О поэте Илье Тюрине

Анна Политова
Из биографии:
Илья Николаевич Тюрин - поэт и философ, родился в Москве 27 июля 1980 года, в семье журналистов. Учился в лицее при Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ). С раннего детства писал стихи, но основной цикл, вошедший затем в сборник, был создан в 1995 — 1997 годы. В лицее организовал рок-группу «Пожарный кран», был ее бас-гитаристом, автором большинства хитов. В 17 лет написал драматические сцены в стихах «Шекспир». После окончания лицея Илья год работал в НИИ скорой помощи им. Склифосовского, затем поступил в Российский государственный медицинский университет (РГМУ) и продолжал писать эссе и статьи, многие из которых публиковались в центральной печати. На пике творчества случилась трагедия: 24 августа 1999 года Илья Тюрин погиб, купаясь в Москва-реке.
Весной 2000 года в изд-ве «Художественная литература» вышла книга Ильи Тюрина «Письмо», названная поэтом Мариной Кудимовой «главным событием миллениума» и получившая большой общественный резонанс. В журнале «Новый мир» № 12 за 2001 год опубликованы записные книжки Ильи «Многоточие в конце человека» с предисловием поэта Юрия Кублановского. Выпущен компакт-диск песен Ильи Тюрина «Ровесник Луны».
 В 2000 году друзья и близкие поэта учредили  Фонд Памяти Ильи Тюрина  и  Премию Памяти Ильи Тюрина в области литературы (стихи, эссе, пьеса) — Илья-Премию. Среди членов жюри - известные писатели, поэты и критики: Марина Кудимова, Юрий Кублановский, Юрий Беликов, Валентин Курбатов и другие.
В апреле 2003 года Фондом памяти Ильи Тюрина издана книга «Погружение», включающая эссе Марины Кудимовой «Столько большой воды. Аквапоэтика: Иосиф Бродский, Александр Пушкин, Илья Тюрин», стихи, сцены, записные книжки Ильи Тюрина «На взгляд со дна», послесловие Ирины Медведевой «Надо плыть!».
В 2004 году совместно с Государственным музеем-заповедником А. С. Пушкина «Михайловское» проведён литературный фестиваль памяти Ильи Тюрина «Август» (Москва —Пушкинские Горы), с 2006 года носит ежегодный характер.
Дом Ильи — сайт памяти поэта открылся в марте 2001 года. Сейчас это не только сайт, но и все пространство вокруг Ильи Тюрина: его жизнь и творчество, литературный конкурс «Илья-Премия», «Илюшины чтения», книжная серия лауреатов «Илья-Премии», альманах «Илья».

Бог сотворил людей по своему образу и подобию, дал разум, свободную волю, бессмертную душу для того, чтобы люди познавали Его, при этом уподоблялись Ему, становясь добрее и лучше — совершеннее.
Святой апостол Павел, проповедуя в Афинах, говорил: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога», ибо «Он и недалеко от каждого из нас...» (Библия, глава Деяния Апостолов 17:26-27).
Потому, следуя библейским заповедям, поиск Бога и обретение общения с Ним - главная цель осознавшей себя личности, основа человеческого бытия.
Кто-то идет по пути к познанию Его не спеша, думая, что впереди - целая жизнь и еще будет возможность над этим поразмыслить. Другие в Него не верят и ставят под сомнение само существование. А для кого-то процесс Богопознания настолько стремителен, что разум мечется от настигшей его, нереальной, внеземной скорости потока метафизической эволюции, но при этом также быстро наступает зрелость духа и крепнет вера этого человека.
Илья Тюрин прошел свой путь духовного поиска всего за три года (с 15 до 17 лет!), о чем красноречиво говорит его творчество, отражающее все этапы Богопознания – от сомнения до конечной стадии метафизической эволюции (обретение и знание). Поэт как будто чувствовал, что здесь, в нашем земном мире, ему отведено быть недолго, потому так спешил, стремился успеть решить главные вопросы бытия.
Наиболее плодотворен в метафизическом плане для творчества Тюрина год 1996, когда всего за три месяца Ильей были написаны несколько стихотворений, различные по этапам духовного поиска. Рассмотрим некоторые из них.
«Стихи под тремя звездами» принадлежит, скорее, к началу пути Богопознания поэта. Первая часть стихотворения (датирована 24 января) передает все несовершенство земного мира, автор использует прилагательные, со значением безысходности и даже убогости и нечистоты: «неизбежная родина», «грязной шапке», «нищий ветер», «пустынные лодочки», «неказистые первенцы».
Фрагмент стиха от 1-3 марта – это некая точка отрыва: «…Я сорвался, сорвав свое тело с моста,/В неожиданно ласковый хаос,/И предрек мне из «нет» направление в «да»/Фонаря указательный палец». Лирический герой как будто вырывается из этого мира безысходности, встает на путь своего духовного поиска, осознавая в третьей части стихотворения (от 4 марта), что он пока всего лишь: «…Царство глиняной массы, в белые формы влитой,/Дышащего сырья для Раннего Бога, что лепит/Этнос…».
Ко второму этапу можно отнести стих «Пробуждение» от 17-19 марта. Лирический герой в смятении: «Что делать?!», - вопрошается в начале и конце стихотворения. Меняется и понимание себя на пути поиска: «…Восставший из мятого ада с вкраплением тела,/Из мела/Глухим звероящером, апофеозом господних изделий -/Я ангел постели…». Но дорога все же еще длинна, наступило лишь пробуждение и осознание ее сложности.
В стихотворении «Набросок» (30 марта) лирический герой обретает душевный покой и говорит о постижении тайн христианского вероучения — Святой Троицы – единства Бога Отца, Сына и Святого Духа, которое творит мир, промышляет о нём и освящает его: «…Мы называем забвение Божией волею./Бог триедино царит над углами да избами…». Забвение здесь как способ постижения, обретения Бога, путем отдания личной воли. Таким образом, третий (заключительный) этап пути духовного поиска Тюрина, как мне кажется, наиболее удачно отображен именно в «Наброске».
В этом же стихотворении есть поистине мистические строчки об акте поэтического творчества: «…Тень от смычка посредине безмолвия -/Взрыв, меж зрачком и листом, порождающий трещину/В виде строки – называется Божией волею./Сном называется. Чудом. Как правило – вечностью…». Мы видим лирического героя, который являет миру Слово, Богом данное, при этом ощущая глубочайшие переживания: «Вечность граничит по берегу строк со Вселенною./Карта им – сгусток извилин, зажатых в руке…/Как не признать, что и мир, полный тьмой и Селеною/Движется к точке/К финалу строки./К точке./К.» Что же так беспокоит автора этих строк? Ведь он описывает мгновенье прекрасное, особенное – настоящее чудо сотворчества поэта и Бога. Но, видимо, Илья Тюрин понимал значение поэтического слова несколько иначе. Для него - оно лишь некая невольно, или даже насильственно созданная иллюзия сотворенья Богу, искажение истинной материи, что причиняет автору глубочайшие переживания. И, может быть, именно по этой причине в 1998 году поэт замолчит, написав 17 февраля свое последнее стихотворение «Финал»:
Семнадцать лет, как черная пластинка,
Я пред толпой кружился и звучал,
Но, вышедши живым из поединка,
Давно стихами рук не отягчал.
 
Мне дороги они как поле боя.
Теперь другие дни: в моем бору
Я за простой топор отдам любое
Из слов, что неподвластны топору.
 
Подняв десницу, я готов сейчас же
Отречься от гусиного пера.
И больше не марать бумагу в саже,
Которая была ко мне добра.
 
Я здесь один: никто не может слышать,
Как я скажу проклятому нутру,
Что выберу ему среди излишеств
Покрасочней застольную игру.
(«Финал», 17 февраля 1998г)
 Об этом феномене Тюрина написана интересная статья поэтом Антоном Черным «Запечатаны уста. Silentium Ильи Тюрина», где последовательно и доступно раскрыта проблема взаимосвязи между Словом Божьим и поэзией так, как, по мнению автора, ощущал ее Тюрин: «Слово – лишь обозначение зыбкой материи, меняющейся каждую секунду, его кривое отражение. Вещество здесь проходит через горнило семиотического треугольника, базовой логической конструкции, включающей в себя три компонента – денотат, концепт и имя.  Здесь «денотат» – обозначаемая материя. «Концепт» – отражение материи в сознании говорящего. «Имя» же – и есть слово, отражение отражения, испорченный телефон, гулким эхом доносящий до слушателя-читателя образ утраченного денотата.  Невозможность передать денотат лежит и в основе рассуждений Тюрина о «правде» в стихотворении…» Мысль о тщете слова и словесного творчества, по мнению Черного не давала покоя юному поэту, и его внезапное, как многим показалось, молчание в конце своей поэтической карьеры – это есть воплощение в реальность собственных убеждений.
Илья Тюрин пробыл в нашем земном мире совсем не долго, но успел за эти 19 лет очень многое. Его путь поиска и обретения Бога был необъяснимо стремителен, благодаря чему в столь юные годы он уже был личностью цельной и исключительной. В лице Ильи Тюрина литература обрела настоящего поэта – сотворца Бога, хоть он таковым себя и не считал.