История распорядилась иначе

Жарасбек Коргамбаев
История распорядилась иначе

Знать свое будущее – это самое трудное. Давно замечено, что все к нам является неожиданно. Даже мысли, озаряющие нас, приходят неожиданно. Мы не знаем, откуда они к нам приходят. Сегодня нам говорят о том, что с нами произойдет через десять-двадцать лет, при этом, совершенно не понимая, что с нами происходит сегодня. Мы привыкли мечтать и жить своими фантазиями, выдавать за действительное желаемое. Мы совершенно другого мнения, и не думаем, что современное устройство жизни сохранится еще на пятнадцать – двадцать лет, если она самым радикальным образом давит на человека и изо дня в день опустошает его, обрекая его на нищету, произвол и насилие. Точно так же мы не думаем, что современный образ жизни способен обеспечить человеку долгую и счастливую жизнь. Отдельные же факты долгожителей здесь нам ни о чем не говорят и принципиально не могут служить эталоном будущего. Долгожители имели свой образ жизни. Его должен выработать каждый индивидуально и сознательно придерживаться определенной программы.
Двадцать пять лет тому назад все только смутно догадывались, что мир, созданный социализмом, разрушается, но никто, наверное, и не предполагал, что для этого он примет вид «рыночной экономики» и тем, все живое превращая в деньги, приведет нас в шок. «Эра денег» вовсе не оказалась такой, какой ее изображали приверженцы «рыночной экономики». И когда эту эру представляют себе такой же бесконечной, как и капитализм, то поневоле задаешься вопросом, вновь и вновь встающим и требующим незамедлительного ответа. А что же человек? Ведь деньги – это только деньги, к тому же они никогда не падают с неба. Ибо обстоятельства, сложившиеся с вступлением в рыночную экономику, породили глубокий стресс и страх как неодолимого всеобщего состояния. И с этого самого момента человек всю свою энергию стал тратить на «делание денег». Оно отнимает всю его силу и тем не оставляет ему даже пространства для жизни. И если в этом смысле с экономической точки зрения современное устройство кажется еще жизнеспособным, то с человеческой – отнюдь нет. Здесь уже следует откровенно говорить не о долголетии и счастливой жизни, а, напротив, о сокращении продолжительности жизни и о несчастий людей, становящимися всеобщими. Так как же изволите в этом пространстве рассуждать о долголетии и счастливой жизни? Как об абстрактном, не имеющем никакого отношения к нашей практической жизни, праздном вопросе, предоставленном  воле каждого отдельного человека?
Наше общественное развитие, начинавшееся в новом, неожиданном направлении с переходом к «рыночной экономике», само по самой своей сути было неизвестным развитием, в котором каждый раз просто идеологически твердилось, что это развитие скоро завершится и мы, наконец, дойдем до рыночной экономики западного типа, и тогда все будут счастливы. А до этого «счастливыми» будет только избранное меньшинство. И сейчас люди уже начинают осознавать, что это было иллюзией, за которой  следовали слепо и за которой скрывалось новое направление, до сих пор еще не осмысленное. И это развитие общества, поэтому, никогда не планировалось в его реальном, объективном движении к будущему. Интересно ведь вот что: с самого начала вступления в рыночное общество как о необходимости говорили об «обогащении каждого» как о результате рыночного движения. Согласно рыночной теории, стало быть, в скором времени все люди будут богатыми, но, тем не менее, его каждый должен добиваться сам, своими усилиями. Это парадокс. Таким образом, началась невиданная до сего дня эпоха всеобщей борьбы за обогащение, основанное на столь же всеобщей конкуренции. И сегодня мало кто задумывается, почему это движение вместо этого привело общество к разделению людей на супербедных и супербогатых.
Полная неожиданность общественного поворота, происшедшего в бывшем советском обществе, состояла в том, что общество, которое уверенно шло к коммунизму, вдруг отбросило социализм и снова встало на путь капиталистического развития. Согласно представлениям классиков марксизма, капитализм должен был перейти к социализму как к первой фазе коммунизма, а дальше перерасти в полный коммунизм. Этой теории придерживалась Коммунистическая Партия Советского Союза. Однако история распорядилась иначе. Общество не может перейти от социализма к коммунизму, а только от капитализма.
Социализм же в истории возник как сила, преградившая путь к капитализму и разложившая его. И, как бы это ни понимали люди, мы действительно встали на путь капитализма и тем теперь снова непосредственно столкнулись с теми противоречиями, которые переживает капитализм. И только теперь мы начинаем понимать не только смысл капитализма, но и смысл самого социализма, в котором мы прожили более семидесяти лет, отождествляя его с коммунизмом и строго следуя принципам научного коммунизма. И многие сегодня говорят, что социализм свернул с этого пути. И они, придерживаясь мертвой схемы, не поняли реального развития жизни. На самом деле социализм был ни капитализмом и ни коммунизмом, а государственным строем – политическим образованием, на которое история возложила самую тяжелую обязанность - разложить капитализм. И он как такая система и сошла со сцены истории, осуществив этот грандиозный исторический проект в постсоветском пространстве. Он подрезал крылья капитализму и тем действительно завел его в тупик. Он подрезал ему корни, питающие его. И эти глубинные изменения мы не уловили и остались в полном плену внешнего проявления жизни. И теперь наш ум отказывается понимать и капитализм, умирающий уже во всем мире.
Для современного человека, озабоченного своей собственной судьбой, нет более сложного вопроса, чем нищета, которую он переживает в сказочном богатстве. Наблюдая нашу жизнь уже много лет и размышляя над этими вопросами, я пытался понять ее психологическую и социальную сущность, подлежащую раскрытию и осмыслению. И вместе с тем, сосредоточившись на внешних проявлениях жизни, мы на какой-то момент действительно можем говорить и об изобилии и красоте, окружающими людей, но не принадлежащим им и не являющимися их силами. И этот парадокс наше сознание не всегда способно воспринять и за ним увидеть истинную сущность вещей - духовную нищету, в которой вдруг оказались люди, сами того не сознавая именно из-за их опустошенности. И наше общество продолжает налегать на материальное обогащение, развивая идеологию потребления, в действительности людей опустошающую, не видя за ним духовную пустоту как прямого результата обеднения связей людей друг с другом и в особенности ослабления их непосредственных контактов. Еще сложнее понять, что это является следствием того очевидного факта, что все отношения между людьми, ранее их объединявшие и порождавшие солидарность, общность, превращаются в денежные отношения, на глазах же преображавшие людей, обнажая их звериную сущность. Создавалось такое впечатление, будто всех заколдовала и заворожила некая неведомая сила. И благодаря деньгам человек попадает в такое положение, в котором он о себя должен думать сам. И вот его самость и выходит вперед. И люди воюют в полном смысле этого слова друг с другом ради этих денег.
И теперь спрашивается, а зачем нужны знания этим одиноким людям, сосредоточенным на себе? Ясно, за исключением тех, что способствуют личному успеху и оправдывают его положение, ко всему остальному делая их безразличными. А духовное богатство, радость, ощущения удовлетворенности и счастье всегда были и есть богатство и глубина связей людей с обществом и друг с другом. Это всегда есть ощущение своей нужности другим и своему обществу в целом, это, наконец, чувство принадлежности к какому то коллективу как его значимая часть. Это всегда востребованность человека. А что сегодняшний человек? Он заброшен и никому не нужен. Как же может быть счастливым мужчина, например, если от него отвернулась его жена, если не уважают его собственные дети и если, оказавшись безработным, он превращается в обузу и поистине становится призраком, пугающим всех. Общество, в котором каждый человек имел свое место, включая и детей, уже разложилось. И его уже нет. А государство - не общество. Люди должны создавать новое, человеческое общество взамен разложившемуся, и понять смысл своего бытия в новом пространстве, в которое они войдут только вместе, осознав смысл их современного положения. И они должны понять, что разлагается капитализм и отношения, созданные им. Но самое удивительное в этой ситуации произошло с государством. И этого люди до сих пор не могут взять в толк.