В храме

Евгений Косенко
В один из приездов домой к родителям, я обещал родному брату Сергею пойти с ним в церковь. С вечера, мы с отцом выпили графинчик первачка, и несмотря на то, что засыпал в приятном расслаблении, но с изжогой, утром все таки нашел в себе силы выполнить обещание . Спал мало, изжога полностью так и не прошла, слегка шатало из стороны в сторону. Что ни говори, а похмельный синдром. Пойти нужно, нельзя не пойти.

Храм святителя Николая архиепископа Мир Ликийских чудотворца,расположен практически в другом конце города и ассоциируется у меня с небывалым эмоциональным подъемом. Пусть и не верующий настолько как мой брат, но все равно по своему верю в Бога. Просторный двор, справа достраивающаяся высокая звонница. Самая старая в городе деревянная, большая, голубая церковь. Ступишь на территорию, только ворота перейдешь и радостно на душе становится. Так вот на меня действует церковь в которой служит мой брат.

Успели к началу службы, понедельник, приход всего человек 10 -15, в правой части храма проходит церковное действие. Всегда, когда попадаю в церковь, все гнетущие меня где и девается, смирение приходит. Мерзостные мысли исчезают, как бы блокируются сознанием сразу же. Это эффект намоленного места, пока не понятный мне.

Стали в центре храма, повернувшись чуть правее в сторону совершающегося служения. Тепло, близко уютно и что - то из детства, не пойму что, показалось мне. Справа у стенки, на коленях старая бабулька, и всю службу так, на коленях. Стараюсь креститься, когда слышу слово аллилуйя, упоминании нечестивого духа, смотрю на брата и крещусь, когда крестится он. Потом через раз. Из молитв говорю про себя только Иисусову молитву. Господи Иисусе Христе помилуй мя грешного. Брат падает на одно, второе колено, кланяется и целует пол церкви. В паузы известные только ему, подходит к подсвечнику в центре храма и тушит свечки, специальной медной тушилкой. Он все это делает с еле заметным достоинством, четко, но кротко.

Очень красиво и душещипательно поет хор и в особенности один голос, читающий церковный текст на старославянском. Это жена священника, который сегодня служит службу. И я в своем неверии, думаю о том, что что-то в этом всем есть, но что, где Бог? Подымаю вверх голову, смотрю на купол храма, там роспись образа Христа. Впереди на дверях иконостаса, слева архангел Гавриил, а справа, на дверях, архангел Михаил с огненным мечом. Образ Божьей Матери. Поворачиваю вправо голову и вижу как на меня смотрит святой Николай, изображенный во весь рост. Поворачиваю голову влево очень строгий взгляд архангела Михаила. Люди впереди склонили головы, читается священное писание, я тоже глядя на них стараюсь не смотреть из подо лба.

Совершается таинство исповеди. Священник в желтых одеждах, накрывает голову и исповедует женщину, мужчину, еще одного человека, паламаря и бабушку простоявшую всю службу на коленях. Бабушка проходит мимо меня и плачет, лицо все в слезах, мне становится жутко не по себе. Смотрю в окно, на улице идет мелкий снег, по зимнему серо, а здесь светло и торжественно. Запах ладана с кадильницы паламаря, окутывает не стойкое сознание.

Богослужение остановилось на несколько минут, брат сказал что скоро будут причащать святыми дарами. А пока пойдем покажу тебе новые иконы. Подводит меня к  иконе с изображение Божьей Матери и младенца Иисуса, говорит - эта икона очень почитается в церкви, помогает от раковых заболеваний. Слева маленькая икона Пантелеймона Целителя, помолись, приложись и коснись лбом, перекрестись три раза. Забываю тут же что три раза креститься нужно, прикладываюсь губами, лбом. Подхожу, нагибаюсь целую большую икону от раковых заболеваний, машинально прошу здоровья и чувствую как будто происходит что-то со мной, но объяснить снова не могу. Брат подводит меня к маленькой иконе, говорит что это от недуга пьянства, приложись. А я отшатнулся и глупость ему выдаю - нет не могу, я же вчера с отцом пил водку. Брат улыбается, ни на чем не настаивает. Не на каждую человеческую глупость нужно отвечать.

Мы снова в центре храма, уже вынесли чашу со святыми дарами. Брат берет табуретку, становится сбоку, наливает в чашечки воду из маленького чайничка, на табуретке просфоры на блюдечке. Причащающихся всего четыре человека, и после причастия каждый подходит и брат дает запить людям святой водой, дает просфору. Я вижу насколько он здесь свой, как четко знает что делать и в какой момент, он здесь у себя дома в храме Божьем. Когда то я спрашивал его : Есть в тебе хоть доля сомнения в вере в Бога? И он твердо отвечал мне с улыбкой, свое совершенное НЕТ. Нет сомнения!

Священник говорит короткую проповедь, люди внимательно слушают. Потом будут все целовать Евангелие и крест. Я стараюсь к этому моменту уже уйти из церкви, Сергей меня останавливает, уговаривает поцеловать крест, я противлюсь. Мы уходим, крестимся и выходим, и на самом выходе в коротком коридорчике, вдруг брат берет лежащий на подоконнике гипсовый крест с распятием и дает мне его поцеловать и я целую. А он говорит - ну что не страшно, поцеловал.

Вот такой вот у меня Сергей и я ему благодарен за то, что он с Богом. За то, что вытащил таки меня в церковь. Вера великая сила, а я все колеблюсь, размышляю о пустом, думаю все не о том. А в душе непонятная радость, и снег и свет вокруг и просторный ухоженный двор и голубая церковь, все здесь по особенному приятно. А веры мало , такой вот веры, как у брата.