Если бы ты была маленькой

Татьяна Пороскова
Маленькая девочка в белой рубашонке мечется во сне, бьётся, кричит. Она чувствует какую-то угрозу , вскакивает с постели и бежит куда-то. Она не осознаёт, что делает.

В темноте бежит к дверям, распахивает тяжёлые двери.
 Бежит, босая, по коридору, минует крыльцо, бежит по жгучему снегу, не ощущая боли и мороза, и падает в сугроб.

Это была я. И мне, наверное, было лет семь. Это я бежала среди ночи и спасла всю  нашу большую семью от смерти.

За мной кинулась мама. Она бежала на мой крик и нашла меня в сугробе, почти голую, испуганную и плачущую.
- Таня, не плачь, - успокаивала меня мама.
-Если бы ты была маленькая, я бы взяла тебя на руки и унесла.
И она повела меня домой.

Наверное, мама слишком рано закрыла печь с углями. И, если бы не я, никто уже бы не проснулся.

Однажды, когда я пошла на колонку за водой, в городе ещё не было благоустроенных квартир, я стала свидетельницей страшной трагедии. Возле колонки был канализационный колодец.
 При мне рабочий спустился в него и не вылез. За ним слез другой. Тоже не вылез. Шёл прохожий. Решил помочь. А ведь телефонов в то время не было.
Это было отравление газами. И достали потом этих людей бездыханными.

Когда я начала работать учителем в одной из сельских школ Кустанайской области, мне дали отдельный дом с высокой чёрной печкой, которую почему-то называли «голландкой».
Объяснили, как её растапливать щепками, а потом подбрасывать уголь. И наказали, чтобы я никогда не закрывала печь с угольками.
- У нас вся семья погибла недавно, - сказал кто-то напоследок.

А я тетради проверяла до трёх часов ночи. Топила каждый вечер эту «голландку» и всегда оставляла маленькую щёлочку, чтобы угарный газ выходил в трубу.

Топить печи непросто. Надо знать, какие дрова дают больше жара. Какие дрова не дают угара. Это ольховые. Такими дровами отапливали царские палаты. А осиновые дрова не дают сажи.

Но больше всего мне запомнились вот эти мамины слова:
- Если бы ты была маленькой, я взяла бы тебя на руки и унесла.

И когда что-то не ладится у моих детей или внука, мне так и хочется им это сказать:
- Если бы ты был маленький, я бы взяла тебя на руки и унесла.

фото автора