Свобода выбора и воли

Прохорова Татьяна
Свобода выбора и воли. С чего она начинается? Когда мы делаем свой первый выбор?

Родители, страна – их мы не можем выбрать. Садик – куда мама отведёт… Вот оно! Книги... Научившись читать, мы выбираем своё окружение. Мудрые родители умело пользуются этим, создавая дома хорошие библиотеки из книжек, обучающих состраданию, любви, взаимовыручке, настоящей дружбе. И тогда, даже если в садике или школе нет достойных друзей – ребёнок не будет водиться «не с теми», ему будет просто не интересно… Его душа, психика, воспитана иначе, у него другие потребности, и он не станет своим среди хулиганов или агрессивных ребят.

Мы растём, и растёт наша свобода. Первый класс. В некоторых школах это означает свободу выбирать, с кем сидеть за партой. И уж точно – с кем играть на переменках. С кем дружить, к кому ходить в гости после уроков, вместе гулять, в кино и даже целые выходные провести…

Наше окружение. Оно формирует нас – то, как мы будем смотреть на этот мир, как воспринимать его, какая у нас будет система ценностей. Какими мы будем? Ворчунами? Склочными? Всегда всем недовольными? Жизнерадостными? Рисковать жизнью или ценить жизнь? Дело не только во врождённых качествах и свойствах. Окружение… Мы не можем (чаще всего) взять и так запросто поменять страну проживания, да что уж, даже город, улицу, дом… Но наше окружение – это то, что целиком и полностью зависит от нас.

Какую музыку мы слушаем? Что’ за слова раз за разом повторяем за любимым исполнителем? Как это формирует мышление – какое оно становится, к чему побуждено, какие желания вызываются, какие образы, ассоциации? Музыку пишут на пике переживаний. И слова. Какой отклик она находит в нашем сердце? Не стоит обманываться, что музыка из порнофильма или кровавого боевика всего лишь красивый саундтрек. Это то окружение, которому мы позволяем себя формировать. В этот момент мы знаем, что играет. Даже если сознание забудет, наше подсознание будет помнить – мы ведь, когда составляем плейлист видим, что скачиваем, и это знание будет влиять на нашу совесть.

Какие читаем журналы? Какие посещаем сайты? С кем переписываемся в чатах? Какие смотрим передачи, фильмы? В какие играем игры? Если фильмы мы пассивно наблюдаем с дивана с чипсами, то в играх мы – активные участники. Убиваем, стреляем, едем в танке, живём жизнью персонажа… Мы как бы репетируем все эти действия, чтобы потом их осуществить в реальной жизни... Всё это тоже наше окружение.
Наша работа, коллеги. Насколько мы близки? Позволяем ли мы формировать себя как хороших специалистов или же как личность тоже? Перенимаем их качества, устремления? Это зависит от того, с кем мы работаем…

Наши друзья. Вот кто формирует нас непрерывно и от кого мы зависим в нашем развитии от плохого к хорошему. Друг, по сути, это второй я. Взаимное проникновение в мир друг друга. Взаимное обогащение, отдача и получение. Кто укрепляет наши руки в борьбе за лучшего себя. Здесь вопрос окружения и свободы выбора и воли стоит как нельзя более остро… Мы перенимаем друг у друга и хорошее, и, порой, плохое. И ответственны за это мы сами, ведь это мы выбрали друга. А иногда отношения себя исчерпывают, и мы понимаем, что больше не хотим, чтобы нашим окружением был наш друг. Мы расстаёмся, потому что мы осознаём ответственность за свободу выбора и воли. Ответственность за выбор окружения.

Родные. Их мы, как уже говорили, не выбираем. Это те, кто с нами всю нашу жизнь. Обычно есть возможность жить отдельно. Но, бывает, мы живём большой семьёй и искусство выстраивать свои границы, не позволяя формировать себя и навязывать ложные установки, помогает сохранить добрые отношения с близкими. Умение дать понять, что вы против вмешательства в вашу взрослую жизнь особенно активным родственникам, сделает их со временем более спокойными. И здесь понимание своей свободы выбора и воли помогает почувствовать себя действительно свободным. По – настоящему.

Итак, на нас лежит ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за то, КАК мы распоряжаемся данной нам свободой – свободой выбора и воли в выборе окружения.

Как мы поступим?..