Электронные улики

Федор Быханов
Выпускник специализированной школы закрытого типа для трудных подростков совершил разбойное нападение, заведя жертву прямо под объектив охранного видеонаблюдения.

…Для продолжения своей учебы в Бийске не нужно было ломать голову о крыше над головой Михаилу Белкину. Его пригласила к себе на жительство родная бабушка, с самого рождения внука души не чаявшего в нем. А теперь и подавно, когда тот вырос в вежливого работящего статного юношу, еще и тем ныне радовавшего сердце пенсионерки, что всегда доброжелательно относится к людям. И не только к самой близкой родне, но и к тем, кто окружает во время занятий и на досуге.
Вот и в тот день немало сладостей к чаю подавала хозяйка на стол гостям, наведавшимся к Михаилу, чтобы продолжить подготовку к предстоящим экзаменам, а также обсудить программу грядущей тогда совместной веселой встречи Нового года.
Засиделись за разговорами допоздна. Словно и не заметили, как за окнами сначала сгустились вечерние сумерки, а потом уже и ночь наступила, требуя от гостей расходиться по домам. Проводить их тоже Михаил Белкин посчитал своим первейшим долгом.
Накинув на себя новенький, недавно купленный матерью синий пуховик, а на голову водрузив старенькую, уже требующей подобной же замены, ное еще вполне туплую шапку, он отправился вместе со всей честной компанией, пообещав бабушке долго не задерживаться со своей миссией.
Весело, с шутками парни дошли до трамвая. Потом вместе сели в вагон и отправились туда, откуда каждому было удобнее добираться до своего места жительства. А вот провожатый снова запрыгнул в трамвай, позабыв все на свете за мыслями о тех перспективах, что наметили они все вместе на праздники. Отвлекся от них, лишь тогда, когда мимо проплыли, замысловато расцвеченные яркими, разноцветными гирляндами павильоны привокзального рынка.
И тени сомнения не закралось в его душу, когда следом на остановочную площадку из трамвая сошел один из попутчиков. Почти его ровесник в темной куртке и такого же цвета вязаной шапке на стриженой голове. 
Зато тот, как впоследствии стало ясно, всесторонне оценил и дорогой пуховик на попутчике, и сенсорный мобильный телефон, по которому модник однажды ответил на поступивший звонок от кого-то из своих друзей. Потому что, едва вагон помчался дальше, сверкая искрами штанги токоснимателя по контактному проводу, он быстрыми шагами нагнал Михаила. Затем цепко схватил за рукав пуховика и потащил за угол ближайшего строения, в котором располагался продуктовый магазин.
Чтобы предостеречь возможное сопротивление, пригрозил, не вынимая правую руку из кармана, что при себе у него нож, которым прямо тут же зарежет, если не выполнить его требований.
Там, где они оказались спустя несколько шагов, было пустынно в этот ночной час. И уже перейдя с прежнего шепота на угрожающий рык, дыша свежим перегаром крепкого спиртного, незнакомец заставил отдать ему шапку, куртку и телефон.
Понимая, что всякое можно ожидать от этого, исходящего неудержимой злобой, неадекватного человека, Белкин выполнил все, что от него так хотел в ту минуту ночной грабитель. Единственное, на чем настоял, так это вынул из сотового телефона сим-карту с адресами друзей, потерять которые ему было жальче, чем расстаться со всем остальным, ставшим добычей злоумышленника.
Сграбастав все в охапку, неизвестный парень потерял к жертве всякий интерес и скинув с себя личину крутого злодея, бросился бежать вдоль трамвайной линии в сторону, откуда они оба, только что приехали.
К той поре мороз уже окреп основательно. И только близкое расстояние до дома, за мерцающими окнами которого ждала его возвращения бабушка, не позволило Михаилу основательно замерзнуть. И то, что у него заметно тряслись губы, когда предстал на пороге без верхней одежды, выдавало только обиду за вероломство вооруженного ножом преступника и свою неспособность достойно противостоять дерзкому натиску.
Едва поняв, что произошло, хозяйка тут же взялась за свой мобильник. Сначала она набрала на нем номер «Дежурной части», а пока оставалось несколько минут ожидания до обещанного приезда группы быстрого реагирования, еще и созвонилась с дочерью, рассказав о том, что пережил их внук и сын, подвергшийся нападению.
Более подробно вспоминать случившееся Михаилу Белкину пришлось тогда, когда он писал заявление в полицию, в котором перечислил отнятые у него вещи, общей стоимостью четыре с половиной тысячи рублей.
К этому документу сотрудники уголовного розыска вернутся позднее, когда им не удастся прямо в ту же самую ночь по горячим следам выйти на злоумышленника. Так как служебно-розыскная собака довела лишь до остановки трамвая. После чего стало понятно, что на нем и мог скрыться обладатель похищенной зимней одежды, головного убора и сенсорного мобильного телефона ZTE V 705 в корпусе синего цвета.
Пару дней спустя настал момент, когда именно на этот аппарат и стали возлагаться основные надежды сотрудников следствия, полагавших, что рано или поздно его новый владелец воспользуется добычей и тем самым выведет на себя. А до этого пришлось отвлечься на версию, связанную с тем, что потерпевший заметил наколки на левой руке нападавшего, которой тот забирал у него вещи.
По словам Михаила, пальцы левой руки его обидчика унизывали синего цвета «чернильные» перстни, какими любят украшать себя уголовники. А на тыльной стороне имелось такое же самое тату с изображением языков пламени.
Полагая, что искать его нужно по базе данных, заведенной на лиц, имевших нелады с законом, полицейские проверили целую портретную галерею тех, кто ранее отбывал срок в местах не столь отдаленных. Но того, кто нужен, там не оказалось. Тем более что и сам точный портрет налетчика тоже появился в уголовном деле, возбужденном по факту разбойного нападения. 
Это случилось, когда следователь оценил пришедшую к нему удачу, просматривал записи, сделанные видеокамерами охранной сигнализации, что имелись на ряде объектов, расположенный в том микрорайоне.
На одной из них он увидел сохранившимся в оцифрованном электронном виде все, что могло его интересовать. Кроме, разве что, имени, фамилии и месте регистрации разбойника.
Но и таких  фактов полицейским долго ожидать, тоже не пришлось. Тот самый похищенный телефон проявил-таки себя в сотовой сети. Правда, когда нагрянули по адресу абонента, на кого была зарегистрирована сим-карта, оказавшаяся в ZTE V 705, самого телефона у того при себе не оказалось. Рассказал, что недолго пользовался этим подарком своего младшего брата Леонида Шкетова, пока не вернул обратно, купив себе планшет.
Затем, по просьбе полицейских мужчина более подробно остановился на этом своем родственнике. Оказалось, что после лишения на него родительских прав, Ленька попал в одну из, расположенных в Татарстане специализированных школ закрытого типа для трудных подростков. Пробыл там до наступления совершеннолетия, так и не успев при этом окончить и девяти классов. Да и по приезду к родственникам в Бийск, у которых с тех пор появлялся лишь эпизодически, не утруждал себя ни учебой, ни трудоустройством. Больше пьянствовал. А однажды похвастался наколками на левой руке, сделанными по примеру его кумиров из криминальной среды.
Описание татуировок сходилось с тем, что запомнил потерпевший. А когда свидетели еще и уверенно узнали своего родственника на видеозаписи, сделанной на месте происшествия, стало окончательно ясно, кого следует искать.
Правда, сам ленивый недоучка Леонид Шкетов был не так прост, как казалось на первый взгляд. Зарегистрировавшись на постоянное жительство в отдаленном селе пригорода, на самом деле он обитал совсем по другому адресу. Найти который удалось участковому уполномоченному, чей круг ответственности располагался в ином, но столь же отдаленном от города, сельском поселении.
После задержания, когда на очной ставке его опознал потерпевший и стало известно о доказанности неприглядной роли, исполненной прямо перед объективом видеокамеры, Леонид Шкетов во всем  сознался.
Жаль только, что ничего из своей добычи вернуть так и не смог. Заявил, что, опасаясь разоблачения, пуховик и шапку он выбросил в мусорный бак рядом с остановкой общественного транспорта, едва сошел с трамвая, на котором убегал от возможной погони. Телефон за бесценок сбыл незнакомцу, который, видимо, разобрал его на запасные части, поскольку ZTE V 705 для связи больше никем не использовался. Так что обвинение ему предъявили за нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья.
Судебно-психиатрическая экспертиза установила у Леонида Шкетова признаки органического расстройства личности раннего генеза. Но оно выражалось незначительно и не сопровождалось грубыми нарушениями критических и прогностических возможностей. Потому он может в полной мере отдавать отчет своим действиям и руководить ими. По оценке специалистов, в применении принудительных мер медицинского характера обследованный ими пациент не нуждается и признан вменяемым. В качестве отягчающего вину обстоятельства суд признал совершение преступления в состоянии алкогольного опьянения.
В итоге приговорили Леонида Шкетова к двум годам девяти месяцам лишения свободы в исправительной колонии общего режима.