Художник Пол Нэш в старом Тэйте

Кабаков-Кабацкий
                Пол Нэш в Тэйт Галлери.

Пол Нэш в «Википедии»:

Пол Нэш (1889, Лондон — 1946, Боскомб, Хемпшир) — английский художник, иллюстратор, дизайнер и критик.
Прославился своими выдающимися картинами на тему первой мировой войны, изобличающих разрушение природы человеком. В межвоенные годы Нэш стал активным представителем авангарда. Написал множество пейзажей, в которых представлены видения сна, а реальные предметы накладываются на выдуманные.
В 1933-ем году сформировал группу Unit One («Объединение один»), целью которой была популяризация современного искусства, архитектуры и дизайна. Наиболее передовыми тогда представлялись абстрактное искусство и сюрреализм, сам Нэш в середине 30-х работал в обоих направлениях. Участвовал в организации Международной выставки сюрреалистов 1936-го года. Первая и единственная групповая выставка Unit One была проведена в 1934-м году и сопровождалась выпуском книги Unit One. Она состояла из текстов всех художников группы, фотографий их работ и вступления критика Герберта Рида. Кроме того, к группе принадлежали: Джон Армстронг, Джон Бигге, Эдвард Бурра, Барбара Хепуорт, Генри Мур, Бен Николсон, Эдвард Уодсворт и архитекторы Уэлльс Коат и Колин Лукас.

 Художник Пол Нэш, будучи офицером на фронтах первой мировой войны, начинал как хроникёр военных ужасов Первой мировой войны, чем и заинтересовал военное министерство Англии. Вначале, работал пером и кистью на бумаге.
Долгое время, Пол Нэш находился под сильным влияние Вильяма Блейка, немножко сумасшедшего английского художника, гравера и поэта. С первого взгляда на «молодые» картины Пола Нэша, кажется, что это некий современный Блейк, тяготеющий к символизму в попытках выразить сложность и мифологичность мира, через фантастические образы, с последующим объяснением их через поэтические фигуры!
Сама война, которую изображал Нэш на своих полотнах, предстает перед нами, как некий абсурд, полный смерти, ужасов и нелепостей. Но так оно и есть и потому, молодого Нэша можно считать реалистом.
Но геометризм, уже в его ранних работах, заставляют предвидеть его дальнейшее творческое развитие в сторону нефигуративной живописи, наполненной символическими фигурами, несущими в себе отражение изломанного сознания человека, изувеченного ужасами современного существования, невыразимого в формах традиционных, рожденных в эпоху Ренессанса.       
Потом появился цвет и художник начал писать маслом о тех же ужасах войны, которые благодаря светлому колориту таких работ, при всей жути изображаемых ландшафтов, производят ещё и надежды на оптимистическое будущее. Ведь война не продолжается вечно… 
Меня, Пол Нэш заинтересовал как значимая фигура в процессе эволюции живописи, двигпющейся в будущее с постепенным отказом от гуманистических канонов в сторону сюрреализма. По моему мнению, его творческая судьба, может служить примером развития кризиса современной живописи и переход её на пути абстракции, авангарда, то есть в сторону дегуманизации искусства.
 Тут, для сравнения, можно противопоставлять этот «живописный» тупик, в который, после первой мировой войны заходит западное искусство, развитию в СССР «социалистического реализма», полного нарочитого оптимизма и желания помочь становлению страны и объединения народа.
Эта тема, пока не нашла своих исследователей, хотя, может во многом прояснить некоторые социальные противоречия, возникшие в двадцатом веке и связанные с эволюцией социальных систем управления, появившихся после Русской революции 1917- ого года в разных странах мира...
Следующий этап творчества Нэша, связан эмоционально, с окончанием войны и любованием миром, воздушно прекрасным во всех его проявлениях, который мы в обычное время, за пеленой забот и мелких треволнений, в суете рутинной жизни просто не замечаем. А люди прошедшие войну и оставшиеся в живых, очень остро воспринимаю это состояние тишины, благообразия и красоты окружающей человека.
Тем, кто не воевал, не сидел в грязных окопах, не терял своих друзей в этой бойне, трудно понять безграничный оптимизм воинов, наконец дождавшихся мира и радующихся своей удаче. И вместе, их сознание изувеченное увиденным и пережитым на фронте, борется с ранами памяти, долго незаживающих.
Этим наверное и объясняется всплеск ярких красок и послевоенным увлечение художника природными пейзажами. Ведь природа лечит нашу душу и способна вызывать чувство восторга, если ты свободен и находишься в безопасности! 
Наверное, поэтому, лес и деревья становятся постоянной темой творчества Нэша. Ещё в военных работах, Нэш показывает не только трупы людей и разрушенную военными действиями землю, но прежде всего изувеченные обстрелами деревья, которые становятся на его картинах символом разрушительной сущности любой войны.
Творчески эволюционируя, в тридцатые годы художник становится одним из видных сюрреалистов – авангардистов.
И каким-то странным образом, творчество Нэша и его друзей, сама сущность сюрреализма, предсказала начало новой мировой войны и все её ужасы, абсурд и материальный хаос, так непохожий на нормальные мирные ландшафты и обычную жизнь людей в мирное время.
…В конце жизни, этот художник возвратился к фигуративной живописи, полной символов и аллегорий, часто превращающихся в попытки изобразить природу и бытие человека через живописные фантазии, воплощающие осколки снов и мечтаний об утраченном человечеством, земном рае!
…Но помимо русла человеческой истории в котором пребывают все люди, в том числе и художники, одним из определяющих факторов развития живописи, был и остаётся момент «заказа», который во многом, ещё со времён древних определял направление развития живописи.
В эпоху Ренессанса, определяющим направлением живописи был так называемый «волшебный реализм», заказчиками которого были богатые аристократы и торговцы. И одной из основных тем художников той эпохи, были темы религиозные, потому что христианство было в те века основополагающей идеологией западного общества.
Живопись, в определённом смысле выростала из иконографии, постепенно развивая навыки и способности художников изображать окружающий мир. Уже в семнадцатом веке, все галереи и салоны богатых людей были полны картин изображающих и природу, и человеческие тела, и лица, как бы в волшебном освещении гуманизма и религиозного оптимизма.
Более того, живопись после ренессансной эпохи, как мне кажется, благодаря заказчикам, постепенно дрейфовала от строгости и скромности религиозных сюжетов в сторону гедонизма и даже порнографии. (Об этом в другой статье).
Но начиная с двадцатого века, в мир вторглись страшные мировые войны, которые были не похожи по своим ужасным последствиям на войны средневековые. В Мировых войнах от воли одного человека ничего не зависело и эти «побоища» были следствием социальных перемен и катаклизмов, разрушивших традиции и религиозные составляющие жизни современного человека!
Этот воплощенный апокалипсис в виде мировых войн, толкнул развитие искусства в сторону дегуманизации, которое прежде всего выражено в искусстве авангарда, озабоченного желанием удивить и напугать неосторожного обывателя, рискнувшего стать заказчиком и зрителями таких художественных опусов.
Кто – то из философов сказал, что после ужасов мировых войн, мы уже не можем оставаться гуманистами! И это было выражено не только в живописи, но и в послевоенном искусстве, вообще.
Абсурдность, жестокость современного мира, превратившегося в атеистическую ярмарку потребления и тщеславия, внезапно сменяющуюся ужасами войны, мы уже не можем изображать традиционными гуманистическими средствами и методами.
…Но повторяю, в двадцатом веке появились заказчики и любители изображений абсурда современной жизни и этим можно объяснить взлеты и падения того, что мы сегодня называем «современным искусством».
А во времена Нэша, поиск новых форм и средств их выражения, объединили группу художников и скульпторов в сообщество названное «Юнит Ван». И такие объединения в борьбе за признание новых форм и методов выражения в мире живописи, тоже были следствием зарождения абстрактного и символического искусства.
Выставки устроенные членами объединениями привлекли как сторонников так и противников нового направления в живописи. Сегодня, эти имена уже стали классикой авангарда, и одной из значительных фигур такого направления в живописи стал Пол Нэш.
…Остаётся добавить, что выставка демонстрируется в здании старой «Тэйт галлери», во дворце который олицетворяет богатство и архитектурные излишества присущие началу двадцатого века. Если сравнивать его с новым «Тэйтом», размещённом в старой тепловой электростанции, то невольно возникает ассоциации - сравнения живописи Ренессанса и современного авангарда…
…Мы вышли с выставке уже в темноте и после длинных часов, проведённых в обществе дивных и часто страшных фантазий Пола Нэша, бросилась в глаза удивительная и привычная уже панорама высоток и множество людей на улицах Лондона, которые торопились после работы домой…
Эта подсвеченная электрическими огнями панорама, своим геометризмом, игрой света и тьмы, особенно ощутимой при изобилии электрических и электронных реклам, напомнила картины современных художников, вдохновляемых в своем творчестве материальными и социальными изменениями, произошедшими за последние столетия и преобразившие мир до неузнаваемости!



Остальные произведения автора можно посмотреть на сайте: www.russian-albion.com
или на страницах журнала “Что есть Истина?»: www.Istina.russian-albion.com
Писать на почту: russianalbion@narod.ru или info@russian-albion
 

                Февраль 2017 года. Лондон. Владимир Кабаков