38-2. Тоска об Учителе

Владимир Фёдорович Власов
38-2.

ТОСКА ОБ УЧИТЕЛЕ

Выслушав притчу Чжуанцзы о «Беседе мудрецов», я сказал, что самые приятные минуты в жизни человек может проводить только в беседе с умными друзьями и с любимой женщиной, и пояснил свою мысль так:

- У меня был Учитель, который и являлся моим самым умным другом, но, к сожалению, мы расстались. При расставании он сказал мне, что я сам уже стал учителем, и что Истинный Учитель живёт в сердце каждого человека, и это – он сам. Но то, что живёт в моём сердце, я никак не могу сравнить с моим Учителем. А вот что касается любимой женщины, то у меня ещё не было такой в моей жизни, поэтому я привязан пока-что к Учителю. Я хочу стать учителем для себя, но это так не просто! Для этого, как я думаю, наверное, нужно стать очень мудрым. Но где же набраться этой мудрости?
 
И тогда Чжуанцзы рассказал мне вторую притчу:


УЧИТЕЛЬ

Однажды Янь Юань признался в разговоре
Наставнику Конфуцию, с кем мыслил в споре:
- «Когда идёте вы, и я идти стараюсь,
Когда бежите вы, и я бежать пытаюсь,
Когда спешите очень вы, я следом поспешаю,
Во всём за вами следовать себе я не мешаю,
Когда вы быстро мчитесь, пыль не поднимая,
Я отстаю от вас, и лишь в вас взор вперяю».
Его спросил учитель: «Что это означает»?
Наставнику Янь Юань с почтеньем отвечает:
- «Когда вы говорите, я говорить стараюсь,
Когда вы спорите, я в спор вступить пытаюсь,
Когда вы рассуждаете, тоже рассуждаю,
Когда ж без пыли мчитесь, я вас не понимаю:
Когда молчите вы, то вам все доверяют,
Не дружите ни с кем, но вас все восхваляют,
Регалий нет у вас, но все же к вам стремятся,
Скажите мне, как это может объясняться?
- «О! - восклицал Конфуций, - но разве то не ясно?
Ломаешь голову ты по пустякам напрасно?
Печаль о смерти разума всего ведь в нас сильнее,
О смерти человека же печаль всё же слабее.
Дела свои вершат все, когда солнце восходит,
Все отдыхать ложатся, когда оно заходит.
Так происходит в жизни, жизнь нас всех проявляет.
Проявится смерть если, всё сразу исчезает.
Всё появляется, когда солнце восходит.
Но исчезает всё, когда оно заходит.
И так творится всё со смертью и рожденьем,
Во всей Вселенной мы все связаны движеньем.
Однажды с телом разум мудреца мной был получен,
Со мной он неизменен до конца, и не изучен.
С умом и телом я всё нахожусь ещё в движенье,
Не ведая, когда придёт моё успокоенье.
Само собою образовалось моё тело,
Когда оно исчезнет, мне до того нет дела.
И с каждым годом я старею и дряхлею,
Но вряд ли впереди десяток лет имею.
Мне всё труднее с новыми властями ладить,
Не горько разве твою дружбу мне утратить?
Считаю я порою золотою
Мою жизнь, проведённую с тобою,
Раскрыл ты всё, что мне когда-то раскрывалось.
Но думаю, что кое-что ещё осталось.
Ты ждёшь напрасно того, кто вскоре удалится,
Но многому меж нами не суждено забыться,
И стоит ли печалиться о том, что не вернётся,
Оно ведь не утрачено, а в сердце остаётся».

Я поблагодарил Чжуанцзы за утешительные слова, и сказал, что с Учителем я мог поговорить на любые темы, и он всегда давал мне такие советы, которые рассеивали все мои сомнения.

- Но сейчас мне не с кем посоветоваться, - сказал я, - пищу для разума я нашёл, но вот как питать мои чувства, воспитывая в себе Великую Любовь, мне не ведомо. Я знаю, что чувства постоянно входят в противоречие с нашим разумом. А страсть может привести человека даже к безумию. Но разве можно человеку жить в этом мире без чувств и страстей? И как воспитать себя так, чтобы мысли не суетились, как обезьяны, а страсти не неслись как кони.

- Но безумие, - улыбнувшись, сказал Чжуанцзы, - это обычное состояние человеческой души, и его не нужно сдерживать. Безумие часто позволяет человеку делать потрясающие открытия. О безумии достаточно хорошо знает Ян Чжу. Если хочешь, я приглашу его к нам на беседу?

Я с радостью согласился встретиться с Ян Чжу, который поведал мне свою притчу.

БЕЗУМСТВО

Издалека к философу пришёл мужчина.
С тоской упрашивал: «Не вылечишь мне сына?
Я много на леченье серебра потратил,
Он в детстве был умён, но разум свой утратил».
И Лаоцзы спросил его: «В чём это видно»?
Тот начал объясненье: «Мне до слёз обидно,
Он принимает тень за свет, добро за зло,
За песню плач. Ну как мне с ним не повезло!!!
Считает мёд горечью, духи – зловоньем,
Снег – чёрным, дома людей – гнездом вороньим».
Философ выслушал доводы с большим вниманьем,
В них не нашёл веских для безумства оснований.
- «Ты почему думаешь, что сын безумен?
Любой к жизни подход по себе разумен.
Говорить в мире об истине так сложно,
Кто может знать, что в нём истинно, что ложно?
Одной болезнью в мире многие страдают,
Поэтому никто её не замечает.
Безумье сына весь мир перевернуть не сможет,
Безумен если сам мир, то кто ему поможет?
Представь, все – как сын твой, ты сам бы стал безумным.
Не объяснил б им всего умом разумным.
Кто смог познать б во всём вкус радости, печали?
Где истина, где ложь? И что стоит вначале?
Ведь, может быть, и мои слова безумны,
Разве советы могут быть все разумны?
Найти ли можно от безумства исцеленья? 
Своим умом не лучше жить ли без стесненья.
Домой ты лучше поскорее возвращайся.
И с сыном повнимательнее пообщайся».

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович