Колокол по иллюзиям. Ч. 11

Борис Готман
  Boris Gotman, Ph.D
 
  Продолжение. Предыдущая часть http://proza.ru/2017/02/15/2023

   Распоряжение преподавателя меня особо не удивило. Строительный техникум, который  окончил до училища, дал мне хорошую графику. Бывало,  во время лекций, а особенно  практических занятий  меня отправляли чертить или писать  плакаты для соответствующей кафедры.
 
   Думал, что и сейчас моя "зачётная работа"  будет из этой же серии.
 
   Но когда полковник  открыл ключом кабинет и показал на свой стул, я понял, что предстоит не очередной плакат или планшет.
   
   И действительно, полковник достал из портфеля две небольшие книжки в мягком переплёте. Такие  книги мне ещё видеть не приходилось – это был роман Эрнеста Хемингуэя "По ком звонит колокол", но с грифом "Для служебного пользования. Экз. N 145".

   Наверно,  именно об этом недоступном обычным читателям издании говорил мне цензор.

   Полковник сказал:

  -Меня как специалиста в истории военного искусства плюс участника войны в Испании  попросили дать не совсем обычный отзыв на этот роман. С военной, так сказать, точки зрения. А я решил поручить кому-нибудь  это на зачёте.
 
   Итак, подготовь  небольшую работу на тему: "Анализ операции генерала республиканской армии Гольца во время Гражданской войны 1936-39 годов  в Испании по материалам  романа Хемингуэя "По ком звонит колокол".

   Чтобы тебе было понятней, скажу, что некоторые герои романа имеют реальных прототипов. 

   Гольц – генерал Вальтер, он же поляк Кароль Сверчевский, после окончания Отечественной войны был заместителем министра обороны Польши.

   Диверсант-подрывник  Роберт  Джордан - майор советской разведки Хаджи Мамсуров. Правда,  Хемингуэй этого не знал и никогда не узнал, он считал его  македонцем полковником Ксанти. Мне довелось учиться у  Мамсурова  и служить с ним,  сегодня он генерал-полковник.

   Журналист "Правды" Карков, он же  доверенное лицо Сталина во время войны в Испании – журналист Михаил Кольцов. В 1940 году Военной коллегией Верховного суда СССР Кольцов был приговорён к смертной казни по обвинению в «антисоветской и троцкистской деятельности» и расстрелян.  В 1954 году был реабилитирован.
   
   Руководитель интербригад   Андре Марти, представитель Коминтерна в Испании, в романе под настоящим именем.  За свою жестокость в Испании он получил прозвище «Мясник Альбасете».

   Остальные герои для твоей  сегодняшней работы не столь важны.
   
   Попробуй найти в книге и ошибки автора, и ошибки участников операции. Напиши своё мнение о её предполагаемом итоге, - полковник достал из портфеля прошнурованные бланки и положил рядом с книгами. – Думаю, это интереснее, чем переписывать из учебника всю Корсунь – Шевченковскую операцию.
    
   Да, "переписывать из учебника", - повторил он с нажимом. – Хотя учебников твоим "секретчикам" сегодня в спецбиблиотеке не дадут,  они побегут к "секретчикам"  другого взвода, и те возьмут учебники на себя. А  через несколько дней твои "секретчики" сделают это другому взводу.  Думаю, для всех лучше, если замкомвзвода присутствовать при этом не будет.
    
   Давай, работай! Времени мало, читай "по диагонали", но внимательно – иногда важные детали скрыты в обычных фразах.  Попробуешь  заодно, как это быть цензором.

   Будут стучать, не отвлекайся, дверь не открывай!  А потом мы сравним твои выводы и выводы  маршала Жукова, – он взял свой портфель и вышел из кабинета.
    
   Думать о том, каким чудом в мои руки попал запретный роман и связано ли это с цензором  Ермиловым, времени не было.
    
   Положил перед собой листки и написал на первом название темы и свои звание и фамилию.
    
   Потом на двух последних прошнурованных листах написал  "черновик" и набросал небольшой  план.
    
   Предстояло понять задачи, цель и масштаб операции генерала  Гольца,   определить, о какой операции идёт речь – стратегической, фронтовой, армейской или другой. Это основной удар, вспомогательный  или ложный.  Какая планируется глубина наступления, о каком темпе может идти речь, можно ли выделить этапы операции. Или это, с точки зрения военной науки, не операция, а бой местного значения. 
 
   Я раскрыл первый том, прочёл две страницы и понял, в чём будет моя самая большая проблема...

   
   Продолжение следует…http://proza.ru/2017/02/19/2144