.


Просто пишу в никуда, безответно.
Я не любила… дело не в этом…
Если б вернуться в былую известность,
Мы всё равно не остались бы вместе.
Но по-другому я бы… тогда бы…
Непоправимо. Абы да кабы…


Эти мои безыскусные вирши
Не прочитаешь и не услышишь…


Вольно слагать бесполезные речи,
Жизнь на забаву поизувечив…
Не переставить памяти вехи,
Перебирая грехи и огрехи.


Эгоистично:
      кайся – простится?
Мне…?

   
Но тебе пусть воздастся сторицей
За пониманье, за незлобивость,
За…если помнишь, что получилось…


Счастье в забвеньи.
                Молю провиденье:
«Счастья - ему», преклоняя колени.


Знайте, иные - палимые горем:
Кто-то жалеет…апостериори.


            Ах, многословье - бич дочек Евы!
            Строчки единой хватило вполне бы.


Весь монолог – в три словечка вместить:


                "Я виновата. Прости".

2017


========================================

*Примечания автора

       Без эпиграфа пока,
но если бы -
то, конечно,


_из Есенина


«Плачет метель, как цыганская скрипка.
Милая девушка, злая улыбка»…


И

_Лопе де Вега


«Федерико
Всегда надменна красота.

Леонидо
Да, но жестокость некрасива».


И

_Борхеса («Everness»)


«Одной лишь только вещи нет - забвенья,
Господь, спася металл, хранит и шлаки,
И плевелы исчислены, и злаки,
Все времена -- и каждое мгновенье».


_Может, в прозе - из
 
"Грота кокеток" Кристиана Пино.
 
Подумаю.


========================================


Поскольку у читателей есть вопросы,
публикую отрывок из этой - малоизвестной (а зря)
сказки Кристиана Пино.
Её не сразу найдёшь.


«Жан-Мари задумался.
- Я готов поверить в колдовство. Но объясни мне, пожалуйста, во имя чего понадобилось колдунам или феям собрать в этом гроте пятьдесят или даже шестьдесят девушек?
- Нас здесь больше ста.
- Больше ста девушек, больше ста красавиц отрезано от мира только для того, чтобы здесь их кормили хлебом и молоком?
Розалинда ничего не ответила, но густая краска, залившая ее лицо, ясно говорила о том, что она хочет что-то скрыть.
В это время вступила в разговор Анриетта. Жан-Мари уже встречал ее раньше на танцах в соседней деревне. Эта блондинка, необыкновенная красавица, имела весьма незавидную репутацию. Ходили слухи, что из-за несчастной любви к ней повесился у себя в сарае молодой фермер Франсуа.
Таинственное исчезновение Анриетты положило конец пересудам и вернуло ей утраченное расположение односельчан.
- Розалинда, - сказала Анриетта, - зачем скрывать правду? Мы так долго гадали, за что нас судьба бросила сюда, что, пожалуй, можем ответить на этот вопрос.
Она повернулась к юноше:
- Здесь находятся только те девушки, которые были кокетками, только те девушки, которые думали, что красота может заменить им сердце. Я не знаю, как я попала сюда, но зато хорошо знаю, что после смерти Франсуа я заслуживала наказания. Все мы в свое время насмехались над робкими влюбленными, над чистыми и искренними сердцами. Мы смеялись над теми, кто нас любил, и мы справедливо наказаны».

Кристиан Пино «Грот кокеток»


===================


============================================= Дополнение – к тексту "ПЕЙТО  - БОГИНЯ УБЕЖДЕНИЯ" – когда его писала, вспоминала басню Крылова «Сочинитель и Разбойник».

На портале для пишущих
тема ответственности за (возможно?)
силу своего слова –
актуальнейшая.
"Слово не воробей;
что написано пером;
словом можно убить" и т.д.
;
 
Сочинитель и Разбойник
 
В жилище мрачное теней
На суд предстали пред судей
В один и тот же час: Грабитель
(Он по большим дорогам разбивал,
И в петлю, наконец, попал);
Другой был славою покрытый Сочинитель:
Он тонкий разливал в своих твореньях яд,
Вселял безверие, укоренял разврат,
Был, как Сирена, сладкогласен
И, как Сирена, был опасен.
В аду обряд судебный скор;
Нет проволочек бесполезных:
В минуту сделан приговор.
На страшных двух цепях железных
Повешены больших чугунных два котла:
В них виноватых рассадили,
Дров под Разбойника большой костёр взвалили;
Сама Мегера их зажгла
И развела такой ужасный пламень,
Что трескаться стал в сводах адских камень.
Суд к Сочинителю, казалось, был не строг;
Под ним сперва чуть тлелся огонёк;
Но там, чем далее, тем боле разгорался.
Вот веки протекли, огонь не унимался.
Уж под Разбойником давно костёр погас:
Под Сочинителем он злей с часу? на час.
Не видя облегченья,
Писатель, наконец, кричит среди мученья,
Что справедливости в богах нимало нет;
Что славой он наполнил свет
И ежели писал немножко вольно,
То слишком уж за то наказан больно;
Что он не думал быть Разбойника грешней.
Тут перед ним, во всей красе своей,
С шипящими между волос змеями,
С кровавыми в руках бичами,
Из адских трёх сестёр явилася одна.
«Несчастный! – говорит она, –
Ты ль Провидению пеняешь?
И ты ль с Разбойником себя равняешь?
Перед твоей ничто его вина.
По лютости своей и злости,
Он вреден был,
Пока лишь жил;
А ты… уже твои давно истлели кости,
А солнце разу не взойдет,
Чтоб новых от тебя не осветило бед.
Твоих творений яд не только не слабеет,
Но, разливаяся, век от веку лютеет.
Смотри (тут свет ему узреть она дала),
Смотри на злые все дела
И на несчастия, которых ты виною!
Вон дети, стыд своих семей, –
Отчаянье отцов и матерей:
Кем ум и сердце в них отравлены? – тобою.
Кто, осмеяв, как детские мечты,
Супружество, начальства, власти,
Им причитал в вину людские все напасти
И связи общества рвался расторгнуть? – ты.
Не ты ли величал безверье просвещеньем?
Не ты ль в приманчивый, в прелестный вид облёк
И страсти и порок?
И вон опоена твоим ученьем,
Там целая страна
Полна
Убийствами и грабежами,
Раздорами и мятежами
И до погибели доведена тобой!
В ней каждой капли слёз и крови – ты виной.
И смел ты на богов хулой вооружиться?
А сколько впредь ещё родится
От книг твоих на свете зол!
Терпи ж; здесь по делам тебе и казни мера!» –
Сказала гневная Мегера
И крышкою захлопнула котёл.
 
====Не позднее декабря 1816

* При жизни Крылова басня была истолкована как выпад против Вольтера, что вызвало протест баснописца.

** Сирена (греч. миф.) – демоническое существо, полуптица-полуженщина, своим волшебным пением заманивающая путников к гибели.

*** Мегера – (греч. миф.) – одна из трёх эриний (богинь мщения), олицетворение гнева и мстительности.


========================================


LLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLL