2. Неожиданные проблемы в ФМШ

Михаил Самуилович Качан
НА СНИМКАХ: Илья Файвильевич Гинзбург. ЛЕВЫЙ СНИМОК сделан в 1957 г., ПРАВЫЙ – в 2007. Фотографии взяты из его воспоминаний (2013 г.)


Илья Файвильевич Гинзбург приводит интересный пример:

«Поначалу некоторой проблемой было взаимоотношение Учёного совета ФМШ и дирекции. Нанятые директора – администраторы не понимали различия между составом учеников этой и обычной школы, они пытались стать верховными правителями и уходили, встретив противодействие Учёного совета.

Помню, как директриса подписала приказ об изгнании из ФМШ одного из лучших учеников – Г. Фридмана. Список его прегрешений был ужасающ: Он читал в каком-то чулане после отбоя (научные книги). Он не пошел на субботник (у него был сердечный приступ). Наконец, он возражал директору. Учёный совет разобрался в этом деле (всё, что указано в скобках не рассматривалось директором) и пришел к выводу, что исключать из ФМШ надо … директора».

Неожиданно возникла проблема с питанием. Нормы питания, установленные для школ-интернатов, оказались для школьников 10-11 классов низкими. Дети голодали. Снова цитирую И. Гинзбурга:

«Когда интернат заработал, оказалось, что дети голодают. Для подростков - старшеклассников продуктовые нормы, рассчитанные на малышей, оказались слишком маленькими. Потребовалось пробивать постановление правительства об увеличении рациона в ФМШ до уровня физкультурных спецшкол. М.А. Лаврентьев вспоминал, как он доказывал начальникам, что мозги для страны не менее важны, чем мускулы».

Я ни в олимпиадах, ни в отборе талантливых детей, ни в создании ФМШ, ни в ее деятельности участия не принимал.

Меня волновали подрастающие дети Академгородка. Мне хотелось именно для них сделать то, что я задумал.

Но рассказ Михаила Алексеевича об эпопее создания ФМШ я от него слышал. Он рассказывал его весьма подробно и с большим чувством удовлетворения: «Как ни трудно было, но удалось!»

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/16/628